Краткая история налогов и налогообложения в России

Предпосылки реформы

Петр 1 известен тем, что вводит налоги буквально на все. Часто можно услышать анекдот, что во времена Питера не платили, разве что за воздух. Это действительно так. Любимый фрукт царя (армия и флот) съедали гигантские деньги, которым в начале правления нечем было отдать. Например, в 1710 году было собрано 3,1 миллиона рублей налогов, но общие расходы казны составили 3,8 миллиона, из которых 2,7–2,8 миллиона (в разных источниках цифры немного разные) пошли на армию и флот.

Денег не хватило, и Петр даже ввел особую должность — наживщика. Прибыли — это люди, которые выполняли только 1 функцию: искали средства для обогащения клада. Проще говоря, они придумали новые налоги как самый простой способ получить деньги.

Причины преобразований в налогообложении

В начале своего правления Петру требовалось много денег, чтобы построить флот и содержать армию. В 1710 году растрата казны составила 3,8 миллиона рублей при собранных налогах в размере 3,1 миллиона. Царь даже ввел особую должность — спекулянта, который искал средства для пополнения казны. Фактически, из прибыли появились новые налоги, иногда абсурдные, такие как налог на банные заведения или налог на бороду. Катастрофическая нехватка наличных денег в казне послужила поводом для реформ налоговой системы.

Перепись тяглового населения

Тяглов в петровские времена — так назывался двор черного посадского человека, ремесленника или купца, зарегистрированного в кадастровой системе (буква сошная) для уплаты налогов или отбывания повинностей. Доля совокупного налога на семейную ячейку рассчитывалась на основе состава семьи и принадлежности к бизнесу.

Количество дворов, подлежащих налогообложению, рассчитывалось по количеству дверей. Чтобы платить меньше, фермеры соединили несколько ферм и заблокировали дополнительные ворота. Из-за этой находчивости налоговые отчисления ежегодно уменьшались, а численность населения оставалась неизменной или увеличивалась.

сборщик налогов при Петре I

В России посуточные переписи проводились в 1698 и 1710 годах. По их данным, численность населения сокращалась, особенно это заметно в северных и центральных регионах страны. Снижение связано с несколькими причинами:

  • набор в армию и флот;
  • привлечение людей на верфи;
  • масштабное строительство крепостей;
  • строительство Санкт-Петербурга;
  • чумы из-за эпидемий и неурожайных лет;
  • бегство призывного населения в южные районы, Сибирь и за границу.

Занижение данных переписи было выгодно не только налогоплательщикам (фермерам и гражданам), но и землевладельцам, которые собирали эти налоги. Меньше семей — меньше работы, больше шансов на незаконное вымогательство со стороны местной администрации.

В 1716-1718 годах перепись ландратов проводилась местными чиновниками (ландратами). Он учел точную численность населения обоих полов, включая вольных, ходячих и рабов. Перепись завершилась только в 1722 году, и на основании ее данных был рассчитан новый налог на выборы.

Суть подати

До 1724 г в России при податных судах. Они основаны на наличии земли и крестьян, в результате чего была рассчитана сумма налога. Петр 1, искавший всевозможные способы пополнения казны, заменил этот налог подушным. То есть теперь налог платил каждый человек. С этой целью в 1718 году была проведена перепись населения, которая зафиксировала в стране около 5,8 миллиона жителей. На самом деле эта цифра была выше, так как многие прятались от писцов и платили меньше денег. Во время переписи впервые регистрировались не только жители, с которых был обложен налог, но и классы, которые были свободными (свободные люди, странствующие люди, рабы).

Начиная с 1724 г., были установлены следующие размеры подушной подати:

  • 70 копеек с каждого человека вне зависимости от возраста.
  • 1,2 рубля с тех, кто не зависел от крестьян.

Действительно, цена свободы установлена ​​(неофициально, конечно) — 40 копеек.

Файл опроса значительно увеличил поступления в бюджет. В 1725 г было собрано всего около 9 млн. Руб. Налогов, тогда как в середине петровского царствования в основном собиралось около 3 млн. Руб.

Подворные переписи

В семнадцатом веке с развитием ремесел и торговли единицей налогообложения вместо земельного участка стал двор (то есть ферма), а «перепись» была преобразована из помещиков во дворы. В основном они учитывали налогоплательщиков населения. Бухгалтерский учет существует в России чуть более полувека. Всего известно 4 переписи домохозяйств. Первая была проведена Алексеем Михайловичем Романовым (1646–1647), последняя, ​​так называемая стандартная перепись — Петром I в 1715–1717 годах.
В правительственном мандате четко определены цели переписи 1646 года. «Как будут переписаны крестьяне, публичные дома и их семьи, — сказал он, — согласно этим переписным книгам, крестьяне и публичные дома, их дети, братья и внуки будут сильными» даже без установленного возраста .. люди после этой переписки учат беглых крестьян принимать и хранить их, а имения и помещики этих крестьян, судя по суду, поиску и по этим переписным книгам, дают…».
Перепись 1646 года, в отличие от описаний более ранних писцов, была в первую очередь подсчетом населения. Писцы записывали все пассивные предметы мужского пола, включая детей (последних — с указанием их возраста). Таким образом, результаты переписи служили двойной задаче: они стали правовой основой для еще большего рабства крестьян и основой для сбора налогов. Последующая перепись населения проводилась в 1676–1678 годах.
Сюда послали писца и нескольких его помощников для проведения переписи. Писцу выдали ордер: инструкцию, как проводить перепись. Кроме того, ему были вручены «книги с приправами» — копии материалов из более ранних описаний местности, куда направлялся писец. Например, во время переписи 1676-1678 годов книги переписи 1646 года использовались в качестве «одежды». Местный воевода был обязан помогать прибывшим в его район цензорам, назначать помощников из местного населения и обеспечивать их все необходимое, начиная с еды. В 1720-х годах переписная комиссия должна была выдать, например, «тушку баранины, курицы и лука, чеснока, яиц и масла в постный и постный день . где какая рыба искрится». Непосредственная работа писцов началась с того, что, попав в поля и волости, в монастырские имения и имения, они должны были «в тех имениях и имениях . целовавшие приносили им сказки…». «Сказками» в данном случае назывались отчеты о количестве крестьян в феодальной усадьбе или о горожанах в проектном дворе.
Облагаемое налогом население, естественно, по результатам переписи старалось уменьшить размер налогов с него. Были разные способы обмануть писцов, и они были хорошо известны, они были перечислены в инструкциях для писцов, но это мало помогло. Самый простой способ, разрешив «жилые дворы писать пустыми», заключался в том, чтобы граждане на период переписи просто уехали к своим родственникам или даже временно покинули город, оставив двор пустым. Нередко крестьян «переселяли со многих дворов в один», отгораживали два двора забором, а иногда просто укрывали дворы от писцов.
Перепись 1710 года, проведенная при Петре, имела характеристики домашней переписи, но была сделана попытка зарегистрировать оба пола. Случилось так, что с переписи 1678 г до переписи 1710 г количество налоговых хозяйств уменьшилось на 19,5%. Петр отверг результаты переписи 1710 года, приказал им принять налоги на книги 1678 года и провести новую перепись в 1716 и 1717 годах. Перепись 1716 года особенно информативна. В нем указано, кто умер и когда, кто инвалид, где члены семьи находятся на момент переписи. Кроме того, данные сравниваются с переписями 1678 и 1710 годов.
Сама перепись предопределила резко негативное отношение со стороны населения, и даже самые суровые наказания за сокрытие не дали правительству желаемых результатов. Многие ошибки были вызваны невежеством и халатностью писцов, а также взятками писцам за недостающие дворы. С другой стороны, из-за неполучения взятки пустующие дворы регистрировались как жилые, были случаи пропажи целых деревень или одно и то же село переписывалось дважды.

