Налоговая реформа Петра I: плюсы и минусы

Налоги Древней Руси

Налоговая система в России появилась намного позже, чем в Греции или Риме. Исследователи считают, что это произошло к концу IX века. Вначале сбор пошлины был неустойчивым (князья и их окружение посещали побежденные народы и собирали с них средства в свою пользу по мере необходимости, например, перед следующей запланированной кампанией). Постепенно эта форма налога становится прямой и приобретает характер одного из основных источников дохода князя. Отсюда князь Олег обложил данью несколько племен:

  • Кривичи.
  • Мерю.
  • Ильменские славяне.
  • Позже — древляне.

Собирать дань можно было двумя способами:

  • Полюдье: князь со своей свитой ездил к покоренным племенам и собирал дань.
  • Вагон: налогоплательщики сами привезли его в Киев.

Суть налога на этом раннем этапе заключалась в том, что племена, покорившиеся Киевской Руси, находились под защитой князя и были обязаны выплатить ему некую награду.

налоговые реформы

Первые преобразования

Во времена первых принципов размер налога не регулировался, чем часто злоупотребляли. Так, князь Игорь со своей свитой дважды собирал подати с древлян, за что был ими убит.

Ее вдова жестко отомстила убийцам мужа, приказав убить представителей знати мятежного племени, а позже — даже поджечь столицу Искоростень. Рассмотрим налоговую реформу княгини Ольги:

  • Он вложил определенную дань уважения: урок.
  • Установлены конкретные места встреч: кладбища.

Согласно древнейшим источникам, это преобразование произошло в 946 году. После уплаты налога каждое племя получало княжескую печать из глины, которая защищала их от повторной уплаты налога. Это была первая налоговая реформа в Древней Руси, которая, несомненно, была важна: это был шаг к упорядочению налоговой системы. Теперь каждое племя понимало, что им придется заплатить определенную дань, но они были уверены в своей защите от упорства князей. В то же время это преобразование способствовало усилению централизованной княжеской власти.

налоговая реформа княгини Ольги

Дальнейшее развитие

Рассмотрим путь, по которому последовали последующие налоговые реформы в Древней Руси:

  • В некоторых случаях сбор взимался натурой. Так, новгородцы были вынуждены платить раз в год по 300 гривен, эти средства пошли на поддержку коллектива. Известно, что гривна — это небольшой серебряный пергамент.
  • Также присутствовало земельное налогообложение.
  • Активно использовались судебные сборы, что в современном понимании является прекрасной системой. Например, за убийство чужого раба убийца был обязан компенсировать владельцу раба его стоимость в дополнение к уплате налога, называемого вира, в казну принца.

Были также косвенные налоги, уплачиваемые купцами. Таких обязанностей было несколько:

  • Гостиная — дала право на собственные складские помещения.
  • Мыт: Торговцы платили при необходимости за перевозку товаров через горные заставы.
  • Транспортировка — оплачивается купцами, когда необходимо было перевезти товары через реки.
  • Торговля — пошлина уплачена за возможность выставить рынок.
  • Измерение и вес — это особые обязанности, которые взимались при измерении и взвешивании товаров, что в то время было затруднительно.

Все эти виды налогов способствовали пополнению княжеской казны.

первая налоговая реформа

Эпоха монголо-татарского ига

Нашествие татаро-монголов существенно изменило саму налоговую систему. В период ига основным видом налога стал так называемый выездной, характеристики которого следующие:

  • Первоначально его обвиняли Баскак, ​​приближенные хана, а затем русские князья.
  • Этим налогом облагались все мужчины и каждая голова скота.
  • Князья прерогативы собирали налоги со своих владений, затем передавали их великому князю, который, в свою очередь, отправлял собранные налоги Орде.
  • Размер этого налога зависел от соглашения между великим князем и ханом.

Помимо выхода, жителей России обязали совершить и другие обязательные действия:

  • Передайте поводья офицерам Орды.
  • Сдерживайте послов Орды.

