Отец Отечества: самые знаменитые портреты Петра I

Как по-настоящему выглядел Петр I?

Рост Великого самодержца

В старину на Руси длину измеряли метром. В сантиметрах это было 68,6. Что касается наших размеров, то рост Петра I был 204 см.

О высоком росте свидетельствуют портреты художников того времени, свидетельства современников и одежда, хранящаяся в музеях.

Фигура императора

Средний рост мужчин в то время составлял сто шестьдесят сантиметров. Они предпочитали расти в толщину, а не в длину. Лишний вес придавал изображениям помещиков и вельмож солидности. А российский император был худощавым и узкоплечим. Размер одежды соответствует нашему 48.

Портные ловко скрывали узкие плечи. Также по моде того времени мужчинам приходилось носить много одежды, не считая железных доспехов, которые зрительно увеличивали их фигуру.

Размер стопы Питера был непропорционально мал для его роста — 38. Это создавало неудобства при ходьбе, поэтому ему приходилось опираться на трость.

Под высокими сапогами, которые любил носить король, были туфли 38-го размера. А сапоги выше колена выглядели как наши сорок пятые. Персональные сапожники тщательно скрывали эту особенность.

Люди вокруг были намного ниже царя, возможно, этим объясняется его кривизна. Чтобы ясно объяснить ситуацию, часто приходилось кланяться.

Облик первого императора

Посмертная маска может определить характеристики лица российского императора.

Черты лица среднего размера, изящные. Тонкие губы плотно сжаты, ноздри заметно расширены. Прямой нос, характерная складка между полукруглыми бровями. Глаза слегка выпучены.

Лоб широкий, пропорционален нижней части лица. Подбородок овальной формы, немного выступает вперед. Уши плотно прижаты к голове. Черты лица выдают решительного человека. Видно, что ему часто приходится делать продуманные действия.

По свидетельству современников, лицо Петра часто искажала болезненная гримаса. Судороги, вызванные нервным заболеванием, исказили черты лица. Но с этим недостатком боролся и император, постоянно нося с собой аптечку и каждый день принимая лекарства.

Понятие красоты у всех разное, но этот образ завораживает. Хотелось бы узнать, что чувствовал герой и чем жил.

Особенности характера

Особенностью характера российского императора была постоянная активность. Если не советовался, не пировал, никуда не ходил и не отдыхал, то все время что-то строил или что-то делал. Любил все делать своими руками. Эти факты известны из воспоминаний заморских жен и инженеров.

С детства Петр не любил, чтобы его оставляли в стороне, если кто-то проявил свои способности. Обязательно приведите пример и попытайтесь понять структуру механизма. На руках постоянно были порезы и мозоли. Тяжелая работа не испугала императора.

С возрастом Петр I мастерски освоил профессии плотника, живописца, плотника. В своем мастерстве он мог соревноваться с лучшими талантами империи. В общей сложности королю было доступно 14 профессий, одной из которых была медицина. Самодержец лично вырвал больные зубы у придворных и солдат.

В повседневной жизни император мог быть импульсивным, необузданным и ревнивым. От таких черт характера в первую очередь страдали близкие.

Манера поведения

Объясняя указания или свои намерения, Великий Петр махал руками. Походка, характеризующаяся широким шагом, была легко узнаваема. Император не мог долго сидеть на одном месте. Он часто вскакивал на ноги, даже на важных встречах, и бегал в соседнюю комнату, чтобы размяться.

Подвижность и энергия самодержца сказывались на его прекрасных танцевальных способностях. На дворянских торжествах царь умел «кружить» любую красоту.

Пороки тела, плохое самочувствие, частые простуды не умаляют заслуг Великого Реформатора. Возможно, лицо императора украшали художники и мастера, но в истории Петр Великий навсегда останется главой государства, который вывел «замшелую» Россию на новый уровень.