Ревизии (подушные переписи)

В начале 18 века налоговая система претерпела новые изменения. Был введен подушный налог, единицей которого была мужская душа. В соответствии с новой системой налогообложения принята и новая форма учета населения — так называемые ревизии («переписи столицы»). Всего в России проведено 10 аудитов.
Указ об исполнении 1 ревизии был издан Петром I 26 ноября 1718 года. Он начался после опубликования указа Сената от 22 января 1719 года и длился до 1727 года. Не только русские, но и большинство других народов были переписаны. И все же ряд народов (башкиры, часть татар и др.) Не учитывались. Кроме того, изначально поправка не распространялась на Прибалтику, Малороссию, Слободскую Украину и украинцев, проживающих в регионах России. Правда, позже на всех этих территориях проводились проверки местного населения или другие формы учета населения (например, в Малороссии — «перепись» с учетом количества семей и служащих казаков).
2-я ревизия была внесена после опубликования указа от 16 декабря 1743 г.: она началась в 1744 г и закончилась в 1747 г. Она, как и 1-я ревизия, еще не охватывала определенное количество народов (башкиры, часть татар, сибирские племена, саамы). Второй аудит на территории Малороссии не проводился. Однако 2-й аудит охватил некоторые категории населения, которые не были охвачены 1-м аудитом. В частности, учитывались жители Англии (часть нынешней Ленинградской области, населенная финнами), украинцы на русских землях и в Слободских полках, а также иностранцы, обращенные в православие. Указ Сената от 22 марта 1746 г предусматривал, что этническая принадлежность населения, учитываемая при проверке, должна регистрироваться отдельно, а при регистрации крещеных иностранцев разрешалось не указывать свою национальную принадлежность.
спустя 17 лет после начала второго аудита было принято решение о проведении третьего аудита. На этот раз правительство пришло к выводу, что все женщины также были включены в обзорные счета. Раньше их количество определялось удвоением количества самцов. Третья ревизия началась в 1762 году и была практически завершена к середине 1764 года. С учетом всех переходов и «беглых душ» общая численность населения России в 1763 году составляла 23 200 тысяч человек. Однако в обзоре недооценивается значительная часть населения, и впоследствии, уже в ходе следующего, 4 обзора, большое количество приписываемых душ было обнаружено недооцененными по 3 отзывам. В начале 3-го аудита окончательно составлен перечень категорий населения, подлежащих аудиторской регистрации, и разработана форма документов, оформленных в ходе аудиторских проверок. Начиная с 3-й редакции, вводится единая печатная форма истории изменений, которая оставалась практически неизменной до 10-й редакции. Начиная с 3-й ревизии, в сказки включены сведения обо всех мужских и женских людях (фамилия, имя, отчество, возраст, сословная принадлежность, место жительства).
В 1781-1783 годах произошло 4 ревизии. В отличие от всех предыдущих, он распространился по всей территории России, включая даже те периферийные районы, где раньше производились только их локальные расчеты. Он указал на этническую принадлежность не только «некрещеных неверных», но и «новокрещенных», то есть перешедших в Православие в 30-50-х годах XVIII века. Этнические общности, давно принявшие христианство, не выделялись: белорусы, поляки (кроме проживающих в Риге), латыши, эстонцы, ижорцы, карелы, финны, коми, коми пермяки и т.д.
23 июня 1794 г был издан личный указ о следующей, 5-й ревизии, которая должна быть завершена к началу 1796 г. Формы документов остались такими же, как и 4-й ревизии. По его результатам, в России уже проживало 28,3 миллиона человек.
Последующие ревизии — 6, 7, 8, 9 и 10 стали проводиться в 1811, 1815, 1833, 1850, 1857 годах..
Для некоторых категорий населения информация о специальности заносится в счет 7 формы обзора; информация о женском полу выделена и собрана в правой части рассказа.
Проверки не охватывали полностью все население, большинство из них не охватывали всю территорию страны и длились с течением времени (хотя их сроки постепенно сокращались). Фактически, на протяжении почти полутора веков аудиты были единственной достаточно широкой формой учета населения страны, только в некоторых областях, помимо этих, проводились местные расчеты.
Аудиторские отчеты позволяют установить следующую информацию: классовая принадлежность лица, составляющего учетную запись; возраст, фамилия (при наличии), имя, отчество и место рождения; место постоянного проживания; наличие детей мужского и женского пола (кроме 1-2 и 6 ревизий) с указанием времени и места их рождения; родственники и «работники» с указанием фамилии, имени, возраста и класса принадлежности; сумма налогов, уплаченных в казну; финансовое положение лица, выставившего счет (не всегда); в некоторых случаях для 1-5 отзывов — национальность; 1 отзыв — инвалидность («калека», «слепой»). Может быть определен возраст на момент переписи, а не год рождения; поэтому год рождения, рассчитанный для разных ревизий, как правило, отличается.
Категории населения, перечисленные в обзорных отчетах того времени: буржуа, духовенство, солдаты, гильдии, купцы, крестьяне. В последнюю категорию вошли следующие группы: бесплатные производители, садоводы, боби, черноволосые, садовые, дешевые, специфические и т.д. Семейное положение каждого из подписчиков, переписываемых для обзоров, было внесено в настоящее и в прошлое. «переписные листы». Например, служба в армии имела следующие варианты: набирать, передавать воинам, в ополчение, передавать в тюремные компании. Информация о перемещениях населения считалась важной там, где существовали варианты, такие как: переселение, переселение в одиночку, переселение, возникновение из ниоткуда, в случае неизвестного отсутствия, в бегах, освобождение.
Однако даже самые последние изменения были далеки от всеобщей переписи, поскольку они не включали большую группу, освобожденную от регистра. От бухгалтерского учета были освобождены:
1) дворяне,
2) статус сотрудника,
3) домашние учителя,
4) нижние воинские звания (донское, черноморское и др. казаки),
5) почетные граждане,
6) лица, принадлежащие к отделениям почты и театра,
7) все лица, получившие научную, медицинскую, академическую квалификацию,
8) мастера государственных заводов и тд
Не все обзоры сохранились. Не все выжившие описаны (т.е.они были включены в инвентарь), то есть, даже если они есть, они скажут вам, что это не так. Те, что выживают, не всегда передаются исследователям — для этого они должны быть сшиты, пронумерованы и в хорошем состоянии, но на самом деле хранятся в федеральных архивах — сборниках старинных книг и рецензий, Коллегии экономики (РГАДА); Сенат, Управление по налогам и другим сборам Минфина (РГИА) — а в региональных архивах — средства советов директоров, казначейских палат, буржуазных старейшин, временных районных контрольных комиссий переписей населения Всероссийской, личные средства.

