Некоторые аспекты влияния церковной реформы Петра I на жизнь российского православия

Святейший правительствующий синод

С момента своего основания в 1721 году Священный Правительственный Синод базировался в Санкт-Петербурге: сначала на острове города, затем в здании Двенадцати коллегий. С 1835 года он размещался в здании на площади Пьяцца дель Сенато. В Москве был синодальный офис, и при особых обстоятельствах (например, во время коронации монарха) синодальные заседания могли быть перенесены в Москву.

В августе 1917 года, перед открытием местного Собора, Священный Синод переехал в Москву и оставался там навсегда.

Образование Священного синода, окончание полномочий Святейшего правительствующего синода

7 декабря 1917 г местный Совет ПРТ принял определение «О Священном Синоде и Высшем совете Церкви». Согласно этому определению, «Священный Синод состоит из Президента-Патриарха и двенадцати членов: Киевского митрополита как постоянного члена Синода, шести епископов, избранных Поместным Всероссийским Собором сроком на три года, и пяти епископов, призванных на собрание очередь на год ». Епархиальный архиерей мог быть вызван в Синод не ранее, чем через два года с начала управления епархией. Епархии были разделены на пять групп по географическому принципу, внутри групп епархии располагались в алфавитном порядке (в котором созывались архиереи) мандат временных членов Синода действовал с 1 января по 31 декабря календарного года. В этот же день члены Священного Синода избирались тайным голосованием.

8 декабря 1917 г. Поместный Собор принял определения «О правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея Руси» и «О круге дел, находящихся в ведении органов высшего управления Церкви. «. В результате полномочия бывшего высшего руководящего органа церкви (Святейшего Правящего Синода) были распределены между новыми властями: Патриархом, Священным Синодом и Высшим Советом Церкви  .

31 января 1918 года местный совет постановил, что «Священный Синод и Высший духовный совет приступят к своим функциям с 1 февраля 1918 года.».

1 (14) февраля 1918 г было издано определение «имперского» Правительственного Священного Синода, которое гласило: «… чтит дела Священного Синода, переданные Святому Патриарху, Священному Синоду и Верховному Совету Российской Федерации». Церковь» .

3 (16) февраля 1918 г на утреннем пленуме Поместного Собора были приняты «Заповеди о вступлении Священного Синода и Высшего Духовного Совета в их служение». В этом документе говорилось: «1. Священный Синод и Высший Духовный Совет приступают к исполнению своих обязанностей 1 февраля 1918 года и получают все вопросы церковного управления от Священного Синода. … 3. Канцелярия Священного Синода и другие связанные с ней учреждения полностью передаются в ведение новых органов высшего управления Церкви ». При этом первое совместное присутствие двух новых руководящих органов Церкви состоялось под председательством Патриарха: в 12 часов дня Патриарх Московский и всея Руси Тихон (Беллавин) произнес приветственную речь. В нем, в частности, внимание присутствующих было обращено на совпадение дат: 14 февраля 1721 года началась работа Святейшего Правительственного Синода, и в этот же день (14 февраля, правда, уже в новом стиле).) в 1918 г остановились .

В приведенных выше определениях Поместного Собора и Святейшего Правительственного Синода, а также в упомянутой речи Патриарха было отражено, что «новые административные органы КНР, созданные в ноябре-декабре 1917 г., происходят из Поместный Собор, а вовсе не от «Императорского» Синода Святейшего Правителя» .

Священный Синод «образовался не в результате какой-либо« трансформации »Святейшего Синода власти, не на его« основе », а как совершенно новый церковный авторитет»  .

С 1918 года Священный Синод работает в Троицком дворе в Самотеке, резиденции Патриарха Тихона.

Священный синод в 1920—1980-е годы

1 июня 1921 г прежний состав Синода в связи с истечением трехлетнего межсоборного мандата утратил свои полномочия. Новый состав был определен в количестве пяти человек от избрания патриарха. Более того, полномочия членов Синода исходили уже не от Поместного Собора, а лично от Патриарха Тихона  .