налоговая реформа

Из-за тяжелого положения сбор налогов с населения в пользу княжеской казны стал практически невозможным. Однако пошлины и торговые сборы продолжали играть важную роль:

  • Их платили каждой повозкой (деньгами) или лодкой (алтын).
  • Более того, если купец приезжал без телеги, но для коммерческой деятельности, он тоже платил деньги.
  • Трейдеры платили в казну определенный процент от выручки (алтын с одного рубля).

Древние источники сообщают нам, что в этот период некоторые виды деятельности также были связаны с обязанностями:

  • Марка лошади.
  • Рыбная ловля.
  • Запах серебра.

Также платили брачный налог.

В 12 веке появилась профессия сборщика налогов — осьминог. С 13 века употребляется знакомое слово «таможенник», так как его называли главным сборщиком пошлин за осуществление коммерческой деятельности. Его помощника звали мытник.

Правление Ивана III: прямые налоги

Налоговая реформа Ивана III 1480 г перестала платить татарам и положила начало новому этапу в развитии системы налогов и сборов в России. Власть ханов Орды осталась в прошлом, все земли были сосредоточены вокруг нового центра, которым стала Москва. И теперь государству нужны были средства на восстановление, развитие и укрепление. Давайте рассмотрим, в чем суть налоговой реформы Ивана III.

Посадские и черноволосые крестьяне обязались платить прямой налог, называемый «даны деньги». Черноволосые крестьяне, в отличие от крепостных, сами не были наемными работниками, платили налог государству, а не помещику. Посады тоже относились к проекту.

Появились и другие виды целевых налогов:

  • Продовольствие (за их счет финансировалось производство оружия).
  • Засечные (адресные налоги на укрепление границ, строительство так называемых засечных).
  • Стрелецкие файлы (для содержания регулярной армии).
  • Поляния (выкупить пленных солдат).

Чтобы собрать налоги со всего населения, Иван III приказал провести первую в России перепись населения. Все населенные пункты были подробно описаны: название, количество жителей, род занятий, земля, количество посевов и поголовья. Все это помогло определиться с порядком уплаты налогов.

Развитие косвенных налогов

Рассмотрим, в чем суть налоговой реформы в России времен Ивана III с точки зрения уплаты налогов и сборов. Девелопмент получил винный и таможенный возврат:

  • Подвалы оплачивались питейными заведениями и торговцами спиртными напитками, и этот налог постепенно стал основным источником государственных доходов.
  • Таможенные пошлины взимались с ввоза и вывоза товаров.

Оба вида налогов получили дальнейшее развитие.

налоговые реформы в России

Первая российская налоговая декларация

Рассматривая налоговые реформы, обязательно стоит обратить внимание на букву «Сошный», так называется самая первая налоговая декларация в России. Это было описание земель в городах и деревнях, которые использовались для обложения земельным налогом. Именно это письмо помогло создать земельный налог с каждого плуга — единицу измерения земельного участка, так и появился земельный налог. Интересно, что для определения этого использовалось не только количество земли, но и ее плодородие. Земли разделены на категории:

  • Хороший.
  • В среднем.
  • Тощий.

При этом земли двух последних категорий можно было бы приравнять к «хорошим», если бы участки были большими. Документ был написан писцом, а также сотрудником.

Времена Ивана Грозного

В период его правления остро ощущалась необходимость реформирования финансовой системы страны, поэтому изменения в сфере налогов стали особенно своевременными и актуальными. В чем заключалась суть налоговой реформы Ивана Грозного:

  • Сфера налогообложения была подчинена насущным потребностям государства, усилив его централизацию.
  • «Энергетическая» система отменена. Теперь местные чиновники лишены возможности жить за счет населения.
  • Иван IV не побоялся лишить всемогущую церковь большого количества ее обычных привилегий. Платежи монастырям торговых налогов и пошлин, которые составляли большую часть доходов церкви, были отменены.
  • Были введены новые налоги и сборы, в частности, пошлина на убой скота.
  • Этот монарх первым ввел государственную монополию на продажу алкоголя. Возникли так называемые королевские трактиры, которые стали одним из ключевых входов в сокровищницу.
  • Многие из существующих налогов были значительно увеличены. Таким образом, курс так называемых ямских денег значительно вырос.