Первая ревизия (1718-1727)

Указ об исполнении 1 ревизии был издан Петром I 26 ноября 1718 года. Он начался после опубликования указа Сената от 22 января 1719 года и длился до 1727 года. Не только русские, но и большинство других народов были переписаны. И все же ряд народов (башкиры, часть татар и др.) Не учитывались. Кроме того, изначально поправка не распространялась на Прибалтику, Малороссию, Слободскую Украину и украинцев, проживающих в регионах России. Правда, позже на всех этих территориях проводились проверки местного населения или другие формы учета населения (например, в Малороссии — «перепись» с учетом количества семей и служащих казаков).

Вторая ревизия (1743-1747)

2-я ревизия была внесена после опубликования указа от 16 декабря 1743 г.: она началась в 1744 г и закончилась в 1747 г. Она, как и 1-я ревизия, еще не охватывала определенное количество народов (башкиры, часть татар, сибирские племена, саамы). Второй аудит на территории Малороссии не проводился. Однако 2-й аудит охватил некоторые категории населения, которые не были охвачены 1-м аудитом. В частности, учитывались жители Англии (часть нынешней Ленинградской области, населенная финнами), украинцы на русских землях и в Слободских полках, а также иностранцы, обращенные в православие. Указ Сената от 22 марта 1746 г предусматривал, что этническая принадлежность населения, учитываемая при проверке, должна регистрироваться отдельно, а при регистрации крещеных иностранцев разрешалось не указывать свою национальную принадлежность.

Третья ревизия (1762-1764)

спустя 17 лет после начала второго аудита было принято решение о проведении третьего аудита. На этот раз правительство пришло к выводу, что все женщины также были включены в обзорные счета. Раньше их количество определялось удвоением количества самцов. Третья ревизия началась в 1762 году и была практически завершена к середине 1764 года. С учетом всех переходов и «беглых душ» общая численность населения России в 1763 году составляла 23 200 тысяч человек. Однако в обзоре недооценивается значительная часть населения, и впоследствии, уже в ходе следующего, 4 обзора, большое количество приписываемых душ было обнаружено недооцененными по 3 отзывам. В начале 3-го аудита окончательно составлен перечень категорий населения, подлежащих аудиторской регистрации, и разработана форма документов, оформленных в ходе аудиторских проверок. Начиная с 3-й редакции, вводится единая печатная форма истории изменений, которая оставалась практически неизменной до 10-й редакции. Начиная с 3-й ревизии, в сказки включены сведения обо всех мужских и женских людях (фамилия, имя, отчество, возраст, сословная принадлежность, место жительства).

Четвертая ревизия (1781-1783)

В 1781-1783 годах произошло 4 ревизии. В отличие от всех предыдущих, он распространился по всей территории России, включая даже те периферийные районы, где раньше производились только их локальные расчеты. Он указал на этническую принадлежность не только «некрещеных язычников», но и «новокрещенных», то есть тех, кто обратился в Православие в 1930-1950-х годах. Этнические общности, давно принявшие христианство, не выделялись: белорусы, поляки (кроме проживающих в Риге), латыши, эстонцы, ижорцы, карелы, финны, коми, коми пермяки и др.

Пятая ревизия (1794-1796)

23 июня 1794 г был издан личный указ о следующей, 5-й ревизии, которая должна быть завершена к началу 1796 г. Формы документов остались такими же, как и 4-й ревизии. По его результатам, в России уже проживало 28,3 миллиона человек.

Последующие ревизии (6-1811 г., 7-1818 г., 8-1833 г., 9-1850 г., 10-1857 г.)

Последующие ревизии — 6, 7, 8, 9 и 10 — начали проводить в 1811, 1815, 1833, 1850, 1857 годах.
Для некоторых категорий населения информация о специальности заносится в счет 7 формы обзора; информация о женском полу выделена и собрана в правой части рассказа.
Проверки не охватывали полностью все население, большинство из них не охватывали всю территорию страны и длились с течением времени (хотя их сроки постепенно сокращались). Фактически, на протяжении почти полутора веков аудиты были единственной достаточно широкой формой учета населения страны, только в некоторых областях, помимо этих, проводились местные расчеты.