Фото Петра Первого

Фото-Петра-1-Первого-19

Фото-Петра-1-Первого-26

Фото-Петра-1-Первого-10

Фото-Петра-1-Первого-12

Фото-Петра-I
Стилизованное фото Петра Великого26-летний-Петр-И.-Портрет-кисти-Кнеллера-был-подарен-Петром-в-1698-английскому-королю-1
петр I, 26 лет. Портрет Кнеллера был подарен Петром английскому королю в 1698 году.Петр-Ив-костюм-корабельного-мастера
Петр I в костюме капитана корабляПетр-и-допрашивает-царевича-Алексея
Петр I допрашивает царевича АлексеяПетр-И-со-знаком-ордена-Св.-Андрея-Первозванного-на-голубой-андреевской-ленте-и-звездой-на-груди.-Ж.-М.-НАТЭ-1717-1
Петр I с орденом Андрея Первозванного на голубой Андреевской ленте и звездой на груди. Дж. М. Наттье, 1717 гПервый-Известных-портретов-Петра-I
Первый из известных портретов Петра IПетр-и-беседует-с-голландскими-корабелами-в-1698-году
Петр 1 беседует с голландскими кораблестроителями в 1698 году.Петр-II-Евдокия-Лопухина
Петр 1 и Евдокия Лопухина
Фото-Петра-1-1711г.-Портрет-работы-Иоганна-Купецкого-писан-с-натурьи-в-Карлсбаде
Портрет Петра 1 Иоганна Купецкого, написанный с натуры в Карловых Варах, 1711 гФото-Петра-1-1716-г.-портрет-работы-Бенедикта-Кофра-придворного-живописца-дацкого-короля
Портрет Петра I работы Бенедикта Кофра, придворного художника датского короля, 1716 гФото-Петра-1-1716-г
1716 г.
Фото-Петра-1-1717-г.-портрет-работы-Арнольда-де-Гельдера-1685-1727-голландского-художника-ученика-Рембранта
Портрет Петра I — Арнольд де Гельдер, голландский художник, ученик Рембрандта, 1717 гФото-Петра-1-1717-г.-портрет-работы-Карла-Мура
Петр 1 в 1717 году
Фото-Петра-1-1723-г
1723 г.
Фото-Петра-1-1724-г-Петр-Ив-Полтавской-битве
Петр I в Полтавской битве, 1724 гФото-Петра-1-ок.-1697г
1697 г.
Фото-Петра-1-ок.-1700-1704г.-гравюра-Адриана-Шонебека-с-портрета-работы-неизвестного-художника
Петр 1, гравюра Адриана Шхонебека, 1702 г

Фото-Петра-1-Первого-1

Фото-Петра-1-Первого-2

Фото-Петра-1-Первого-3

Фото-Петра-1-Первого-4

Фото-Петра-1-Первого-5

Фото-Петра-1-Первого-6

Фото-Петра-1-Первого-7

Фото-Петра-1-Первого-8

Фото-Петра-1-Первого-9

Фото-Петра-1-Первого-11

Фото-Петра-1-Первого-13

Фото-Петра-1-Первого-14

Фото-Петра-1-Первого-15

Фото-Петра-1-Первого-16

Фото-Петра-1-Первого-17

Фото-Петра-1-Первого-18

Фото-Петра-1-Первого-20

Фото-Петра-1-Первого-21

Фото-Петра-1-Первого-22

Фото-Петра-1-Первого-23

Фото-Петра-1-Первого-24

Фото-Петра-1-Первого-25

Фото-Петра-1-Первого-29

Зимний Дворец-Петра-И-1
Зимний дворец Петра I
Медный-всадник-1782
Медный всадник — памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге

1. Портрет кисти Антония Шуньянса

Глядя на портрет, который можно увидеть ниже, задаешься вопросом: действительно ли голландский художник Энтони Шунян нарисовал его с натуры? Известно, что эта картина написана в период с 1696 по 1725 год. Не исключено, что Антонио встречался с Пьетро. Но где и когда точно неизвестно. Их пути легко могли пересечься в Европе. В любом случае живописный Петр I получился очень колоритным.

2. Картина Яна Купецкого

Это полотно было написано польским художником Яном Купецким в 1711 или 1712 году. В то время художник жил в Вене, где писал коронованные головы. Петр в это время побывал в Карловых Варах, куда Купецкого можно было вызвать из Вены. На этом снимке император, как видите, очень похож на того, кого изображали шуняны. Возможно, картины были написаны одновременно.

Гравюра Лармессена


Лармессен. Гравюра Петра I и его брата Ивана

На этой французской гравюре изображены одновременно правящие два молодых русских царя: Петр I и его старший брат Иван. Случай, уникальный в истории России, стал возможен после Стрелецкого восстания. Так Софья, старшая сестра мальчиков, при поддержке стрелецкого войска выступила против решения о передаче престола после смерти царя Федора Алексеевича Петру, минуя болезненного царевича Ивана (который, как предполагают историки, страдал слабоумием) вообще). В результате оба мальчика, 16-летний Иван и 10-летний Петр, поженились на царстве. Для них даже сделали специальный трон с двумя сиденьями и окном в задней части, через который их регент, княгиня София, давала различные указания.