Отметим, что налоговая реформа Ивана Грозного совпадает по времени с разворачивающейся Казанской войной, поэтому становится очевидным, что царь искал все способы пополнения казны реформами, ведь для содержания нормальной армии требовалось много средств.

налоговая реформа Ивана Грозного

Значение преобразований

Реформы Ивана Грозного в области налогов позволили добиться единообразия в этом вопросе, поскольку до преобразований по отношению к предыдущей феодальной раздробленности существовали различные налоги и сборы. Новое централизованное государство нуждалось в обновлении, которое проводилось при этом царе.

Кроме того, Иван Грозный сумел создать сильную армию, лишив церковь части ее основного дохода. Таможенное законодательство продолжало развиваться, и косвенные налоги становились все более важными. При этом, несмотря на то, что налоговая нагрузка на крестьян увеличилась, военные стали платить намного меньше и им применялись льготы. Результатом реформаторской деятельности Ивана IV в области налогов стал рост государственных доходов.

реформы налоговой системы

Предпосылки финансовой реформы Петра 1

Как известно, государству нужны деньги на развитие, а также на защиту от внутренних и внешних угроз. Петр 1 не был исключением Основными причинами финансовых реформ для Петра 1 были:

  • создание в кратчайшие сроки регулярной армии и флота,
  • модернизация государства.

Правившие до него цари использовали внутреннее налогообложение, а это не отвечало финансовым потребностям Петра 1, поэтому в казне стали появляться недоимки или, другими словами, дыры.

Все это побудило его провести финансовые реформы, хотя в первые несколько лет они не были полностью успешными.

Причины проведения реформы

Во время восшествия на престол Петра I Россия переживала тяжелые времена.
• Промышленный сектор был недостаточно развит, чтобы обеспечить страну всем необходимым.
• В социальном и культурном плане государство значительно отстало от Запада.
• Россия не могла развивать экономическую деятельность за рубежом, так как не имела выхода к морю и собственного флота.
• Внутри страны постоянно возникали конфликты между боярами и дворянами.
• У армии не было хорошего оружия и достаточной подготовки. Россия может стать легкой добычей для внешних врагов, которые постоянно вторгаются в ее независимость.
Все это привело к необходимости масштабных реформ во всех сферах государственной деятельности.
Пьетро провел реформу органов государственного управления, реформу церкви, преобразования коснулись культуры, повседневной жизни, образования, была реорганизована армия.
Однако усиление армии, участие в Северной войне (выход к морю), создание флота влекли за собой огромные денежные затраты. Старая финансовая система не отвечала потребностям развивающегося государства. Расходы стали превышать доходную строку бюджета. Налоговая система не справлялась со своей функцией.
Царь-реформатор стремился к тому, чтобы развитие экономики приносило прибыль в государственную казну. Военная кампания требовала постоянных финансовых вливаний.
Налоговая реформа должна была стать выходом из финансового кризиса.