Перепись населения 1897

В России первая всеобщая перепись населения была проведена в 1897 году.
Первая всеобщая перепись населения Российской Империи была проведена 9 февраля (28 января по старому стилю) 1897 г. Под руководством известного русского географа и статистика П. П. Семенова-Тян-Шанского. При переписи учитывались три категории населения: кассовая, постоянная, зарегистрированная (легальная). Однако результаты в основном разрабатывались для реального населения. Перепись была строго приурочена к определенному времени. Программа переписи была очень подробной.
Он должен был разработать переписные материалы на счетных машинах, в связи с чем были приняты переписные формы листовой формы: Листы формы А — для крестьянских хозяйств сельских обществ заполнялись счетчиками; листы формы Б — для фермерских хозяйств, частных домов и приусадебных поселков, а формы С — для городских жителей (квартир), здесь использовалась методика самоисчисления. Но из-за низкой грамотности населения большинство анкет заполнили счетчики.
Переписные листы распространялись и заполнялись в сельской местности за 30-20 дней, в городах — за 10-5 дней до дня переписи. 9-10 февраля в сельской местности счетчики собирали заполненные ведомости и вносили исправления в критический момент. Программа переписи включала 14 пунктов
В форме этой переписи каждой была отведена отдельная строка, в которую записывались ответы на вопросы переписи: 1. Имя. 2. Семейное положение 3. Отношение к домовладельцу 4. Пол 5. Возраст 6. Имущество 7. Вероисповедание 8. Место рождения 9. Место регистрации 10. Место жительства 11. Родной язык 12. Грамотность 13. Урок 14. Физическая культура инвалидность. Вместо фамилии, имени, отчества можно было назвать ник, а вместо имени — несколько.
Бланки переписи полностью сохранились для Тобольской, Архангельской и других областей — частично или не сохранились до наших дней. Фактически они хранятся в федеральных архивах: в фондах Главной переписной комиссии, Центра Статистического комитета Министерства внутренних дел (с 1858 по 1917 год); а в региональных архивах — в фондах статистических комитетов.
В 1890-х годах Антон Павлович Чехов по собственной инициативе попытался переписать население Сахалина. Он лично ходил по домам и заполнял тысячи переписных листов. Чехов участвовал в переписи 1897 года, руководил группой счетчиков в Серпуховском уезде Московской губернии

Население России в 1901

Согласно таблице, опубликованной в петербургском журнале «Новый свет» в начале прошлого века, население империи на 1 января 1901 года составляло 141 403 900 человек, а вместе с Финляндским княжеством — 144 186 615 человек. Русские составляли 44,3% населения империи, малороссы — 17,8%, белорусы — 4,6%. Все эти народы в статистических расчетах того времени были объединены общим названием «русские». После «единых русских» наиболее многочисленными народами империи (6,3%) были поляки (на территории части Польши, принадлежащей России, проживало около 8 млн человек) и евреи (5 063 155 человек, что равняется 4,1%).). Затем пришли татары (2,97%), немцы (1,42%), латыши (1,14%), башкиры (1,25%) и грузины (1,1%). На долю каждого из остальных народов России приходилось менее одного процента. В России проживало 1 220 169 потомственных дворян. 630 000 личных дворян, 15 386 392 купцов, 2 908 846 военных казаков, 281 179 купцов и 588 497 священнослужителей, 15 386 392 крестьян.
В 1901 г в России были иностранцы: подданные Германии — 158,1 тыс. Человек; Австро-Венгрия — 122 тысячи; Турция — 121 тысяча человек; Французы — чуть более 9 тысяч, британцы — 7,5 тысяч человек, бельгийцы (1933 человек), болгары (2460 человек), а также сербы, норвежцы, румыны, корейцы, персы, американцы и японцы. Наименьшее количество иностранных граждан составили испанцы (243) и португальцы (54). У большинства национальностей преобладали мужчины, исключением из этого правила были французы, англичане и немцы, среди которых преобладали женщины. Немецкие горничные, французские и английские домработницы считались «лучшими» в богатых семьях».