После ареста Патриарха в 1922 году Русская Православная Церковь на пять лет оказалась в «нелегальном положении». Его частичную «легализацию» добился заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Нижегородский Сергий, организовавший «вместе с ним, с разрешения властей» Священный Временный Патриарший Синод. В мае 1935 г он был официально распущен («самоликвидирован»). В то же время митрополит Сергий, сохранявший свою личную «легализацию» и право иметь должность, переименовал администратора Временного патриаршего Священного Синода в «Администратора Московского Патриархата».

Священный Постоянный Синод был образован на Архиерейском Соборе 1943 года и начал заседать в здании по адресу Чистый переулок, 5, «подаренном» Иосифом Сталиным Московскому Патриархату, или в патриарших палатах Троице-Сергиевой Лавры после их передачи. Патриархату в конце 1940-х гг. В состав Синода входили: Патриарх Сергий, три постоянных члена (епископы, избираемые Собором) и три временных члена (созываемые на шестимесячную сессию). Епархии были разделены на три группы по географическому принципу, созыв временных членов производился по старшинству хиротонии  .

Согласно «Положению об управлении Русской Православной Церковью», принятому Поместным Собором в 1945 году, Священный Синод состоит из Патриарха-Президента, трех постоянных членов: митрополитов Киевского, Ленинградского и Крутицкого и трех временных, призванных «участвовать в заседании, согласно списку архиереев, по старшинству хиротонии, по одному на каждую группу, на которую делятся все епархии». В отличие от «Определения» Поместного Собора 1917-1918 годов, в котором подробно регулируется компетенция Синода, в «Положении» ничего не говорится о подведомственной ему сфере дел. Однако статья 1 предусматривает, что управление Русской Церковью осуществляется Патриархом совместно со Священным Синодом в соответствии с 34-м Апостольским каноном и 9-м каноном Антиохийского Собора .

16 марта 1961 года Священный Синод расширил число своих постоянных членов до пяти епископов, включая директора по делам Московского Патриархата и президента отдела внешних связей. Это решение было одобрено на последующем Совете в 1961 году  .

10 апреля 1970 г состоялось «расширенное заседание» Синода, не предусмотренное тогдашним «Положением об управлении Русской Православной Церковью», на котором Православной Церкви в Америке была предоставлена ​​автокефалия. Похоже, что в брежневский период Синод сильно зависел от Совета по делам религий при Совете министров СССР. Заместитель председателя Совета Фурсов, имея в виду ЦК КПСС на период 1974 — начало 1975 годов, заявил: «Синод находится под контролем Совета. Вопрос об отборе и расстановке его . членов был и остается полностью в руках Собора… Ответственные сотрудники Собора проводят систематическую просветительскую и разъяснительную работу с членами Синода, устанавливают с ними конфиденциальные контакты» .

С принятием в 1988 году нового положения об управлении Русской Православной Церковью количество временных членов Синода увеличилось до пяти, созыв Синода обусловлен как минимум двухлетним пребыванием епископа в Православной Церкви стул. Этим же статутом было установлено, что президиум Архиерейского Собора образует Священный Синод, а секретарь Собора избирается из числа членов Синода  .

Священный синод в 1990—2010-е годы

На Архиерейском Соборе 30-31 января 1990 г количество членов Синода увеличилось: шесть постоянных (добавлен экзарх Беларуси) и шесть временных членов  .

второе расширенное заседание по истории Синода состоялось 6-7 мая 1992 г., на котором Синод высказался о «новом положении Украинской Православной Церкви» (то есть о расколе, организованном ее бывшим предстоятелем Филаретом (Денисенко)).

18 июля 1999 г состоялось также расширенное заседание Синода, на котором было решено провести Юбилейный Епископальный Собор в 2000 г.