Этапы проведения налоговой реформы

Налоговая реформа Петра I проводилась в несколько этапов и также имела два основных направления: прямое налогообложение (налог зависит от дохода) и косвенное налогообложение (налог в виде надбавки).
специально установлено новое финансовое положение: работник ради прибыли. Их задачей было найти новые источники пополнения сокровищ.
В 1698 году указ Петра I подтвердил право русских городов собирать деньги с городского населения (стрельцов) и оброк, минуя воеводы и порядочных людей. Так что они не злоупотребляют своим положением. При этом население согласившихся на это городов должно было платить государству двойную зарплату. Со временем эта реформа стала обязательной для всех городов, даже если отменили двойную выплату заработной платы.
С 1701 по 1705 год было введено много новых прямых и косвенных налогов: взимаемые с покупки драконьих лошадей, налоги на лодки, с гостиниц, на продажу еды, налог на ледокол, налог на бани, соль и другие. Религия также облагалась налогом. В 1705 году усилиями наемных работников был введен налог на ношение бороды гражданами, а крестьяне платили налог на бороду при въезде и выезде из города. Всего с людей сняли около 30 различных налогов.
Кроме того, была введена монополия на продажу алкоголя, рыбьего жира, бекона и дегтя.
Налоговая реформа должна была наполнить госказну, но, несмотря на такую ​​жесткую налоговую систему, денег в бюджете не хватало. В 1710 году дефицит бюджета составлял одну седьмую часть доходов правительства.
В 1719 г был введен налог на добычу полезных ископаемых. Ставка налога, составляющая одну десятую всей добычи, выплачивалась натурой.
В 1718 г был издан указ о переписи (ревизии) населения, целью которого была подготовка к введению обзорного налога (избирательного налога) для населения. С 1720 г по приказу Петра I перепись проводилась не только среди крестьян, но и среди священнослужителей, слуг и слуг.
В 1724 году вместо домашнего налога был введен обзорный налог. Налог стали брать не с двора, а с души. Этот налог взимался со всего мужского населения, за исключением дворян и духовенства. Для сбора избирательного налога дворяне каждого округа избирали комиссара.
Ставка налога не зависела от дохода. Для расчета суммы налога сумма, требуемая государством для военных расходов, была разделена на все налогооблагаемое население.
Все налогоплательщики должны были придерживаться «правила 30 миль». Без специальных документов невозможно удалить с места прописки более 30 вертезов.
Сложность подушного налога заключалась в том, что среди проверок не исключались умершие из налоговых ведомостей и не включались рожденные души.

Историческое значение реформы

Несмотря на то, что налоговая реформа Петра I не была совершенной и легла тяжелым бременем на плечи бедняков, она стала важной вехой в финансовой истории государства, оказавшей огромное влияние на его развитие. После реформы налоговая система существенно изменилась.
Введенный единый налог, подушный налог, заменил многие мелкие налоги, увеличил количество налогоплательщиков и действовал в России в течение 150 лет.
Новая налоговая система позволила стабилизировать финансовое положение страны. Введение постоянного налога позволило правительству более точно формировать бюджет.
Во второй половине пребывания Петра I на российском престоле, несмотря на огромные затраты на содержание армии, государству удавалось обходиться собственными доходами.
Петр I всю жизнь занимался проведением реформ и не смог завершить некоторые из них.

Реформы Петра I. Цели реформ Петра I

Для этого была проведена перепись населения.

Перепись населения давала право собирать налоги не с крестьянской семьи, а с каждой мужской души, от младенцев до стариков. Такая счетная единица традиционно включалась в «Обзорные истории», которые обновлялись только через несколько лет.

Налоговая реформа Петра I завершилась введением подушного налога. После «переписи обзоров» много разных налогов было заменено подушным. Подушная подать крестьянина-собственника составляла 74 копейки в год, а с посадского 1 рубль 14 копеек. Последняя перепись запретила вольным крестьянам и не дежурным. Наказание за укрытие беглых крестьян было значительно усилено.

С введением обзорного налога налоговая нагрузка на население увеличилась втрое, что привело к разорению и массовому исходу крестьян.

Налоговая реформа Петра I была требованием военного времени, России действительно нужен был выход к незамерзающим морям для развития внешнеполитических связей. Однако эта налоговая реформа отразилась на благосостоянии населения России.

