- Главные причины
- Основные цели
- Первая реформа
- Сложности реформы
- Вторая реформа
- Третий этап
- Учреждение губерний
- Система управления
- Значение областной реформы Петра Великого
- Реформа 1727 года
- Изменения с 1775 г .: Наместничество.
- Историческое значение
- Реформы Павла I и Александра I
- От губернии к области
- Административный состав по состоянию на 1914 год
- Советский период
Главные причины
Одной из важнейших причин региональной реформы было территориальное деление России, которое сильно устарело в начале 18 века. Он был загроможден и запутан. Основными территориальными единицами того времени были уезды, которыми было трудно управлять из центра.
Чтобы составить представление, следует отметить, что Россия была разделена на 146 округов, находящихся под контролем губернатора. Кроме них существовали автономные территории — волости.
К основным причинам проведения региональной реформы следует отнести новую систематизированную форму финансирования, которая могла бы наладить бесперебойное обеспечение материально-продовольственного снабжения российской армии и флота в период Северной войны с одной из развитых стран мира. Европа — Швеция.
Основные цели
Сокращение административно-территориальных единиц путем объединения. Назначение финансово ответственных лиц для выполнения возложенных на них функций по управлению ими, что позволило бы наладить бесперебойное снабжение армии и флота всем необходимым: человеческими ресурсами, оружием, материалами, продуктами питания, фуражом, а также обмундированием.
Усилить вертикаль власти на местном уровне за счет реформирования административного аппарата. За основу были взяты шведские стандарты. Увеличение военных расходов и, как следствие, государственных нужд, создание бюрократического аппарата, подобного западноевропейскому, и увеличение сбора налогов.
Первая реформа
Раздел России на восемь губерний в 1708 году
Этот тип единства был создан указом (указом) Петра Великого от 18 декабря 1708 г. «О создании вверенных им губерний и городов», разделившим Россию на восемь губерний .
Сложности реформы
Губернская реформа проводилась параллельно с введением коллегиального строя. Поэтому царь Петр I представил губернаторам советников (ландратов), которые должны были избираться из числа местных дворян. Однако на практике идея не удалась: губернаторы сами выбрали своих людей, поэтому советы отменили.
Пример 1
Губернаторами назначались только доверенные лица, близкие к царю, например, генерал-губернатором Петербургской губернии был А.Д. Меншиков.
Но эти доверенные люди были слишком заняты, чтобы постоянно управлять провинциями, а вице-губернаторы не обладали такой широтой полномочий, и, кроме того, они могли быть не слишком надежными.
Вторая реформа
В 1719 г губернии были разделены на провинции. Впоследствии количество провинций было увеличено до 23 .
Губернаторство Российской Империи (1708-1726) | |||||||
1708-1710 гг | Казань | Ингерманландия | Азов | Смоленск | |||
1710-1713 | Санкт-Петербург | ||||||
1713-1714 гг | Летать | Линия | |||||
1714-1717 гг | Н. Новгород | ||||||
1717-1719 гг | Астрахань | ||||||
1719-1725 гг | Нижний Новгород | Reval | |||||
1725-1726 гг | Воронеж | ||||||
1726 | Смоленск | ||||||
Архангельгородская, Киевская и Сибирская губернии оставались неизменными между 1708 и 1726 годами. |
Третий этап
Завершающим этапом петровских реформ можно считать изменения, произошедшие в 1727 году, через два года после смерти Петра 1. Раскладывающиеся в них полки были выведены из провинции. Восстановлено единое правление губернаторов и губернаторов. Районы были ликвидированы, и на их месте появились уезды.
Были образованы две новые области, Новгородская и Белгородская, разделенные соответственно Санкт-Петербургом и Киевом. В таком виде государственное деление с некоторыми последующими изменениями, касающимися сокращения губерний, сохранялось до 1775 года, когда была проведена провинциальная реформа Екатерины II, придавшая окончательный вид Российской империи.
Учреждение губерний
18 декабря 1708 г был издан указ Петра I, согласно которому было учреждено 8 губерний:
- Москва с 39 районами во главе со Стрешневым Тихоном Никитичем;
- Ингерманландия (впоследствии Санкт-Петербург) с 29 уездами во главе с Александром Даниловичем Меньшиковым;
- Киевская с 56 уездами во главе с Дмитрием Михайловичем Голицыным;
- Смоленская с 17 районами во главе с Салтыковым Петром Самойловичем;
- Архангельгородская с 20 уездами во главе с Голицыным Петром Алексеевичем;
- Казань с 71 районом во главе с Апраксином Петром Матвеевичем;
- Азовская с 77 районами во главе с Апраксином Федором Матвеевичем;
- Сибирский с 30 городами во главе с Матвеем Петровичем Гагариным.
Территория провинции была довольно обширной. Например, в Московскую губернию входили современные Москва, Калуга, Тула, Рязань, Владимир, Кострома и часть Ярославской области.