С принятием устава Русской православной церкви в 2000 году количество постоянных членов было увеличено до семи (включая главу Молдавской православной церкви), количество временных членов сократилось до пяти.

30 июля 2003 года в городе Сарове Нижегородской области состоялось заседание Священного Синода по случаю столетия канонизации Серафима Саровского

С 2009 года Священный Синод по инициативе Патриарха Кирилла начал периодически проводить «выездные заседания», на которые Патриарх указал. Так, по словам Кирилла, «в 2009 году было проведено шесть заседаний Синода <…> Мы провели три заседания в Даниловом монастыре; два — в Санкт-Петербурге, в историческом здании Священного Синода; одна — первая историческая встреча в «матери городов русских» — в Киеве, в Киево-Печерской Лавре; и завершаем синодальный год встречей в Чистом переулке, в исторической городской резиденции Патриархов Московских ». В том же году возникла традиция приглашать епископа Украинской Православной Церкви в число временных членов Синода. С 2012 года заседания Синода иногда проводятся в Патриаршем и Синодальном духовно-административном и культурном центре на юге России (в Геленджике); в 2018 году прошла встреча в Екатеринбурге и Минске, в 2019 году — о Валааме. В 2020 году из-за сложной эпидемиологической ситуации некоторые встречи проходили на расстоянии.

5 октября 2011 г решением Священного Синода (с последующим утверждением Архиерейским Собором; состоялся в феврале 2013 г.) Митрополит Средней Азии и Митрополит Астанинский и Казахстанский были включены в число постоянных членов Священного Писания. Синод  .

27 декабря 2011 года состоялось торжественное освящение синодальной резиденции Патриарха Московского и всея Руси в Свято-Даниловом монастыре после его масштабной реконструкции, где прошло последнее заседание Священного Синода Русской Православной Церкви состоялся в 2011 году. Патриарх сказал по этому поводу: «Это здание будет главной синодальной резиденцией, так как оно было задумано его создателями в 1988 году, с чем я всех нас поздравляю» .

Причины и цели создания Святейшего Синода

Говорят, что Петр I изначально не собирался менять установленный церковный порядок. Но чем больше продолжались его реформы, тем меньше он хотел делить власть с кем-то другим, а тем более с таким сильным соперником, как церковь.

Петр 1 и Священный Синод

именно по этой причине Петр I решил привлечь на свою сторону церковь, сделать ее своим союзником, сделав частью государственного аппарата империи.

Создание Синода у власти было завершающим этапом реформирования церкви Петра I. Этот орган был создан для замены упраздненной должности Патриарха и подчинения церкви Российской Империи.

Распоряжение императора, несомненно, должно было выполняться Синодом, поскольку он действовал от имени Его Величества.

Вероятно, самая важная причина создания Синода Верховного правительства состоит в том, что императору нужен был сильный и верный союзник перед Православной церковью.

Как вы знаете, в то время люди доверяли церкви и боялись наказания Божьего, как огня. Поэтому, взяв власть над церковью, первый российский император мог спокойно управлять народом с его помощью.

Функции Святейшего Синода

Функции Синода во власти были весьма разнообразны. Другими словами, он мог делать все, что разрешал ему император.

Функции Синода

Священный Синод был наделен правом с разрешения верховной власти Российской Империи избирать и назначать епископов, устанавливать новые церковные праздники и учреждать кафедру.

Он также был наделен судебными правами, мог судить епископов за богохульство, проводить бракоразводные процессы, осквернять, анафематствовать людей и совершать многие другие действия.

Реформа церкви Петра 1

По своей структуре Синод больше походил на Сенат и Коллегии с их званиями и обычаями. Он состоял из одиннадцати членов. Его президентом был митрополит Стефан, человек, близкий к церкви.

Но вице-президентом был назначен человек, близкий к императору, архимандрит Александро-Невского монастыря в Санкт-Петербурге Феодосий (Яновский).