Реформа городского обложения

Еще до прихода Петра I к власти была проведена финансовая реформа, предпосылкой для ее проведения была готовность правительства доверить сбор налогов гостям и прихожанам и сотням сукна, которые могли бы, во всяком случае, , отвечу за недостачу имущества.

В 1698 году Петр переименовал земских старцев в земские бурмистры, в Москве была создана Бурмистерская палата, через год переименованная в ратушу.

Ратуша состояла из избранных Москвой купцов и полностью подчинялась казне, ратуша, в свою очередь, подчинялась судебным приставам земского города. В обязанности судебных приставов входили сборы за мониторинг в городах и уездах, они также отправляли в Москву для таможенных отчетов и управляющих тавернами под их контролем.

Все эти преобразования, несмотря на их масштабы, не создали новых источников дохода, и это стало основной причиной реформ в области городского налогообложения. Преимущества по-прежнему оставались, государство обеспечивало гарантии получения прямых налогов, и их поставка больше не требовала значительных затрат. Постепенно ратуша, в руках которой были сосредоточены основные налоги — таможня и трактир, перестала полноценно обеспечивать армию и флот, количество которых с каждым годом увеличивалось.

Как и раньше, до конца не решена проблема дополнительных налогов с населения, так как раньше это делали губернаторы и служащие, поэтому они в основном использовались в личных целях, теперь ими стали распоряжаться и земские судебные приставы после введения коммерческих рабочих, которые должны были контролировать все налоги в городе, некоторые налоги все еще сохранялись.

Финансовая реформа

В 1704 году Петр провел финансовую или, как ее еще называют, денежную реформу. В результате цент становится основной денежной единицей, была введена новая налоговая система — подушный налог, пришедший на смену налогообложению домашних хозяйств.

Налоговые реформы Петра I и ее значение для России

Личность Петра I сложна и противоречива, как и сама эпоха, в которую он формировался.

В конце 17 века, когда на российский престол вступил молодой царь Петр, наша страна переживала переломный момент в своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, практически не было крупных промышленных предприятий, способных снабжать страну оружием, тканями и сельскохозяйственными орудиями.

У страны не было выходов к морям, ни Черному, ни Балтийскому, через которые она могла бы развивать внешнюю торговлю.

У России также не было собственного флота, охранявшего свои границы. Сухопутная армия строилась по старомодным принципам и состояла в основном из дворянского ополчения.

Дворяне не хотели оставлять свои владения для военных кампаний, их оружие и военная подготовка отставали от передовых европейских армий. Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, захватить морское побережье, создать отечественную промышленность и перестроить государственную систему страны.

Для радикального отказа от старого образа жизни России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Им оказался Петр I. Он не только понимал командование времени, но и приложил все свои незаурядные способности, упорство, упорство, терпение, присущие русскому народу, и умение отдавать дело на службе этому повелению государственная лестница.

Я обратился к этой теме, потому что период правления Петра оказал большое влияние на последующую историю России.

Эпоха Петра важна и актуальна для истории нашего государства, потому что то, что было сделано в прошлом, напрямую влияет на будущее. История нашей страны, как до Петра Великого, так и после него, знала множество реформ, однако главное отличие петровских реформ от реформ более раннего и позднего времени состояло в том, что они носили комплексный характер и охватывали все стороны жизни народа в то время как другие вводили инновации, которые касались лишь некоторых сфер жизни общества и государства.

Конечно, радикальная реконструкция предполагает как положительные стороны, так и противоречия.

Целью моей работы является изучение налоговой реформы в период правления Петра I в 18 веке. Для этого необходимо выполнить следующие задачи: 1. Выявить причины возникновения реформ Петра I; 2. Раскрыть основное содержание налоговой реформы; 3.

Определите значение налоговой реформы Петра I для России. Он также должен показать, как страна изменилась в политическом и экономическом аспекте.

