Петровские ассамблеи: как обязанность веселиться становится традицией

Предпосылки

Петр I ставил на службу Отечеству не только служебное время, но и свободное время, которое, по мнению Петра, должно быть разумным. Также необходимо было отдыхать в соответствии с потребностями государства: все должно было быть направлено на переустройство России, а государственные интересы преобладали над личными. Петр мечтал поставить культуру России в один ряд с культурой европейских государств. Да и сам Петр хорошо знал западноевропейскую культуру: во-первых, с юности он был среди иностранцев; во-вторых, он путешествовал по Европе, изучал и наблюдал… Современное состояние петровского российского государства не могло удовлетворить его жажду знаний, его тягу к науке. Он задыхался от атмосферы московских башен и постоянной борьбы за власть при царском дворе, интриги и кровавые разборки бояр были противны…

Особое влияние на будущего императора оказало окружение немецкого поселения, где он нашел своих первых друзей и соратников П. Гордона и Ф. Лефорта. Немецкое поселение, возникшее в Москве на правом берегу реки Яузы при Иване Грозном, было заселено людьми из разных стран: шотландцами, англичанами, немцами, французами. Было смешение религий и профессий, но жизнь продолжалась мирно, несмотря на разницу в жизни. Юного Петра привлекала его открытость, веселый нрав и умение вместе проводить время в неприхотливых тусовках жителей немецкой слободы, и он с удовольствием участвовал в этих тусовках.

А. Беглов «Вечер Петру Великому»

Петр I начал задумываться о культурных преобразованиях после своего первого визита из-за границы в 1698 году, но полный расцвет культурной реформы в России связан с периодом строительства Санкт-Петербурга. Новый город воплотил в себе идеал военного, административного и морского центра, а также центра культуры. Только в новом городе можно было создать новый образ жизни и новую культуру, ничего не перестраивая. Он мечтал создать европейский город, равный другим европейским городам. Но это было непросто: трудно было преодолеть старые стереотипы, убедить в необходимости, заставить других работать, как он работал… Более того, работа Петра была подчинена интересам государства, а не конкретного человека, поэтому его принцип «любой ценой» не всегда приветствовался, и люди часто отвергали его и пугали. Об этом, в частности, пишет Пушкин в стихотворении «Медный всадник».

Так было со сборками, которые начал внедрять Петр I.

Что такое ассамблея?

«Сборка» — это французское слово, обозначающее серию действий и событий. Во-первых, это развлечение и развлечение, во-вторых, решение и обсуждение различных деловых вопросов, в том числе государственной важности. За короткое время собрания при Петре Великом стали традицией и вошли в историю. После его смерти они несколько изменились, но по-прежнему были популярны в обществе.

сборка под Петр 1

Культурный трансфер

Обстоятельства молодости и юности Петра во многом определили его увлечение европейской культурой и образом жизни. Его невольное «упоминание» берегов реки Яузы стало мощным стимулом к ​​стремлению «европеизировать» русскую жизнь и ввести Россию в число великих мировых держав. Еще во времена Ивана Грозного на правом берегу Яузы жили иностранцы: англичане, французы, голландцы, шотландцы — люди разных конфессий и профессий. Территория немецкого поселения (названного в честь прилагательного «тупой» — те, кто не говорит по-русски) была наделена протестантскими церквями и небольшими уютными домиками, в которых иностранцы могли жить по-своему, фактически создавая изолированную в интерьере космополитическую диаспору мононационального царства Москва.

В немецкой слободе молодого русского царя поразили невиданная открытость и простота жизни, свободное общение жителей друг с другом, постоянно устраиваемые вечеринки, на которых пожилые и важные люди курили трубки и пили пиво или вино. Следует отметить, что в этих мероприятиях могли участвовать и представительницы прекрасного пола, свобода, неприемлемая с этической точки зрения, по указанию Домостроя. Один из иностранцев, присутствовавших при русском дворе конца XVII века, писал, что «русская дворянка или дворянка почтили торжественные обеды московской знати или целовали почетных гостей по велению хозяина дома. Трудно было получить от теремных красавиц другие ответы, кроме «да», «нет», «не знаю»».

Петр I.
Петр I.