Петр также руководил деятельностью Синода. Так в 1722 г была учреждена канцелярия обер-прокурора. Полковник Иван Васильевич Болтин стал первым обер-прокурором Синода с надзорными полномочиями.

Введя своих людей в состав Синода, Петр I обеспечил полный контроль над его деятельностью и обезопасил себя от неблагоприятных решений патриархата, угрожающих властям.

Царского Величества указ объявляется ради народного всем известия.

Среди многих, из-за долга силы, данной нам Богом, заботясь об исправлении нашего народа и других подвластных нам государств, глядя на духовный ранг и видя в нем много беспорядка и его огромную редкость в его делах, мы боялись, что это не напрасно на нашей совести, дабы не показаться неблагодарными Всевышнему, даже если бы мы получили от него процветание в исправлении, как военном, так и гражданском, пренебрегаем исправлением и духовным чином, и когда это будет судья, который не лицемер, попросит у нас ответа на некоторые из приказов, которые он нам дал, но мы не безответны… Ради образа первого, оба в Ветхом и Новом Завете благочестивые Цари, которые позаботились об исправлении духовного обряда и не видели лучшего способа сделать это, более, чем соборное правительство, не лишены страсти в одном человеке, и более того, это это не наследственная власть ради большего пренебрежения; Мы учреждаем духовное училище, то есть соборное духовное правительство, которое, согласно нижеследующим Правилам, имеет все духовные дела для управления Всероссийской церковью, и мы управляем всеми нашими верными подданными любого ранга, духовного и светский, чтобы иметь это для важного и сильного правительства, и он имеет крайность, задавая вопросы о духовном управлении, решениях и решениях, и довольствуясь своим решительным судом, и прислушиваясь к его постановлениям во всем с большим сопротивлением, и за непослушание наказанию других Коллегиум, эта коллегия должна, и с этого момента, дополнять свой Внутренний регламент новыми правилами, требуются правила яков, есть несколько случаев разных случаев, однако это должно быть сделано Духовной коллегией, а не без нашего разрешения; В этом духовном колледже мы решаем быть назначенными здесь членами. Один президент, два вице-президента, четыре советника, четыре советника.

Регламент или устав Духовной коллегии Манифест

Среди многих, следуя долгу силы, данной нам Богом, заботиться об исправлении нашего народа и других подчиненных Нам государств, глядя на духовный ранг и видя в нем много беспорядков и великих бедность в поступках, не напрасно на нашей совести, мы боялись, да, мы не будем казаться неблагодарными Всевышнему, если мы получим от Него благословение в исправлении как Военной, так и Гражданской степеней, мы пренебрегаем исправлением и степень духовного. И когда лицемер, Он же Судья, просит нас ответить на часть приказа, данного нам им, мы не остаемся без ответа. Для этого, ради образа первого, как в Ветхом, так и в Новом Завете, царь Пии, заботясь о корректировке степени духовных, и не видя лучшего способа сделать это, больше, чем правительство Собор. Это бывает не без страсти в одном человеке; более того, это не наследственная сила, поэтому она не уклоняется от этого. Мы учреждаем Духовную коллегию, то есть Правительство Духовного Совета, которое, согласно нижеследующему Регламенту, должно управлять всеми духовными делами Всероссийской Церкви. И мы приказываем всем нашим верным подданным всех рангов, духовных и мирских, относиться к нему как к важному и сильному правительству, и у него есть крайние вопросы духовного управления, требовать решений и решений и довольствоваться его окончательным приговором и во всем прислушиваться к указам, с большим сопротивлением и неповиновением в качестве наказания против других колледжей.

Должен быть совет по этому вопросу, и отныне с новыми правилами, дополняющими его регулирование, разные случаи потребуют разных случаев. Однако это должно быть сделано Духовной коллегией на основании Нашего разрешения.

В этой Духовной коллегии мы решаем быть назначенными здесь членами: президент, два вице-президента, четыре советника, четыре асессора.