Портрет Питера ван дер Верфа


Питер ван дер Верф. Портрет Петра I ок. 1697. Эрмитаж

После отстранения принцессы Софии от роли регента в 1689 году единоличным правителем стал Петр. Его брат Иван добровольно отказался от престола, хотя номинально считался царем. В первые годы своего правления Петр I сосредоточился на внешней политике: войне с Османской империей. В 1697–1698 годах он даже собрал большое посольство для поездки в Европу, чтобы найти союзников в борьбе против своего главного врага. Но поездка в Голландию, Англию и другие страны дала и другие результаты: Петр I был вдохновлен европейским образом жизни и техническими достижениями и изменил внешнюю политику России в сторону укрепления отношений с западным миром. Когда Питер был в Голландии, его портрет написал местный художник Питер ван дер Верф.

Гравюра Андриана Шхонебека


Андриан Шхонебек. Петр I ок. 1703

Вернувшись в Россию, Петр I инициировал реформы, направленные на европеизацию страны. Для этого он предпринял меры совсем другого порядка: запретил использование бороды, совершил переход на юлианский календарь и перенес новый год на 1 января. В 1700-х годах Россия объявила войну Швеции, чтобы вернуть земли, ранее принадлежавшие России, и получить доступ к Балтийскому морю. В 1703 году на завоеванной территории Петр основал Санкт-Петербург, который впоследствии более 200 лет был столицей Российской империи.

Портрет Ивана Никитина


Иван Никитин. Портрет Петра I. 1721. Государственный Русский музей

Петр продолжал активно работать над масштабными преобразованиями в стране. Он провел реформу армии, создал флот и снизил роль церкви в жизни государства. При Петре I появилась первая русская газета «Петербургские ведомости», открыт первый музей, основана Кунсткамера, первая гимназия, университет и Академия наук. В страну приехали приглашенные из Европы архитекторы, инженеры, художники и другие специалисты, которые не только работали на территории России, но и передавали свой опыт российским коллегам.

Еще при Петре I многие ученые и художники уехали учиться за границу, например Иван Никитин, первый придворный художник, получивший образование во Флоренции. Петру настолько понравился портрет Никитина, что император приказал художнику сделать с него копии для царской свиты. Оплачивать работы Никитина должны были сами потенциальные обладатели портретов.

Портрет Луи Каравакка


Луи Каравакк. Портрет Петра I. 1722 г. Русский Государственный Музей

В 1718 году произошло одно из самых драматических событий в жизни Петра I: его возможный наследник, цесаревич Алексей, был приговорен судом к смертной казни как изменник. По версии следствия, Алексей готовил переворот, а затем взошел на престол. Решение суда выполнено не было: князь скончался в келье Петропавловской крепости. Всего у Петра I было 10 детей от двух жен: Евдокии Лопухиной (Петр насильно постриг ее в монахини через несколько лет после свадьбы) и Марфы Скавронской (будущая императрица Екатерина I). Правда, почти все умерли в младенчестве, кроме Анны и Елизаветы, ставшей императрицей в 1742 году.

Портрет Петра I. Готфрид Кнеллер (1698)

Работы немецкого живописца, самого популярного портретиста в Великобритании на рубеже XVII и XVIII веков, Готфрида Кнеллера, на самом деле написаны с натуры и очень похожи. Однако он скрывает в себе секрет: дело в том, что над полотном работали два художника: Готфрид Кнеллер и художник-маринист Вильгельм ван де Вельде (последний писал на заднем плане). Сейчас знаменитый портрет находится в Британской королевской коллекции картин во дворце Хэмптон-Корт.

Портрет Петра I. Бенедикт Кофр (1716)

Представленная картина является творением придворного художника датского короля Бенедикта Кофра. Скорее всего, он был написан летом или осенью 1716 года, когда король находился в длительном визите в Копенгаген. Правитель изображен на Андреевской ленте и с Датским орденом Слона на шее, высшей национальной наградой Дании. Оригинал можно увидеть сегодня в Петергофском дворце.

Портрет Петра I. Арнольд де Гельдер (1717)

Знаменитая работа голландского художника, ученика Рембрандта, Арнольда де Гельдера, была создана во время пребывания Петра Алексеевича в Голландии. Однако пока неизвестно, был ли портрет написан с натуры, поскольку творчество художника отличается определенной оригинальностью.