В этом отношении введение танцев воссоединения было своего рода культурным «переносом», попыткой перенести определенный вид придворных развлечений на национальную почву, адаптацией поведенческих стереотипов и социальных норм Западной Европы, но с особым характером домашний колорит ».« Здесь, по сути, забава стала приобретать государственное значение, потому что Петр хорошо осознавал роль собраний в культурных трансформациях, которые могли знакомить подданных с новыми моделями общественного бытия, помогая тем самым овладевать новым двором этикет и правила жизни.

Развлечения петровской эпохи

Большинство историков считают, что идея проведения собраний была привезена Петром I из Франции в 1717 году, но есть сведения, что первые специально организованные зрелищные мероприятия имели место еще в 1714 году. Термин «собрание» охватывает широкий спектр развлечений времен Петра Великого: летом они проводились в Летнем саду под открытым небом, а зимой — в домах именитых сановников. Показательно высказывание В.О. Ключевского, тщательно сформулировавшего суть собраний как особого социокультурного феномена начала XVIII века: «И сумка, и клуб, и дружеская публицистика, и танцевальная вечеринка. Здесь мы говорили о бизнесе, новостях, играх, выпивке, танцах. Ни церемоний, ни встреч, ни проводов, ни еды: все приходили, ели то, что кладет на стол хозяин, и оставляли на свое усмотрение».

Из указа Петра «О достоинстве гостя на собраниях», регулирующего поведение на собраниях.

«Перед тем, как появиться, многонациональный гость должен:

1. Мыту старательно, не теряя эти места.

2. Брито осторожно, чтобы не нанести омерзительный урон нежности женской бороды.

5. В освещенной комнате внезапно появившись — не унывайте, корпус не дубовый, наоборот — округлив руки и не стесняясь рьяно варить хозяина, включайте.

6. Когда вы придете к нам в гости, спокойно заранее ознакомьтесь с расположением дома, особенно обращая внимание на расположение шкафов, и вложите эту информацию в ту часть сознания, которую меньше всего винят.

7. Ешьте умеренно, чтобы не творить животом танцующие препятствия.

8. Пейте зелье сколько угодно, пока его держат ноги. Если они отказываются пить сидя. Не подводите к лежащему — чтобы он не подавился, даже если он попросит. Слава задушенным! Ибо эта смерть на Руси издревле была почетной.

9. Если не знаешь мер, доверься другу, у этого охранника несколько государственных дежурств.

10. Тщательно согните выпивку, чтобы не повредить и не мешать танцевать. Сложите отдельно, наблюдая за полом, иначе при пробуждении вам не будет неловко.

Для этого, с Богом, вперед !!! Эту заповедь нужно применять постоянно, и не помнить, в какой момент встать, как блок, посреди веселья».

Собрания Петра.
Собрания Петра. Источник: wikipedia.org

Впервые петровские собрания стали сопровождаться лакомствами и закусками, то есть сам процесс смены различных блюд стал своеобразным приемом создания некой торжественной атмосферы. В перерывах между танцами и играми гостям подавали кофе, чай, варенье, мед, а за ужином женщины должны были сидеть рядом с мужчинами. С самого начала регулярных собраний в Россию пришла культура светского танца: полонез и менуэт, деревенский танец и английский язык. Не гнушался такими «легкомысленными» развлечениями и сам император: «Екатерина, как и Петр, танцевала очень умело и легко. Вместе с мужем она успела сделать три круга, а остальные не успели закончить первый. Но Екатерина старательно танцевала только с линейкой, которая, как и она, выполняла каждый шаг.С другими кавалерами она танцевала небрежно, не прыгала, не поворачивалась, а шла обычным шагом.Дочки Петра тоже много танцевали Елизавета и Анна и счастливо».

Собрания в целом стали мощным толчком к укреплению (можно даже сказать, восстановлению) положения женщин в обществе: постепенно была преодолена изоляция представительниц прекрасного пола от активной общественной жизни, женщины стали приобретать гражданские права, а значит и самостоятельность. -почитать. Это, несомненно, отразилось хотя бы на факте последующего правления императриц (или благоприятствовавших власти) женщин, что удивительно совпало с аналогичными тенденциями в других европейских странах (в частности, в Австро-Венгрии и Франции). Князь М. М. Щербатов, считавший собрания «дьяволом пороков», тем не менее признавал положительное влияние этого вида времяпрепровождения на противоположный пол: себя с одеждой и украшениями, которые подчеркивают красоту их лица и делают их красивыми; Для них было немалым удовольствием сначала увидеть, с кем они должны иметь отношения навсегда, и что лица их женихов и мужей больше не покрыты колючими бородами».