И ранее в этом Положении было сказано в первой части, в седьмом и восьмом параграфах, что Президент должен быть подвергнут суду своих собратьев, то же самое и в Коллегии, если он в чем-то согрешил; Вот почему мы определяем и имеем голос, равный другим.

Все члены этой Коллегии, приступая к своей работе, дают клятву или обещание перед Святым Евангелием в соответствии с прилагаемой формой клятвы.

Вера государственного значения

Состояние Православия в России, начиная с момента крещения в 988 г., сильно зависело от положения государства. Период расцвета древнерусского государства сменился смутным временем нашествия Орды. Наступление времен объединения русских земель вокруг Москвы сменилось Смутой, когда церковь в лице своих иерархов оказалась втянутой в гражданский конфликт.

На этапах своего восхождения российские правители прилагали усилия для повышения статуса своей церкви в мире.

В 1448 году при Василии Темном Иона был избран новым митрополитом Киевским и всея Руси Собором русских епископов. Согласно существующему правилу, Иона должен был быть одобрен Константинопольским патриархом. Однако Византия пережила свои последние годы и из-за политических трудностей митрополит не смог добраться до Константинополя.

Митрополит Святой Иона. Фреска потолка в Тронном зале Теремного дворца Московского Кремля. Репродукция.
Митрополит Святой Иона. Фреска потолка в Тронном зале Теремного дворца Московского Кремля. Репродукция. Фото: РИА Новости / Михаил Кулешов

В 1459 году, когда Константинополь, а вместе с ним и патриарх, попали под власть Османской империи, в России был утвержден указ, согласно которому митрополит утверждался советом русских епископов с согласия князя. Таким образом, Русская Церковь стала де-факто автокефальной, то есть независимой от Константинопольского Патриарха.

Третьему Риму нужен пастырь

Идеология растущей силы Российского государства («Москва — Третий Рим») призывала к дальнейшему повышению статуса как светских, так и церковных лидеров. Иван Грозный стал называть себя царем, а при его сыне Федоре Иоанновиче — при активном участии Бориса Годунова — был создан Московский Патриархат, выведший Русскую Церковь на принципиально новый уровень.

Иов стал первым патриархом Москвы в 1589 году.

Патриарх Иов (миниатюра царского кавалера)
Патриарх Иов (миниатюра царского кавалера)

Мужество патриарха Гермогена, который в смутный период выступил против польских интервентов и умер в тюрьме, сыграло важную роль в повышении авторитета патриархата.

В 1619 году Патриархом Московским и всея Руси стал Филарет Романов, в мире Федор Никитич Романов, отец первого из царей династии Романовых, Михаила Федоровича. В это время власть патриарха в России достигает наивысшего уровня: можно даже сказать, что в этот период в России существовало двойное правление царя и главы церкви.

Патриарх Филарет.
«Зеро» Романов. История настоящего создателя королевской династии

Второй «центр силы»

При царе Алексее Михайловиче патриарх Никон носил титул «великого правителя», и широкие полномочия главы церкви в конечном итоге привели к его конфликту с монархом. Эта борьба закончилась победой царя и лишением Никона сана, но проблема не была решена полностью.

В раннем детстве Петр I смог оценить влияние патриарха, подавившего стрелковые беспорядки и в целом оказавшего огромное влияние на борьбу в рядах придворной знати. В 1689 году патриарх Иоаким, перешедший на сторону Петра, помог ему выиграть битву против княгини Софии.

Но молодой царь, проводивший реформы по западному образцу, увидел, что церковные руководители, в том числе новый патриарх Адриан, не в восторге от его нововведений. Однако царь не был заинтересован в открытии конфликта, и Адриан, в отличие от более радикальных иерархов, не стремился к «горячему противостоянию.

Хотя со временем отношения становились все более натянутыми. Адриан отказался постричь первую жену Петра, Евдокию Лопухину, в монахини, а он, в свою очередь, проигнорировал просьбу патриарха о прощении приговоренных к смертной казни по стрелецкому восстанию.