Переписи после 1900

В 1916-1917 годах в Казахстане были проведены две сельскохозяйственные переписи. Перепись 1916 г не учитывала сельское население Семиреченской и Сырдарьинской областей, население военного края Уральской области и Гурьевского района той же области. Перепись 1917 г не учитывала население Тургайской области и «мирное» население Уральского региона.
Летом 1917 г решением временного правительства была проведена Всероссийская сельскохозяйственная и земельная перепись. При этом перепись населения проводилась в городах и поселках городского типа. Семейная карта содержала следующие разделы: имя, фамилия главы домохозяйства, возраст, семейное положение, владение землей, сельскохозяйственный инвентарь, животноводство, торгово-промышленные предприятия, количество наемных сельскохозяйственных рабочих — всего 187 баллов.
25 июня 1918 г. Совет Народных Комиссаров утвердил Положение о государственной статистике. Первые советские переписи были проведены летом 1918 г в Петрограде и Москве. Эти переписи основывались на принципе одновременности. Подсчет населения проводился по трем типам отчетов: семья, для одиноких, отчет для учреждений.
16 марта 1919 года, через несколько дней после перехода Киева в руки Красной Армии, городское статистическое управление провело перепись населения. При проведении и разработке материалов акцент был сделан на анализе численности, возраста, пола и социально-профессиональной структуры населения.
Впоследствии переписи населения проводились в 1920, 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979 и 1989 годах. Переписи 1920 и 1926 годов считались наличными, а в городах — наличными и постоянным населением, перепись 1937 года — только наличными.
В августе 1920 г была проведена первая всероссийская перепись населения (критическим днем ​​считалось 28 августа). Согласно проекту Центрального статистического управления, он должен был распространиться на территорию Советской России, Украины, Северного Кавказа, Туркестана, Киргизии и Сибири до озера Байкал, всего на 67 областей. Однако из-за гражданской войны и отсутствия квалифицированных кадров переписью не охвачено 70% территории РСФСР: Якутия, Беларусь, Дальний Восток, Крым, окраины Сибири, три губернии Украинской ССР и частично 10 губерний РСФСР. В переписи приняли участие 72% населения страны. Но в Беларуси, по крайней мере частично, переписи проводились, что подтверждается информацией на странице http://president.gov.by/gosarchives/gobl/Bpin_p2.htm (обнаружено случайно).
Перепись населения 1920 г проводилась на основе карточной системы сбора данных, что позволило быстрее разрабатывать материалы за счет ручного расчета результатов. В городских поселениях использовались три формы: дворовая книга для сбора материалов по имуществу (придворные участки), четырехугольная карта с данными о жилых квартирах и личный лист, на котором фиксировалась необходимая информация о каждом арендаторе. В сельской местности помимо личного листа заполнялись расчетные формы.
Наибольший интерес представляют анкеты, составленные на 103 264 тысячи человек. Личное дело содержало традиционные вопросы: фамилия, имя, отчество, пол, возраст, национальность, родной язык, место рождения, семейное положение и т.д. Большое место в программе заняли вопросы о занятиях.
По переписи 1920 года население страны составляло 134,2 миллиона человек.
В 1923 г., 15 марта, одновременно с переписями промышленных и торговых предприятий проводилась перепись населения городов и городских поселений. На эту перепись было выделено 1800 тысяч рублей. Решение о проведении переписи было принято поспешно, за три месяца до ее начала. Программа этой переписи была короче предыдущей и содержала 12 вопросов
Перепись охватила всю территорию СССР, за исключением Грузии, где аналогичное обследование проводилось в конце 1922 года.
В закрытых общежитиях и учреждениях производство переписи было возложено на руководство этого учреждения под контролем начальника переписного отдела. В тех случаях, когда была уверенность, что жители квартиры могут заполнить анкеты и семейные карты, и они выразили свое согласие на это. Было разрешено прибегнуть к самостоятельному расчету, оставить пустые места для заполнения, дать все необходимые инструкции. При использовании самостоятельного расчета счетчики по-прежнему были обязаны проверять все формы самостоятельно. Инструкция предупреждала, что использование системы самоисчисления требует, чтобы не тратить время впустую, особой осторожности со стороны счетчика, чтобы в последние дни переписи ему не пришлось самостоятельно перекомпилировать все формы. Таксометр должен был самостоятельно оформлять квартирные карточки и дворовые счета.
В 1926 году была проведена вторая перепись населения всего Союза, охватившая все население страны, но не одновременно. Например, Всесоюзная перепись населения Сахалина 1926 года была проведена в феврале 1931 года. Население составляло 147 миллионов человек. Из переписей, проведенных в СССР, только данные переписи 1926 г были опубликованы в достаточно подробной форме. Особенность программы личных ведомостей заключалась в постановке вопросов не о национальности, а о национальности, грамотность определялась умением читать на минимум слогов и подпишите свою фамилию. В программу также входили вопросы о месте рождения и сроке постоянного проживания. Однако срок временного проживания не ограничивался. В личном листе также были вопросы о травмах и психически больных из-за отсутствия информации в других источниках. Были указаны причины травм, выявлено, явились ли эти недостатки причинами империалистической или гражданской войны, врожденной, полученной на работе.
Программа личных листовок специально спрашивала о занятиях и средствах к существованию. Необходимо было указать основные и второстепенные занятия, должность и специальность, должность по профессии. В частности, были вопросы о безработных, о средствах к существованию без работы, о занятиях людей, которые зависят от респондента.
Специальные параграфы (8 и 9) предусматривают обязанность всех граждан предоставлять офицерам гражданского состояния всю необходимую информацию о переписи и устанавливают «наложение административных санкций в той степени, в которой это предусмотрено соответствующими законами, для обхода сообщения информация для регистраторов по вопросам переписи ». Подчеркнутый пункт 10: запретить использование ответов граждан для любых целей, кроме составления статистических таблиц. В качестве счетчиков участвовали: 1) учителя начальных школ и средних школ и, в целом, государственное образование рабочие, 2) студенты университетов, рабочих факультетов, технических институтов, 3) учащиеся старших классов средних учебных заведений, 4) сотрудники, имеющие право на получение квалификации и способные уделять достаточно времени переписной работе, 5) самый квалифицированный корреспондент волонтеры местных статистических управлений и 6) государственные деятели там различных организаций.
При переписи 1937 г учитывалась только фактическая численность населения. Из проекта исключены вопросы о жилище, семье, месте рождения и продолжительности проживания в одном месте, роде занятий, занимаемой должности, что давало характеристику социального статуса. Был включен вопрос о религии.
Его результаты выявили огромные потери населения (в том числе от голода 1932-1934 годов, когда страна потеряла, по разным данным, от 6 до 8 миллионов человек), резкое увеличение доли жителей в северных и восточных «ссыльных» регионы. На вопрос, к какой религии принадлежит интервьюируемый, отвечали даже не очень религиозные люди: православные, мусульмане и т.д. По результатам переписи населения выяснилось, что в стране «воинствующего атеизма» практически нет настоящих атеистов. При этом 30% женщин не умели читать по слогам и подписывать фамилию (это был критерий грамотности по переписи). В целом четверть населения в возрасте от 10 лет и старше не умела читать, даже если речь шла о всеобщей грамотности. Данные переписи были немедленно удалены и уничтожены. Его организаторы были репрессированы. Итак, на 1939 год была запланирована новая перепись.
Начиная с переписи 1939 г., стали рассматриваться как постоянное, так и существующее население (с последующей разработкой материалов в основном по постоянному населению).