«Царь Пётр I». Жан-Марк Натье (1717)

Знаменитый французский художник Жан-Марк Наттье нарисовал и сохранил истинные черты лица Петра Великого для потомков. Этот портрет был написан с натуры во время визита царя в Париж. Работа сейчас находится в Эрмитаже. Удивительно, но есть сомнения, что это оригинальная картина, а не копия имитатора Наттье.

Портрет Петра I. Карел де Моор (1717)

В 1717 году русский царь прибыл в Гаагу лечиться. Именно там голландский живописец, один из самых известных портретистов лейденской школы, запечатлел образ своего великого современника. Из переписки Пьетро и его супруги Катерины известно, что царю очень нравились работы Моро. После картина была куплена русским дипломатом князем Борисом Куракиным и отправлена ​​из Франции в Санкт-Петербург.

По неофициальной информации, оригинал Мура сейчас находится в частной коллекции.

«Пётр I в иноземном наряде перед матерью…»

Картина Николая Неврева называется «Петр I в чужой одежде перед своей матерью, своей царицей Натальей, патриархом Андрианом и учителем Зотовым». На снимке молодой Петр I в европейском костюме. Наталья Кирилловна в ужасе подняла руки: неужели ее сын появится на публике в таком нелепом виде?

Священник пытается объяснить Петру, что русский царь должен одеваться по-русски. Но Петр только посмеялся над советом старших: всю жизнь он будет поступать по-своему, как считает нужным. На стене портрет царя Алексея Михайловича Романова, отца Петра. Он одет в традиционный русский костюм. Кажется, что отец смотрит на сына укоризненно.

Тогда Питер превратит всю страну в европейскую одежду. В 17 указах король точно опишет, какие воинские, гражданские, даже женские и детские звания им следует носить. По его велению на улицах будет вывешено что-то вроде манекенов, чтобы каждый мог увидеть, как надеть новую одежду.

Картина, посвященная Петру I, написана 73-летним мастером незадолго до его трагической гибели, но она полна внутренней энергии. Верный принципам критического реализма, автор создал драматическую коллизию, основанную на психологическом взаимодействии людей.

Питер демонстрирует свою иностранную одежду у себя дома. Его поступок вызывает разные реакции. Вся сцена тщательно продумана автором. Он борется за социальную и бытовую характеристику, напоминая о подозрительном отношении допетровской Руси к новым веяниям, ко всему западному.

Красочна каждая деталь: мимика, взгляды, позы, жесты, костюмы, интерьеры. Даже такая деталь, как портрет Алексея Михайловича с атрибутами царской власти, характеризует светские устои. Им противостоит фигура Петра, дерзко бросающего вызов патриархальной древности.

Юному Невревскому царю 18-20 лет. Он частый гость в немецком поселении, не бывал за границей и еще далек от царских указов, которые меняли одежду бояр на одежду западного образца. Но, демонстрируя свой европейский обычай, Петр уже заявляет о своей реформаторской деятельности.

Картина «На берегу пустынных волн…»

Лев Феликсович Лагорио написал в 1897 году картину, которую назвал стихом из стихотворения Александра Пушкина «Медный всадник». На нем изображен молодой царь Петр I. По замыслу художника, он находится прямо на том месте, где вскоре вырастет новый город имени апостола Петра — Санкт-Петербург.

На берегу пустынных волн

Он стоял, полный великих мыслей,

И он отвернулся. Перед ним широкий

Река неслась; бедная лодка

Я боролся за это одиноко.

На мшистых и болотистых берегах

Тут и там почернели избушки, прибежище жалких чухонтов;

Это лес, неведомый лучам

В тумане скрытого солнца

Вокруг было шумно.

И он подумал:

Отсюда мы будем грозить шведу,

Здесь будет заложен город

На зло гордого соседа.

Здесь природа предназначена для нас

Вырезать окно в Европу

Станьте неподвижным у моря.

Здесь на новых волнах

Все флаги нас посетят

И закроем в открытую…

Пётр I на картине Валентина Серова

Валентин Александрович Серов написал картину в 1907 году. Подняв грудь на холодный ветер Балтийского моря, Петр I осматривает строящийся город, будущую столицу России. Особое внимание царь уделял строительству флота. Следом за Петром спешат его учителя, советники и сотрудники. Они с трудом выдерживают ураганный ветер.