Патриарх Адриан. Парсуна в начале 18 века.
Патриарх Адриан. Парсуна в начале 18 века.

Переходный период

Царь, изучая европейский опыт, решил, что иметь второй «центр силы» в государстве опасно. Следовательно, отношения с Церковью должны быть построены таким образом, чтобы она четко выполняла функции, необходимые для государства, не отклоняясь в сторону.

В 1700 году Адриано умер. Петр I отложил выборы преемника, назначив наместником патриаршего престола близкого ему митрополита Стефана Яворского. В то же время полномочия местоблюстителя были ограничены, и в 1701 году все церковное имущество было передано в ведение монашеского ордена.

Такие ситуации сохранялись почти два десятилетия, пока в 1718 году царь не высказал мнение, что разумнее было бы поручить управление церковью коллегии духовенства, а не конкретному человеку. Для будущего училища епископ Феофан Прокопович составил духовный устав, который в 1720 году стали подписывать архиереи.

Петр I все просчитал правильно: за два десятилетия без патриарха, когда решение проблем церковного персонала было в руках монарха, внутреннее противостояние церкви было полностью подавлено. Новые правила жизни были восприняты с должным смирением.

Митрополит Стефан Яворский.
Митрополит Стефан Яворский.

Под государевым оком

После завершения формальностей Духовная коллегия была переименована в Священный Синод.

Влияние России достигло таких размеров, что Петр I спокойно обратился к Вселенскому Патриарху Иеремии III с петицией о признании Священного Синода Восточными Патриархами. Подтверждение пришло осенью.

Но, конечно, русский царь не стал бы ждать поста: 25 февраля 1721 года торжественно открылся Святейший Правительственный Синод. Стефан Яворский стал его первым президентом. Все члены Синода назначались монархом. Кроме того, царь имел в коллегии «око государя» — обер-прокурора, которому предписывалось присутствовать на заседаниях Священного Синода. Изначально при Петре I он действительно был просто наблюдателем. Однако со временем монархи почувствовали, что человек на этом посту может прекрасно проводить государственную политику в лоне церкви.

В XIX веке обер-прокурор стал главным связующим звеном между монархом и членами Священного Синода.

Одна из последних фотографий Николая II, сделанных во время ссылки в Тобольске.
«Медовый месяц» церкви и революции. Как Русская Православная Церковь отреагировала на отречение царя

Церковная революция 1917-го

Двести лет Священный Правительственный Синод руководил жизнью Русской Церкви, но фактически его управление находилось под строгим контролем государства.

И именно в этой форме, подчинении церкви государству, Российская империя достигла своего расцвета.

То, что сами церковные иерархи не в восторге от такой системы, стало ясно в марте 1917 года, когда Священный Синод в день отречения Николая II признал новую власть и через несколько дней удалил упоминание о Романовых из списка чины.

В апреле 1917 года Священный Синод обратился к архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Православной Церкви с обращением, в котором говорилось: «Идея необходимости жила в умах русских православных на протяжении многих лет на долгое время созвать Поместный Всероссийский Собор для коренного изменения в управлении Русской Православной Церковью и в целом для упорядочения нашей церковной жизни на незыблемых принципах, данных Божественным Основателем и Главой Церкви в Священное Писание и правила Святых Апостолов, С. Вселенских и Поместных Соборов и Святого Отца. Произошедший в нашей стране переворот, коренным образом изменивший нашу общественную и государственную жизнь, предоставил Церкви возможность и право на свободную организацию «Мечта, дорогая русскому православному народу, теперь стала реальностью, и созыв Поместного Собора в кратчайшие сроки стал остро необходим».

Работа местного совета началась в августе 1917 года, а в октябре, когда в Петрограде уже произошла Октябрьская революция, было принято окончательное решение о восстановлении патриархата. По жребию Тихон был назначен Патриархом Московским и всея Руси, в мире Василий Иванович Беллавин.