Особенности изменений в налогообложении

После того, как дворовое налогообложение стало менять систему письма сошны, практически была введена новая единица оплаты труда — двор. Уплата налогов по такой дворовой системе налогообложения должна была производиться ежегодно. Мы сделали это полностью за год или несколькими частями в течение года. Этот налог предусматривал использование двух форм оплаты:

  • Естественный. Оплата производилась стрелецким хлебом — ржаным и овсяным.
  • Денежные, т.е в виде стрелковых денег. Такой платеж, установленный большинством налогоплательщиков, был представлен стрельцами, данными, полоньяничным, ямским, продовольственным и некоторыми другими налогами. Однако разочарованные статьи сюда не вошли.

Данные переписных книжек использовались для определения налогоплательщиков. По их словам, к налогоплательщикам были отнесены уездные люди (крестьяне, публичные дома, дворы, предприниматели) и граждане. Сбором «стрелецкого хлеба» фактически занимались 94 района. В документах они назывались городами, сгруппированными по разным категориям:

  • 49 уездов Заоцка;
  • 36 замосковых и казанских;
  • не менее 9 Заволжский;

Расплата стрельцами производилась в 127 городах и уездах, а также в дворцовых поселках.

Если количество стрелецкого хлеба определялось принадлежностью населения к хозяину — царю, феодалу, церкви и региону проживания, то денежная выплата стрелецким учитывалась только с учетом региона. В последнем случае общая сумма стрелецких денег в 1681 году сократилась на 1/3 — с 2 рублей до 80 копеек за ярд. Для населения, проживающего в имениях Патриарха Московского, на епископских кафедрах, в монастырях, плата была установлена ​​в 2,5-5 раз выше, чем для жителей, населявших земли светских феодалов. Но по сравнению с заселенностью дворцовых имений их оплата была в 1,5 раза выше.

Мирское разделение задач

Мирская раскладка повинностей

В процессе изменения налоговой системы сохранился принцип светского распределения пошлин. Платежеспособность налогоплательщика учитывалась при взимании платежа. Правда, было одно исключение — дело купца С. Ляпунова. Этот купец в 1682–1701 годах пытался в суде доказать свое право на уплату 1 руб. По закону пошлина 10 копеек. Тогда же поступила просьба от Хлыновской городской общины заплатить 26 рублей со двора.

Известны также случаи, когда посеянные в черном крестьяне направляли в правительство петиции с просьбой разрешить им уплатить отдельную часть платежа по старой системе налогообложения. В частности, этого требовали жители, проживавшие в районах по рекам Обвинский (Обвенский), Инвенский и Косвинский (Косвенский) Соликамского уезда в 1683–1690 годах.

Ответственными за сбор налога были назначены руководители земства и лучшие выборные люди. Впоследствии выплаты переводились в Стрелецкий орден с целью последующей выплаты жалованья московским лучникам или подлежали распределению губернаторами на поле для содержания лучников. Последнее было характерно для Новгорода, Пскова, Старорусского и ряда других уездов. В 1724 году домашний налог был заменен подушным, который был введен на землях Европейской России и Сибири.

Усиление налогового гнёта

Стоимость продолжала расти. Поэтому Петр прибегал к налогообложению всех предметов экономической жизни, которые могли облагаться налогом. Для этого в 1705 г было создано новое управление — Ингермандландская канцелярия, которую возглавил А.Д. Меньшиков. В результате появились налоги на частную рыбалку, бани, гостиницы, мельницы, пчеловодов, конюшни и конную торговлю. Они продолжали брать у старообрядцев долг за право носить бороду, взяли с них двойной налог за соблюдение древних ритуалов, обложили специальным налогом дубовые бревна, из которых делали гробы, и ввели обязательность использования штемпельной бумаги. Всего с населения облагалось до 30 различных налогов.

Введение подушной подати

С 1716 г. Петр серьезно относился к вопросам финансовой политики и экономики. В 1716-1717 годах на политику царя значительно повлияли идеи меркантилизма. В основном это выразилось в создании новых заводов и освоении природных богатств страны — полезных ископаемых.