Великий реформатор идет широким, уверенным и целеустремленным по неустойчивому берегу. Его целеустремленность, энергия, энергия привели к живому движению вековых традиций, укоренившихся порядков, устоявшейся жизни многомиллионной страны.

Действие фильма происходит на фоне строящейся новой столицы Великой Империи. На противоположном берегу золотом блестит игла Петропавловского собора. Видны первые каменные постройки, есть указатели города. Здесь все только начинается. Вместо будущей набережной — земляная набережная, вместо дворцов — фундаменты зданий в строительных лесах.

Внимание зрителя приковано к линейке. Все в нем символизирует силу и решимость. Сами вельможи холодно закутываются в плащи, наклоняются против встречного ветра. Интересна фигура царского слуги, бережно носящего царский треуголк. Что это за человек неславянской внешности? Доподлинно неизвестно. Понятно только, что в новой России на карьеру влияет не происхождение, а навыки и лояльность к государству.

Рядом первые корабли российского флота. Адмиралтейство еще не готово, нет причалов, портов, но есть главное — боевые и торговые корабли. Корова, пьющая невскую воду, — самая важная деталь. Таким образом автор дает понять, что вместе с новостройками он постепенно улучшает жизнь людей, давно приезжающих на эти берега.

Три чайки парят в облачном небе, символизируя близость моря, к которому так стремительно продвигается новая Россия. Цветовая гамма изображения лаконична. Схематично и просто Серов передает атмосферу большой стройки. Но благодаря этой сдержанности появляется возможность сосредоточиться на главной идее художника: инициированные великим правителем изменения необратимы.

Существует легенда о том, как царь взял у солдата пистолет со штыком, вырезал из дерна две полоски и уложил их крестом. Указывая на зеленый крест, он сказал: «Вот где будет город». Через 9 лет после основания Санкт-Петербурга царь приказал перебраться сюда чиновникам из Москвы. В следующем, 1713 году, в городе начал работу правительственный сенат — ведущее государственное учреждение России.

Пётр I Великий в живописи и сюжетах

Петр I вошел в историю России как первый российский император, одержавший многочисленные военные победы и прорубивший «окно в Европу». Царь лично руководил созданием русского флота и регулярной армии, руководил русской армией в походах и сражениях. Петр продвигал реформы государственного управления. Правитель создавал фабрики и мануфактуры, строил верфи и пристани для яхт, открывал учебные заведения и воспитывал молодую знать. Он создал Академию наук.

Одним из главных успехов Петра I стало решение задачи, поставленной еще в 17 веке: возвращение родных территорий и победа в Северной войне, позволившая ему принять в 1721 году титул российского императора и России стать империей. Несомненно, самая главная заслуга Петра I Великого — строительство великого города на Неве — Санкт-Петербурга.

Алексей Антропов создал портрет Петра I в 1770 году.
Штурм крепости Нотебург 11 (22) октября 1702 года. В центре Петр ИАЭ Коцебу, 1846 год
Гравюра Адриана Шхонебека с портрета неизвестного художника. Оригинал неизвестен, гр. 1700–1704
Петр I в Полтавской битве. Л. Каравак, 1718 г
Портрет Иоганнеса Купецкого (1667-1740), написанный с натуры в Карловых Варах, 1711 г
И.К. Айвазовский. Петр I в Красной Горке зажигает на берегу костер, чтобы послать сигнал своим умирающим кораблям, 1846 г
Конный портрет называется
Петр I с орденом Андрея Первозванного на голубой Андреевской ленте и звездой на груди. Ж.-М. Наттье, 1717 г
Петр I. Мозаика. Завербован М.В. Ломоносовым. 1754 г. Усть-Рудицкая фабрика, Эрмитаж
Собрание при Петре I. Автор: неизвестен
Алексей Петрович Антропов Портрет Петра I
Мусикиский, Григорий Семенович Эмалевая миниатюра: Семья Петра I в 1717 году: Петр I, Екатерина, старший сын Алексей Петрович от первой жены, двухлетний сын Петр и дочери Анна и Елизавета
Сергей Кириллов Будут морские корабли! (Петр I). 1985 год
Петр I сажает дуб. В.П. Худояров, 1860 г
Кущевский Юрий. Новый случай в России. (Спуск камбуза
Алексей Гаврилович Венецианов. Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга
Петр Великий спасает тонущих в Лахте. 1844 - Шамшин Петр Михайлович

Илья Ефимович Репин.
Василий Игоревич Нестеренко.

 

Оцените статью
Блог про Петра Первого