Впоследствии Петр увеличил количество губерний еще на три, образовав Рижскую, Астраханскую и Нижегородскую губернии и разрушив Смоленск как независимый, разделив его между Московской и Рижской губерниями.
Пять из десяти губерний — Ингерманландия, Рижская, Архангельская, Азовская и Астраханская — были морскими и относились к регионам, удаленным от моря. Это было сделано для того, чтобы сборы налогов с этих территорий содержали флот (с этой же целью 25 городов и уездов были закреплены за судовыми лесами). В Малороссии была своя гетманская администрация, но в городах области были русские гарнизоны, а в военном отношении областью правил русский наместник.
Система управления
Во главе провинций ставились губернаторы, в основном военные. Губернаторы командовали войсками, дислоцированными в провинции, и в то же время были главными руководителями гражданской администрации. Губернаторы других губерний не всегда были военными, например, в Казанской и Нижегородской губерниях. На губернаторов не возлагались задачи по благоустройству местного населения. Они должны были: собирать государственные налоги, следить за тем, чтобы все задачи, возложенные на провинцию, были выполнены, чтобы определенное количество новобранцев и рабочих из провинции было доставлено вовремя. Если правитель передавал деньги, припасы, новобранцев сверх установленного числа, его ждала королевская милость. В случае нехватки губернатору грозил штраф за каждого пропавшего без вести, что приводило к конфискации в пользу состояния его имущества.
С 1712 г при губернаторах создавались особые земельные советы. Указом от 20 января 1714 года помещики должны были избираться в городах или губерниях из числа дворян. Но эта мера не была реализована: окончательное утверждение ландратов было передано в сенат. В 1716 году Сенату было приказано назначить ландратов офицерами, уволенными из-за травм или старости и не имевших деревень. Зарплата Ландрата была для этих пенсионеров как пенсия. Следовательно, ландраты могли быть назначены сенаторами не из местного дворянства. Указом от 24 апреля 1713 года ландраты сформировали совет при губернаторе, при этом губернатор исполнял обязанности президента. Дела в этом совете по аренде земли при губернаторе решались большинством голосов. По закону ландраты не подчинялись губернатору, но были его товарищами. Но на самом деле финансовый совет сильно зависел от губернатора, который считал их помощниками.
К 1715 г губерния была разделена на части по 5 536 семей в каждой, и каждая доля находилась в ведении особого ландрата, который в пределах своей доли управлял всеми видами земского капитала и хозяйств. В 1715 году землевладельцам было приказано жить в пределах своей квоты в определенном городе, и губернаторы были упразднены. У губернатора всегда было два земельных налога, а землевладельцы, контролировавшие акции, должны были приезжать в провинциальный город один раз в год. В этой роли помещики советников очень скоро перешли на должность исполнителей приказов губернатора и под руководством губернаторов отвечали за различные дела губернской администрации: собирали провизию для армии, налоги, рабочие для строительства и земляных работ на острове Котлин и Санкт-Петербурге, ямщики, кузнецы, плотники были отправлены в столицу, составили различные счета, участвовали в распределении налогов по губерниям, переписке и опросе количества семей, и т.п.
С 1699 г бывшие уезды стали называть себя провинциями. Бывшие губернаторы остались во главе провинций; в 1710 г их переименовали в полководцев. Губернаторов крупных городов стали называть главнокомандующими, а подчиненных главнокомандующему наместников малых городов просто называть командирами. С 1715 года главнокомандующие и командиры в городах, где не было гарнизонов, были заменены помещиками. Провинциями назывались такие районы, которые находились очень далеко от провинциального города и составляли в себе определенный экономический и административный район. Таким образом, города Верхнего Поволжья, отнесенные к Петербургской губернии во главе с Ярославлем, составляли особую Ярославскую губернию, и это была единственная губерния Петербургской губернии. Таким образом, правильного деления Петровских губерний на губернии в описываемое время произведено не было: административное деление до 1715 г входило в состав. В Архангельской губернии было две губернии: Галицкая и Устюгская, в Московской губернии — восемь губерний, в Киевской губернии — ни одной, т.к. Малороссия делилась на полки.
Значение областной реформы Петра Великого
Региональная реформа Петра I придала жизни российского государства бюрократический характер западноевропейского толка. Реформа сыграла значительную роль в победе в Северной войне 1700-1721 годов, обозначив разделение судебной и административной, военной и гражданской властей. Однако штат госслужащих значительно увеличился, а значит, и расходы на их содержание, хотя они были намного ниже, чем в Швеции..
Реформа 1727 года
В 1727 году административно-территориальное деление было изменено. Районы были упразднены, на их месте вновь введены уезды. Границы «старых» кварталов и «новых» округов во многих случаях совпадали или почти совпадали. Образовались Белгородская (отделенная от Киева) и Новгородская (отделенная от Санкт-Петербурга) губерния.