Наряду с этими проблемами снова встал вопрос о более тщательном подсчете количества налогоплательщиков. Меня очень беспокоила резкая убыль населения страны, которую продемонстрировала перепись 1710 г. Однако позже выяснилось, что главной причиной «демографического кризиса» в стране было простое желание налогоплательщиков избежать налогового бремени. Пока крестьяне уходили от налогов, землевладельцы повсеместно искусственно сокращали количество налогоплательщиков. Поиск новых источников восстановления государственного бюджета привел к радикальной реформе всей налоговой системы: введению единого подушевого налога, в котором учитывалось все мужское население. Идея такой реформы не была новой. Однако княгиня София хотела провести налоговую реформу, заменив дворовой налог на обзорный. При Петре I эту идею защищал обер-фискальный Алексей Нестеров. Он считал, что налогообложение, основанное на подоходном налоге, по своей сути несправедливо: в одних дворах могут жить 20-30 человек, а в других — 5-10. Для последних значительным является финансовое давление, поскольку у них меньше рабочих. Поэтому Алексей Нестеров предлагал собирать налоги, права и обязанности не с семей, а с душ рабочих. Дальнейшие предложения предполагали введение специальной милицейской и паспортной системы в деревне, что значительно снизило бы бегство крестьян.

Во всех проектах рекомендовалось, во-первых, подсчитать все мужское население страны независимо от возраста, во-вторых, рассчитать запрашиваемую казначейством сумму, за исключением таверны и таможенных налогов, и в-третьих, определить сумму налогов от каждого человека, разделив сумму дохода на количество душ.

Налоговые системы европейских стран, прежде всего Франции, оказали большое влияние на введение подушного налога в России. 26 ноября 1718 года указом Петра I была начата перепись населения. В январе 1720 года Петр приказал провести перепись не только крестьянского населения, но и дворов, слуг и священнослужителей.

С января 1722 г началось распределение полков по губерниям, а также ревизия — ревизия переписи. Для проведения проверок в провинции были отправлены генералы с назначенными к каждому офицерами, которые должны были проверить перепись на месте. Эта работа была завершена только в 1727 году, но уже в 1724 году общая численность налогооблагаемого населения была определена: она составила 5 570 458 человек против 2 874 685 человек по переписи 1710 года. В 1724 году ему было назначено брать 80 копеек за душу, но в 1725 году эта цифра была уменьшена до 74 копеек, а после смерти Петра — до 70 копеек. Эти суммы были определены исходя из годовой потребности в содержании армии (4 миллиона рублей) и флота (2,2 миллиона рублей). Кроме того, с совхозов, не плативших арендную плату собственникам, был начислен дополнительный налог в размере 40 копеек. Население Посада должно было заплатить государству 1 рубль 20 копеек. Таким образом, обзорный налог способствовал увеличению доходов государства по сравнению с предыдущим налоговым доходом.

Проведение налоговой реформы имело не только финансовые, но и серьезные социальные последствия, распространив налоговые обязательства на ранее не облагаемые налогом категории населения («ходячие люди», свободные рабы) и одновременно создав новый социальный слой внутри крестьяне (государственные крестьяне). Строгость подушного налога заключалась еще и в том, что он никогда не взимался, так сказать, живой душой. Душа была счетна: среди отзывов умершие не исключались из налоговых ведомостей, а новорожденные не включались.

Монополизация

1705 год был для Петра I особенно тяжелым в финансовом отношении: реорганизовывалась армия, формировались драгунские и новые пехотные полки, полным ходом шла реорганизация Балтийского флота. Поэтому введение новых валют и налогов не могло полностью решить финансовые проблемы. Затем Петр монополизировал торговлю некоторыми товарами: государство присвоило себе исключительное право торговать ими как внутри страны, так и с иностранными купцами. Указом от 1 января 1705 года продажа соли была монополизирована, и ее начали продавать по двойной цене, по которой подрядчики поставляли соль в казну. Цена на соль была установлена ​​в среднем на уровне 10 ½ копеек за пуд. Кроме того, была монополизирована продажа алкоголя, дегтя, мела, рыбьего жира, сала, квашеной капусты и щетины. Значительно расширилась торговля государственными товарами.