Третья перепись была признана точной и состоялась в январе 1939 г. (170,6 млн человек), за два года до начала Великой Отечественной войны. Однако, как теперь установили архивные материалы, ответственные за эту перепись, опасаясь репрессий, сознательно переоценили результаты переписи. Перепись 1939 года имела четкую цель: любой ценой показать рост населения СССР. Видимо, осознавая всю ошибочность переписи, неполноценность материалов, значительная их часть была передана в секретные фонды и лишь несколько цифр попали в открытую печать. По официальной версии, подробные результаты этой переписи не были опубликованы из-за начала войны, однако после войны это не было сделано.
Каждого человека необходимо было пересчитать лично, и только в исключительных случаях информация о нем была получена от родственников или соседей, а затем собрана из домашних книг. Ожидалось, что подсудимого будет неоднократно посещать счетчик. Каждый, кто изменил свое положение в период переписи, получил справку переписи, чтобы его нельзя было обойти. Впервые в практике советской переписи было введено наказание за уклонение от переписи. Был принят специальный секретный постановление СНК СССР о розыске и учете при переписи бездомных и незарегистрированных в городах населения, скрывающегося в подвалах, в котлах для варки асфальта, на чердаках под мостами и т д. В рамках всеобщей переписи были проведены две спецпереписи:, охрана мест заключения, сотрудники аппарата НКВД) органами НКВД и военнослужащими — НКО. К итогу были добавлены результаты обеих переписей.
В этой ситуации было трудно хотя бы выдвинуть гипотезу о каких-либо значительных демографических различиях. Фактически контрольные раунды вначале не дали никаких результатов; во многих областях пробелов не обнаружено. Затем усилили давление «сверху» на счетчиков и инспекторов с помощью «исследований» и выговоров. Поэтому для приписок создана благоприятная ситуация. Например, в документах Тамбовской переписи инспектор Афанасьев во время первой инспекционной поездки обнаружил всего 4 человека, которые были потеряны переписчиком, а после «работы» сразу обнаружил на своем участке 287 незашифрованных людей.
Перед следующей переписью сельские поселения были срочно преобразованы в города, но города в поселения не передавались, хотя это делалось перед каждой переписью и было нормальным порядком. Кроме того, было принято решение о переносе сельских поселений в города на местах, в результате чего многие дачные поселки, в которых проживали рабочие, были переведены в городской статус. В результате была получена цифра, показывающая рост городского населения более чем в два раза по сравнению с 1926 годом.
В 1939-1940 годах границы СССР расширились за счет соединения Западной Украины и Западной Белоруссии с Советской Украиной и Беларусью, став частью Союза Республик Латвийского, Литовского и Эстонского Союза, но последующая перепись населения прошла только в 1959. Некоторым заменителем переписи стала статистическая разработка списков избирателей после выборов в феврале 1946 года. Однако в эти списки не вошло большое количество жителей России (в ссылке, лагерях, тюрьмах, военнослужащих) упомяните детей и подростков в возрасте до 18 лет. Подобная работа проводилась несколько раз, и в 1954 г., помимо списков, 1 апреля 1954 г был проведен учет детей и молодых людей в возрасте до 18 лет по полу и году рождения. Но эти операции не могли заменить перепись.
Программа переписи 1959 г во многом аналогична программе переписи 1939 г. Однако из 16 поднятых тогда вопросов некоторые были исключены. Поэтому запись «здесь он живет постоянно или временно» отсутствовала, так как следующие два, упомянутые на листе, дублировали ее. Вопрос грамотности был объединен с вопросом образования. В связи с этим не было необходимости спрашивать, получил ли интервьюируемый аттестат о среднем или среднем образовании. Вопросы о рабочем месте и занятости на этом рабочем месте были поменяны местами (в 1939 году сначала спрашивали о роде занятий, а затем о рабочем месте). Тем, у кого нет работы, которая является источником дохода, следует указать другой источник дохода.
Последующие переписи проводились в 1970, 1979, 1989 гг.
Следующая перепись была проведена 15 января 1970 г. Организационно и методологически она соответствовала двум предыдущим (1939 и 1959 гг.), Но было получено гораздо больше данных. Впервые в практике советских переписей в целях экономии времени и денег часть информации собиралась путем опроса не всех, а только 25% населения. Анкета состояла из одиннадцати вопросов. Это было дополнено ответами на 7 вопросов выборочной переписи. Перепись городов и их пригородов, утвержденная по специальному списку (города с населением более 500 тысяч жителей), включала учет перемещения населения от места проживания к месту работы и учебы. Введена специальная форма учета движения населения, которую заполняют рабочие, служащие и студенты высших и средних специальных учебных заведений.
Вопрос о гражданстве был связан с вопросом о гражданстве. Причем советские граждане ответили по национальности, а иностранцы — по гражданству. В переписи 1959 г учащиеся должны были указать тип учебного заведения вместо его полного названия. Интересным нововведением стала рекомендация после вставки в верхней строке родного языка людям, свободно владеющим любым другим языком народов СССР, чтобы указать на это.
Для этой переписи характерен сбор информации о миграции населения, выраженной в следующих вопросах: «Как долго вы непрерывно проживали в данном населенном пункте»; «Для лица, живущего менее 2-х лет, указать место предыдущего постоянного проживания»; «Причина смены места жительства».
Была предпринята попытка изучить продолжительность работы в сезонных секторах и других секторах экономики, чтобы сравнить среднегодовую численность занятых по данным переписи с данными текущей статистики. Это можно сделать, получив из программы ответы на следующий вопрос: «Для человека, проработавшего неполный год в 1969 году, подчеркните: он работал постоянно, сезонно или временно, и укажите продолжительность работы в месяцах 1969 года».
Кроме того, продолжающееся наблюдение охватывало людей трудоспособного возраста, занятых в домашнем и личном подсобном сельском хозяйстве (мужчины в возрасте 16-59 лет и женщины в возрасте 16-54 года).
В переписи 1970 г широко использовался метод выборки для получения и контроля данных. Это стало новым явлением в нашей статистике.
Перепись 1970 г позволила респондентам заполнить анкету
Перепись 1979 года примечательна тем, что впервые для обработки собранных данных использовались компьютеры, а результаты были записаны на магнитную ленту
Во время переписи 1979 г впервые был поднят вопрос о количестве детей, рожденных женщиной (для углубления динамики рождаемости и изучения факторов, влияющих на воспроизводство населения). Кроме того, в ходе переписи была получена информация о трудоспособном населении, занятом в домашнем и личном подсобном сельском хозяйстве.
При заполнении карточек глава домохозяйства был указан самими членами семьи среди постоянных жителей, но если возникли трудности с определением, то главой следует считать того, кто обеспечивает основные средства к существованию.
Одной из целей переписи 1979 г был сбор данных о долгожителях страны. Один из пунктов анкеты касался именно долгожителей, точнее 100 лет и старше. По условиям переписи в этой анкете должны быть указаны год рождения, фамилия и адрес.
В 1989 г по сравнению с предыдущими переписями в переписные листы были включены новые вопросы о жилищных условиях и месте рождения.
Наряду с общим списком вопросов был еще один и еще пять вопросов были заданы тем, кто был включен в выборочную перепись:
1. Место работы (исходя из ответов на этот вопрос, было произведено распределение по отраслям народного хозяйства).
2. Работа на этом рабочем месте.
3. Публичная группа (использовано 5 ответов).
4. Продолжительность непрерывного проживания в данном населенном пункте
5. Для женщины укажите, сколько детей она родила и сколько из них живы.
Перепись жилищных условий была непрерывной, но его вопросы задавали не всем членам семьи, а только первому зарегистрированному члену семьи, одному человеку или отдельному члену семьи. Вопросов было семь:
1. Период постройки дома (использовано 7 ответов).
2. Материал наружных стен дома (использовано 6 ответов).
3. Дом принадлежит (использовано 3 ответа).
4. Тип жилья (использовано 7 ответов).
5. Реализация жилья (использовано 9 ответов).
6. Количество занятых пребываний.
7. Размер площади.
По последней советской переписи 1989 года население страны составляло 286,7 миллиона человек
Вполне естественный вопрос — где можно посмотреть материалы переписи, особенно первичные переписные листы, которые проводились после 1917 года.