Придворные развлечения.
Придворные развлечения. Смерть императора-реформатора разделила российское развлекательное общество. Разница в образе жизни обычного человека и представителя родовитой фамилии, которая нарастала в допетровскую эпоху, теперь приобрела гигантские размеры, которые в середине XIX века будут реализованы в таком виде социокультурный феномен вроде «хождения в народ». Важнейший философский вопрос в определении исторической судьбы русского народа всегда находился в области противоречий между «допетровской» и «постпетровской» Россией. На смену принципу активно предлагаемого и реализуемого досуга постепенно пришел активный рост привилегий довольно небольшой социальной группы — дворянства. Представители дворянства отмежевывались от новой зарождающейся торговой и промышленной буржуазии и начали проводить осторожную политику преднамеренного закрытия своей общины.

Обязательные условия

Указ Петра 1 о собраниях включал в себя перечень требований:

  • о следующей встрече необходимо письменно сообщить;
  • указать пол гостей (могут присутствовать только мужчины или представители обоих полов);
  • мероприятие должно начаться не ранее четырех-пяти часов;
  • собрание должно закончиться не позднее полуночи;
  • гость не обязан встречать, приветствовать или угощать своих гостей, в его обязанности входит только предоставление свободного места для танцев, еды и питья на столах, а также игр, в которые он приглашает своих гостей.

Соблюдая эти правила, каждый может принять участие в общем веселье.

Отношение церкви

Культура петровского времени требовала одобрения духовенства. Император был уверен, что без разрешения церкви его постановление о собрании не пройдет. Он знал, что люди испытывают священный страх перед царем, как перед богом на земле, но он понимал, что страх ада и падения бессмертной души сильнее. Поэтому, чтобы изменить традиционное неприятие танца, он привлекает чернокожих священнослужителей на светские мероприятия. Согласно его постановлению в Синоде 1723 г., собрания были учреждены в монастырях Москвы. И уже 29 декабря того же года состоялось первое собрание архимандрита Донского монастыря. Он был организован для председателя Синода, архиепископов московских монастырей, архиепископа Новгородского Феодосия, должностных лиц синодальной канцелярии, а также архиепископа Крутицкого Леонида и др. они остались недовольны этой акцией, но в Вообщем собрания у них были положительные отзывы.

Ассамблеи при Петре 1

По обычаю, для этого мероприятия четыре большие комнаты были очищены от мебели. Первый был для танцев, второй — для беседы, третий — для мужчин, которые курят табак, пьют вино, а последний — для игры в шашки или шахматы. Если дом недостаточно велик, чтобы очистить сразу четыре комнаты, все действия происходили в одной комнате. Однако это было очень неудобно по многим причинам. Звуки танцев, разговоров, запахи табака и алкогольных напитков считались неуместными в женском обществе.

Традиции проведения

Собрания при Петре 1 давали по очереди все придворные. Иногда король сам решал, кого всем встретить в следующий раз. День и время собрания объявили придворные глашатаи, объявили барабанной дробью и объявлениями, которые развешивали на каждом перекрестке. В своем указе Петр 1 кратко описывает основные моменты торжеств. На мероприятии могли присутствовать все прилично одетые люди, но не прислуга и крестьяне. Среди гостей были дворяне, чиновники, зажиточные купцы, духовенство, ремесленники и даже простые моряки. Женатые мужчины в обязательном порядке брали с собой взрослых жен и дочерей.

россия при Петре 1

По сложившейся традиции ведущий мог выбрать из девушек королеву бала. После выбора он вручил ей яркую розу. В конце мероприятия королева подарила эту розу джентльмену. Это означало, что следующее собрание будет проходить в его доме.

«Не взирать на дамские прелести с открытой жадностью»

Царь-реформатор принес идею создания ассамблей из Франции, которую он посетил в 1717 году. Европейские монархи вместо долгих вечеринок и пышных застолий устраивали праздники, на которых гости танцевали, пели, обсуждали новости и заводили полезные знакомства. Такой формат развлечения понравился Петру, который решил привить российскому обществу новую «привычку.