Петр I также приказал вывозить часть государственного имущества за границу и продавать там, чтобы на вырученные деньги закупать иностранные товары. Всей этой государственной торговлей с 1705 года руководил Дмитрий Соловьев. В крупных торговых городах Европы были созданы должности специальных торговых агентов, которые продавали российские государственные активы и выполняли требования правительства России по покупке иностранных.

Финансовое хозяйство и губернии

Чтобы лучше удовлетворять военные нужды, Петр I передал финансовую экономику губернаторам, которых он основал в 1708 году. Эта мера сильно подорвала значение ратуши как центрального финансового учреждения. В 1710 и 1711 годах Петр созывал съезды губернаторов, губернаторов и мэров городов. На этих конгрессах были прояснены и разработаны основы новой финансовой структуры страны по провинциям. В результате нового устройства ратуша и последние приказы, которые касались отдельных районов страны, перестали существовать. Главной особенностью новой финансовой организации было распределение содержания полков по провинциям. При этом провинция должна была предоставить не только деньги, но и призывников. В каждом полку был провинциальный комиссар, который содержал этот полк.

Составление табелей

В 1710 и 1711 годах были составлены таблицы, то есть список всех расходов с указанием, какие расходы должны покрываться доходом какой провинции или какая часть провинциального налога должна покрывать какие расходы. Но на практике эта мера не могла быть реализована, поскольку табель успеваемости, определявший цель почти каждого провинциального налога, мог быть оплачен только в том случае, если каждая отдельная сумма была отправлена ​​сразу после того, как была собрана в том месте, где она была установлена ​​для использования.

Замена серебра медью

Поскольку денег в казне не хватало даже при новой структуре экономики, они пытались покрыть нехватку старыми средствами: перевыпуском монет. С 1711 г чеканка небольшой серебряной монеты была прервана, заменена медной. Государственные платежи взимались серебром. В результате в последние годы жизни Петра I медные монеты полностью вытеснили из обращения мелкое серебро, что создавало большие недостатки в расчетах. Полвека назад попытка ввести медную монету привела к медным бунтам, в результате чего правительство было вынуждено отказаться от идеи замены серебра медью. Теперь, в условиях усиления государственной власти, эта мера не вызвала противодействия со стороны населения.

Проекты выхода из финансового кризиса

С 1710 г в Петр стали поступать различные проекты путей выхода из финансового кризиса. Один из первых таких проектов принадлежал Савве Рагузинскому. Он подчеркнул, что назначение новых налогов для крестьян приведет к тому, что земля останется без крестьян. Рагузинский предлагал увеличивать казну за счет различных финансовых операций: ссуд внутри страны и за рубежом, либо путем введения налогов, которые будут взиматься с платежеспособного населения страны, а не с разоренных крестьян. Автор также высказал идею двукратного увеличения земельного налога в городах, но это бремя, которое легло бы на коммерческий и промышленный класс, можно было бы облегчить, предоставив больше свободы в обменах: оставив соль, вино, табак, калийные удобрения, соболь в гос.продаже, все остальное предлагалось отдать бесплатно. Петр воспользовался некоторыми инструкциями из этого проекта, позволив каждому торговать и посоветовал маленьким детям из благородных семей заниматься торговлей и ремеслами. Это, конечно, вызвало недовольство купцов.

В других проектах правительству рекомендовано уделять особое внимание, во-первых, торговле государственными активами, количество которых предлагается ограничить, и, во-вторых, косвенным налогам.

 

Оцените статью
Блог про Петра Первого