История подушной подати в России

Введение подушной подати в России при Петре I было вызвано увеличением численности регулярной армии и необходимостью поиска источников для ее содержания. Когда различные частные фискальные меры были безуспешны, появилась серия проектов, в которых указывалось, что наиболее удобной единицей налогообложения для государства является количество душ в государстве. Вся задача — определить численность населения и размер затрат на содержание армии; Разделив второе число на первое, мы получим сумму налогов, которая должна снизиться на душу населения.

В 1718 г было приказано провести всенародную перепись и разделить сумму, необходимую для содержания армии, на количество душ. В то же время ему первоначально было приказано писать крестьян, публичных домов, деловых людей, придворных и придворных, а в 1720 году ему было приказано писать и дворовых людей, и священнослужителей. При производстве и проверке переписи (ревизии) выяснилось, что душ чуть более 5 миллионов, а на хранение отведено 74 копейки с души. В 1722 г этот налог был распространен на граждан, то есть горожан, в размере 1 руб. 20 копеек с души. Сбор подушевого налога начался в 1724 году.

С момента своего создания подушный налог был налогом на недвижимость, а не общим налогом. Итак, уже при Петре I дворяне, духовенство и т.д. В 1775 году купцы были освобождены, для чего были установлены корпоративные налоги. В 1863 году налог на обследования буржуазии был отменен, а вместо него был введен налог на недвижимость в городах, муниципалитетах и ​​муниципалитетах. Последняя мера была распространена на Сибирь только в 1873 году.

С конца восемнадцатого века началось резкое повышение заработной платы подушного налога, которая в 1818 году равнялась 3 рублям. Банкноты 30 копеек в Европейской России и 3 рубля в Сибири, так как с последней не взимался повышенный налог на обследования на территории и содержание земли и водных путей. Потом долгое время подушный налог не повышался; в 1839 г его сумма в пересчете на серебро составляла 95 копеек для Европейской России и 86 копеек для Сибири.

Новое повышение налога на душу населения началось в 1861 году при Александре II и стало увеличиваться в среднем, так что в районах, где платежеспособность населения была слабее, налог увеличивался меньше, чем в районах, где проживало население, и отличался лучшее материальное благополучие. После 1867 г подушевой налог не увеличивался, а размер последнего составлял от 1 рубля. 15 копеек до 2 руб. 61 копейка в зависимости от местности.

Плата за исследование была собрана следующим образом. При Петре его подобрали жившие на местах полковники и полковые комиссары, Екатерина I доверила это дело губернаторам и губернаторам, а Анна Иоанновна снова передала военным. При Екатерине II сбор налога был возложен на помещиков, их служащих и стариков, а в 1775 году с учреждением казначейских палат им было поручено управление распределением и сбором налога.

Схема подушного налога была следующей: подушный налог взимался по душам, количество которых от отзыва к обзору оставалось неизменным, так как умершие в промежутке между обзорами не исключались из сумм налога, а рожденные — нет входит в тех. Однако между изменениями происходили случайные добавления и исключения, например, те, которые отсутствовали во время исправлений, были введены, те, которые возвращались из укрытия, и т.д. Все эти вопросы обрабатывались палатами казначейства.

Распределение подушевого налога между индивидуальными налогоплательщиками производилось самими крестьянскими обществами с учетом различных обстоятельств: размера участков, количества душ в семье и т.д. Личного налога. Все крестьянское общество отвечало за сбор подушной подати.

После того как все владения, за исключением крестьян, систематически освобождались от подушной подати, этот налог стал исключительно крестьянским. Существование налога, уплачиваемого только частью населения, нарушает равенство населения перед налоговым законодательством.

Поэтому с начала 1860-х годов вопрос об отмене подушной подати поднимался несколько раз одновременно с подготовкой отмены крепостного права. А в 1879 году было приказано Верховное командование сформировать комиссию для обсуждения предлагаемой отмены подушного налога и изыскания других источников государственных доходов для его замены. В 1882 году, уже при императоре Александре III, последовал императорский указ, который приказал отменить налог на изыскания, поскольку источники для его замены были собраны, но эта отмена была завершена в течение 8 лет, начиная с 1 января 1883 года.

Коронационный манифест Александра III от 15 мая 1883 года попустительствовал всей задолженности по подушному налогу, накопившейся до 1 января 1883 года. В том же мае 1883 года Всевышний приказал освободить всех остальных крестьян, не имеющих земли, фабрик и фабрик производит подушевой налог. Все бывшие крестьяне-помещики, а в некоторых местах все остальные налогоплательщики получили налоговую скидку наполовину. Наконец, 28 мая 1885 г. Всевышний утвердил заключение Государственного совета о полном прекращении сбора избирательного налога с 1 января 1886 г .: а) всеми крестьянами в соответствии с положениями от 19 февраля 1861 г и 21 июня 1863 г .; б) прибалтийскими крестьянами, занимающими особое положение, за исключением закрепленных на государственной земле; в) от малочисленных русских казаков и других категорий населения, состоящих как на специальной, так и на общей зарплате, за исключением тех, кто платит оброк. С 1 января 1887 г было приказано отменить сбор подушной подати со всех категорий населения империи, за исключением Сибири.

Вместо подушного налога введены пошлины на безвозмездную передачу права собственности, увеличены отдельные статьи таможенного тарифа и увеличены на 1 копейку от степени акциза на алкоголь, увеличен оброк госхозов (с его конвертация в выкуп) и некоторые другие финансовые меры.

В последнее время в Сибири существовал подушный налог; но и там, за исключением Приамурья и Якутской области, а также несельскохозяйственных территорий Иркутской, Тобольской и Томской губерний, они были заменены законом от 9 января 1898 г оброком государства и земельным налогом.