Впоследствии, до 1775 года, административная структура оставалась относительно стабильной с тенденцией к распаду. Провинции формировались в основном на вновь приобретенных (завоеванных) территориях, в некоторых случаях несколько провинций старых провинций были разделены на новые. В октябре 1775 года территория России была разделена на 23 губернии, 62 губернии и 276 уездов (количество уездов в Новороссийской губернии неизвестно и не входит в общее количество).
Изменения с 1775 г .: Наместничество.
Согласно реформе 1775 г деление на провинции и далее на уезды (уезды) было основано на численности населения, а термин губерния был заменен синонимом русского происхождения: наместничеством, иногда переводимым как «управляемый». Однако термин «провинция» все еще использовался. Этими наместниками правили наместники (губернатор) (дословный перевод: «депутат») или «генерал-губернаторы» (генерал-губернатор, генерал-губернатор). Следовательно, термин «генерал — губернаторство» (генерал — губернаторство, генерал — губернаторство) использовался для обозначения фактически управляемой территории. Канцелярия генерал-губернатора имела больше административных полномочий и занимала более высокое положение, чем предыдущая канцелярия губернатора. Иногда генерал-губернатор правил несколькими провинциями.
Постановлением Сената России от 31 декабря 1796 г пост генерал-губернатора был понижен до прежнего уровня губернаторства, и Россия снова была разделена на губернии, которые делились на уезды, а затем на волости (волости); однако до революции 1917 года в России существовало несколько генеральных правительств, состоящих из разных провинций .
Историческое значение
Историческое значение губернской реформы 1775 г заключается в изменении структуры местного самоуправления в стране. У этого свойства были как положительные, так и отрицательные стороны. Если рассматривать общие изменения, то он изменился:
- Провинции были ликвидированы, но в связи с расширением количества административных единиц государственных структур стало не меньше.
- Дворяне получили власть в уездах (на местах). Теперь они были лично заинтересованы в развитии округов. Дворяне стали вотчиной, на которую опиралась власть для управления страной.
- Единые правила правления были введены на всей территории Российской империи: казачьи вожди приравнены к дворянам (1783 г.), на Украине утверждено крепостное право (1775-1783 гг).
Реформы Павла I и Александра I
Образование провинций во время правления Павла I происходило после смены названий административно-территориальных единиц. Во время реформы 1776 года произошло объединение: губернаторства официально стали провинциями, на территориях, где существовала вероятность восстания или иностранного нападения, генерал-губернаторы оставались на их месте.
Схема управления провинциями не изменилась во время правления Александра I, но в период с 1801 по 1802 годы подавленные территории были восстановлены.
Посмотрите, какими были провинции в то время. Следует отметить разделение территориальных единиц на 2 группы: в европейской части России сохраняется генеральная провинциальная организация (состоит из 51 провинции), а на периферии осуществляется мониторинг системы генеральных губернаторств (всего 3 провинции). В некоторых регионах — Кубанской, Уральской, Забайкальской, Донской, Терской — губернаторы были одновременно атаманами казачьих войск. В 1816 г возникло 12 губерний по 3-5 провинций в каждой.
От губернии к области
В конце 19 века образовалось 20 регионов — это административные единицы, похожие на провинции. Слово «регион», в отличие от заморского «провинция», действительно старославянское и означает «владение» (владение).
Регионы располагались на территориях, граничащих с другими государствами, не имели своей Думы и нарушались другими правами, управлялись военными губернаторами и входили в состав огромных генерал-губернаторов. Упрощен аппарат местного самоуправления и усилено подчинение тому же губернатору.
Первый генерал-губернатор России — А.Д. Меньшиков — вступил в должность в 1703 году
Административный состав по состоянию на 1914 год
До начала двадцатого века провинциальный аппарат имел свою силу в местном самоуправлении. С 1907 по 1910 год во время Столыпинской реформы был создан Объединенный дворянский совет.
Временное правительство сохраняло губернские деления, ими руководили губернские комиссары и уезды — уезды. Параллельно с этим формировалась система Советов в противовес Временному правительству.
Советский период
Первоначальное провинциальное деление сохранялось в течение некоторого времени после Октябрьской революции 1917 года, но было установлено губернским исполнительным комитетом. Это исполком, избранный губернским съездом Советов.
В конце 1918 г в составе государства было 78 губерний, а до 1920 г. 25 из них вошли в состав Финляндии, Польши и стран Балтии. С 1920 по 1923 год на всей территории РСФСР появлялись новые автономные образования: ежегодно образовывалась новая губерния.
Состав регулярно менялся, но в результате реформы в 1929 году окончательно исчезли провинции, появились области и территории, в которые в свою очередь вошли районы, районы, сельские советы, что мы наблюдаем и сегодня.