Николай II в сопровождении архиепископа Ярославского и Ростовского Тихона в Спасский монастырь.
Патриарх Тихон, или «оставление в опасности». Могла ли Церковь спасти короля?

Царский опыт в советской обертке

В феврале 1918 г. Совет Народных Комиссаров издал «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», который был встречен церковными иерарвами враждебно.

В «Соборном постановлении об постановлении Совнаркома об отделении церкви от государства» говорилось: «1. Постановление Совета Народных Комиссаров об отделении Церкви от государства представляет собой под видом закона о свободе совести злонамеренное нападение на всю систему жизни Православной Церкви и акт открытого преследования против этого.

2. Любое участие как в публикации этой враждебной Церкви легализации, так и в попытках ее реализации несовместимо с принадлежностью к Православной Церкви и влечет наказание виновных вплоть до отлучения от Церкви (см. Кан. Apostoli и канон 13 VII Вселенского Собора)».

Большевики понимали, что, следуя примеру Петра Великого, они должны строить отношения с церковью с позиции силы. После периода сильного давления советское правительство нашло форму сосуществования, при которой духовные дела были переданы под контроль Совета по делам религий при Совете министров СССР.

Отцы гнезда Петрова

Так было со времен Петра Великого, когда царь-реформатор (а без пяти минут — император — Российская государственная империя будет провозглашена осенью того же 1721 года) окончательно решил отказаться от идеи избрания новый патриарх (кстати, с 1700 г., до кончины Его Святейшества Владыки Адриана, патриархи Русской Реформатской Церкви не избирались).

Подобно протестантской системе (особенно англиканской), Государь подчинил себе Церковь. А с созданием синодальной системы через своего представителя, обер-прокурора, он стал руководить Духовной коллегией. Церковно-государственный департамент, состоящий как из чисто выбритых чиновников-мирян в напудренных париках и чулках, так и из бородатых православных архипастырей.

Тогда, в феврале 1721 года, подобная система казалась временной для русских архипастырей, уже привыкших к чудачествам Петра Великого. Но давайте вспомним русскую пословицу о «временном».

Увы, за прошедшие годы были реальные исторические случаи, когда люди, совсем не принадлежавшие к церкви, и даже неверующие, становились главными прокурорами Святейшего Синода правительства. О масоны с мистическим складом ума. Были такие вещи.

Так, например, главный прокурор Александр Голицын (обвиняемый в мужеложстве на злых и не очень злых языках) в начале 19 века занимал это высокое положение как неверующий. Так вспоминал святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский:

«Когда император назначил князя А. Н. Голицына обер-прокурором, он сказал:« Что я за обер-прокурор Синода? Вы знаете, я не верю»…»

Кстати, есть информация, что обер-прокурор Голицын со временем раскаялся и даже обрел искреннюю веру. Дай бог!

Но среди его предшественников в 18 веке был некий Иван Мелиссино, который предлагал полностью упразднить православные должности, отменить некоторые церковные обряды, разрешить четвертый брак и провести новые реформы в протестантском духе.

Или его преемник Петр Чебышев. Он открыто называл себя атеистом и буквально грабил. Синодальная казна для собственных нужд. Так что фактически его уволили.

Синод
Старорусские православные верующие.

нетрудно догадаться, как на это смотрели миллионы русских православных старообрядцев, когда они покинули Русскую Церковь (в глазах многих, и не только старообрядцев, превратившихся в государственное ведомство) на заре таких вестернизирующих реформ. Очевидно, что то, что происходит в «основной церкви», не способствовало пробуждению единства церкви.

Церковное возрождение на фоне революционной трагедии

Синодальная система, крайне далекая от канонической православной патриархальной формы, просуществовала до 1917 года. Когда русская монархия рухнула под ударами внутренних революционеров и предателей, и Русская Церковь, которая сначала еще не была отделена от государства (но государство было уже не православным, а «febbraiole», оставленным по своей сути), им пришлось искать новую форму самоуправления церкви.