В отличие от России, в большинстве западноевропейских государств в начале двадцатого века было пять личных налогов…

Кто ввел подушную подать в России?

Инициатором введения подушной подати был Петр I. Это решение он принял в 1718 году в связи с необходимостью увеличения численности регулярной армии, для содержания которой требовались дополнительные источники средств. Король посчитал, что лучшим вариантом будет собрать деньги у своих подданных, и приказал провести перепись населения, разделив затем требуемую сумму по всем счетам.

Первоначально учитывались только крестьяне, холостые мужчины и дворовые люди, но в 1720 году было решено рассматривать духовенство и дворовых людей. В результате к выплате по 74 копейки приговорили более 5 миллионов человек.

Кто отменил подушный налог в России?
Сергей Михайлович Прокудин-Горский «На сенокосе у остановки”
В 1722 году считались также городскими жителями, которым было назначено дарить 1 рубль 20 копеек. Сбор обзорной пошлины начался в 1724 году.

Кто отменил подушную подать в России?

Обследование проводилось в России до конца XIX века. Со временем его размер увеличился и в некоторых регионах достиг 2 рубля 61 копейки. С введением косвенного налогообложения его начали отменять. В 1866 году больше не взимались налоги с корпораций и буржуазии, а в 1882 году император Александр III подписал указ о постепенной отмене налогов со всех людей на 8 лет.

По мере того как были найдены новые источники замещения, налог был сначала отменен в центральной части России, а в 1897 году — в Сибири.

Подушная подать и взяточничество

С 1724 г домашние налоги были заменены обзорным налогом, который взимался со всего населения, включая стариков и детей. Размер этого налога постоянно увеличивается.

При переходе на подушевое налогообложение точность переписи населения России имела особое значение. За искажение любой информации в процессе переписи существует суровое наказание: смертная казнь. Распространенным явлением уголовной политики для петровской эпохи была угроза смертной казни за то или иное нарушение правил налогообложения. Как упоминалось выше, это связано с огромным дефицитом государственного бюджета и постоянной потребностью в налоговых поступлениях от налогов. Следует предположить, что, поскольку искажение информации при переписи населения носило массовый характер, и за это грозила смертная казнь, коррупция в этой сфере стала огромной.

Несмотря на указы Петра I, строго регламентировавшие организацию новой переписной кампании 1719-1720 годов, и угрозу устрашающих наказаний, обобщенные декларации губернаторов, основанные на «сказках мужских душ», только начали поступать в Петербург.. весной 1721 г. Поскольку в них сразу же было отмечено значительное сокрытие душ, в 1722 г была предпринята проверка, которая выявила сокрытие 452 000 душ. Между тем, по первым оценкам правительства, количество налогоплательщиков между крестьянами и слугами должно было составлять около 5 миллионов душ. В 1724 г проверка «сказок» завершилась, по уточненным данным численность крестьянского населения вместе с горожанами достигла 5,6 млн. Душ.

Проблемы на местах

Пока шла перепись, рождались младенцы, некоторые умирали, бедным удалось разбогатеть, богатые сделали бедными. И все это, как выясняется, выходило за рамки осведомленности российского правительства о временах Петра Великого. Они никогда не знали точное количество налогоплательщиков в своей стране. Эта цифра, уже ошибочная в первый момент ее получения, со временем все больше не соответствовала количеству налогоплательщиков. Если, например, население определенной территории увеличилось вдвое, а количество обрабатываемой земли осталось прежним, то на каждого рабочего приходилось только полчерве. Но если население уменьшилось вдвое, то в итоге на каждого плательщика уже приходилось по две души. Затем, когда налоговые поступления не учитывались в балансе, такие дробные расчетные единицы стали появляться как осьминог души, души и четверти и т.д.

В отчетном периоде появились новые виды налоговых нарушений: уклонение от участия в переписи и особые правила, регулирующие ответственность за такие действия. Именно во времена Петра Великого это явление приобрело огромные масштабы и привело к появлению уголовно-правовых норм, регулирующих ответственность за такие действия.

Почему отменили подушную подать?

Одной из причин отмены подушного налога стало нарушение равноправия граждан перед налоговым законодательством. Дело в том, что со временем некоторые вотчины были освобождены от уплаты налога.

Следовательно, к концу 18 века налоги собирались только с крестьян, и при его расчете учитывались многие обстоятельства: количество душ в семье, размер земли и т.д. Уплачивались они только со стороны части населения государства это было сочтено дискриминационным.

Кто отменил подушный налог в России?
Сергей Михайлович Прокудин-Горский «Горные работы на Бакальском руднике на Урале”
Еще одна причина отмены налогов — сложность их взыскания и большая задолженность. К середине 19 века население задолжало государству крупные суммы. После подписания указа об отмене налога Александр III издал манифест, согласно которому прощал гражданам все долги, начиная с 1883 года.

Впоследствии подушный налог был заменен пошлинами на переход права собственности, повышением таможенных тарифов и акцизов, а также повышением налога на оброк с госхозов.

Отмена подати

15 мая 1883 года Александр III опубликовал коронационный манифест. Государь простил все причитающиеся суммы по уплате подушного налога, образовавшейся с 01.01.1883. В то же время император приказал освободить от обязанности платить налоги всех крестьян, не имеющих земли, фабрики и фабрики.

28.05.1885 г император утвердил заключение Государственного совета о полном прекращении уплаты налогов с 01.01.1886 г. Это решение распространилось на:

  • крестьяне, к которым применялись положения от 19.02.1861 и 21.06.1863.;
  • крестьянское население Прибалтики, находившееся в особом положении, за исключением проживающих на государственных землях;
  • малочисленное русское казачество и другие категории лиц, имевших специальную или общую заработную плату, за исключением тех, кто уплатил сумму оброчного налога.

С 01.01.1887 г император распорядился отменить залог у всех категорий русских подданных, за исключением жителей Сибири. Вместо этого Россия стала вводить пошлины на передачу собственности бесплатно. В то же время повысились таможенный тариф, акциз на алкоголь и оброк для госхозов. Обязанность платить налоги оставалась за жителями Сибири. Однако и там, согласно положениям закона от 09.01.1898 г., его начали заменять государственная квитренте и земельный налог.

 

Оцените статью
Блог про Петра Первого