К счастью, это «новое» отнюдь не забыто как старое. И хотя сам Синод окончательно не упразднили, но Поместный Собор 1917-1918 годов, созванный впервые за более чем два столетия, восстановил каноническую форму иерархического управления церковью: патриархальную.

Впервые с 1700 года Патриарх появился в России (увы, пораженной революцией) в ноябре 1917 года. Им стал один из самых почитаемых святых ХХ века святитель Тихон (Беллавин). Действительно, промыслительно, потеряв монарха, православный народ нашел истинного предстоятеля Церкви.

Тихон
Один из самых почитаемых святых 20 века Святой Тихон (Беллавин). Фото pravoslavie.ru

С тех пор Синод стал небольшим межсоборным руководящим органом при Патриархе, который управляет Русской Церковью между Епископальным и Поместным Соборами, которым он является и сегодня.

Возвращение к подлинной общинности

Но сохранились ли недостатки XVIII-XIX веков в сегодняшней патриархально-синодальной системе? К сожалению, да. И во многом именно они не позволяют Русской Православной Церкви воссоединиться с такими же старообрядцами разных договоренностей. Или, по крайней мере, вступите в конструктивный диалог о существующих разногласиях.

И в заключение хотелось бы напомнить те чудесные слова, которые весной, на заре пандемии коронавируса, в интервью телеканалу Царьград сказал известный православный пастырь и проповедник, настоятель монастыря Архангела Михаила города Юрьев-Польский, игумен Афанасий (Селичев):

Этот кризис, а именно кризис повседневной жизни в Церкви, задает нам вопрос: как мы можем продолжать жить? Как жить, когда мы увидели реальное количество прихожан? Как жить в условиях неблагоприятного отношения власти к Церкви? И лично для меня ответ очевиден. Это возвращение к истинному сообществу. Когда каждый прихожанин является постоянным членом своей общины со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями по содержанию своей церкви. Когда священник является не только «эффективным руководителем», но и настоящим духовным отцом для своих прихожан, который знает всех. Когда епископ — истинный отец отцов, человек — уроженец своей епархии.

И это отнюдь не радужные сны. Именно так была организована Русская Церковь до западнических реформ второй половины XVII – XVIII веков. Конечно, сегодня невозможно вернуться во времена Московской Руси, но стоило бы поработать «над ошибками» бывших реформаторов. Однако здесь не лишним будет напомнить, что власть в нашей земной Церкви принадлежит нашим архипастырям, а мы, миряне, можем только смиренно советовать, а не брать на себя роль обер-прокуроров синода.

В настоящее время в Русской Православной Церкви

Пятая глава Устава Русской Православной Церкви гласит:

  1. Священный Синод, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси (Locum Tenens), является руководящим органом Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами.
  2. Священный Синод подотчетен Архиерейскому Собору и через Патриарха Московского и всея Руси представляет ему отчет о своей деятельности за межсоборный период.
  3. Священный Синод состоит из Президента — Патриарха Московского и всея Руси (Locum Tenens), семи постоянных и пяти временных членов — епархиальных архиереев.
  4. Постоянными членами являются: в отделе — митрополиты Киевские и всея Украины; Санкт-Петербург и Ладога; Крутицкий и Коломенский; Минск и Слуцк, Патриарший экзарх всея Беларуси; Кишинев и вся Молдова; по должности — председатель Отдела внешних церковных связей и распорядитель дел Московского Патриархата.
  5. К участию в заседании приглашаются временные члены в соответствии со стажем епископальной хиротонии, по одному на каждую группу, на которую делятся епархии. Созыв епископа в Священный Синод не может последовать до истечения двухлетнего срока его управления этой епархией.

 

Оцените статью
Блог про Петра Первого