В декабре 1718 года царь издал указ, в котором говорилось о введении собраний «не только для развлечения, но и для бизнеса». В документе отмечалось, что организатору пришлось убрать несколько комнат для гостей в доме, предоставить столы, свечи, игры и даже напитки, чтобы утолить жажду. На праздник были приглашены все, кроме крестьян. Дворяне должны были прийти со своими женами или старшими дочерьми. По замыслу Петра I, на ассамблеях можно было поговорить о насущных проблемах дня, обменяться новостями и поразмышлять о будущем.

Шутливый указ «О достоинстве гостя, который должен присутствовать на собраниях» был посвящен подробному описанию поведения участников торжества. В нем рассказывалось, как одеваться, флиртовать с женщинами, петь и танцевать. Так, например, было написано, что каждый участник мужского пола должен приходить на вечеринку вымытым и побритым, «чтобы нежная короткая бородка женщины не нанесла отвратительного вреда».

К выбору платья нужно было подходить тщательно, но «без лишнего преувеличения, за исключением милых дам». Женщинам предлагалось наносить макияж, чтобы подчеркнуть свою красоту и выглядеть более соблазнительно.

Особого внимания заслуживают статьи о флирте. Так что «новичку на собраниях» посоветовали «не смотреть на прелести женщин с открытой жадностью». Лучше было «выкинуть глаза из-под тишки», ведь такое внимание не только не оскорбляло бы женщин откровенной наглостью, но, напротив, им было бы приятно.

«Помните, женское сердце податливо к музыке, пользуйтесь ею, и к вам обязательно будут относиться с добротой», — был дан дружеский совет.

Что касается употребления напитков и еды, то гостям было дано полное завещание: «Пейте зелье сколько хотите, пока ваши ноги держат его. Если они отказываются пить сидя».

Если слишком увлекались спиртными напитками, то для этого случая был соответствующий абзац: «Тщательно нагибать пьяного, чтобы не навредить и не мешать танцам».

Идея собраний была заимствована Петром из форм отдыха, которые он видел в Европе.

Кубок Большого Орла

По воспоминаниям придворных, сам Петр был искусным танцором. Пока он хотел танцевать, гости не уходили. Иногда ради забавы он создавал необычные пары для танцев, ставя рядом с собой юных красавиц и дряхлых стариков. Несмотря на разные способности и сильные стороны, все они должны были следовать за движениями короля. Если кто-то не выдерживал такого темпа, его заставляли выпивать 1,5-литровую чашку Big Eagle. Такого наказания не избежали ни мужчины, ни женщины.

Сохранилась история о том, как император решил наказать жену Горф-маршала Олсуфьева, ведавшую хозяйством дворца. Его беременная женщина из-за плохого самочувствия не приехала в отпуск, чем обидел Петра. Он приказал принести ее и публично осушить чашу Большого Орла, в которой вино было смешано с водкой. Екатерина тоже не смогла защитить беременную. В итоге Олсуфьева выпила этот коктейль. Позже женщина родила мертвого ребенка.

«Царь всех баллов»

За «прогулами» собраний внимательно следил партнер Петра, граф Павел Ягужинский. Именно он просмотрел списки гостей и подсчитал «нетчиков». Этот государственный деятель даже получил прозвище «король всех точек зрения».

Ягужинский - один из немногих, кто присутствовал на царской свадьбе с Марфой Скавронской.
Ягужинский — один из немногих, кто присутствовал на царской свадьбе с Марфой Скавронской.

Будучи человеком веселого нрава, он не пропускал ни одного собрания, любил хорошо одеваться и устраивать зрелищные поездки. Даже сам царь иногда брал его на торжественные приемы в роскошных экипажах. Жена Ягужинского, богатая наследница, по воспоминаниям историков, страдала психическим расстройством. Предположительно, она могла бродить обнаженной вне дома или, ворвавшись в церковь, бросать священные предметы на пол. Придворные сказали, что она больна «меленколией».

Однажды во время одного из приемов между ней и ее мужем произошла публичная ссора. Ягужинский должен был танцевать с женой, но она наотрез отказалась. Конфликт вызвал бурную дискуссию в свете. «Король всех точек зрения» решил разорвать с ней отношения и даже обратился в Синод с просьбой о разводе. Несмотря на то, что женщина извинилась за «исправление этих непристойностей в своем бессознательном состоянии и меланхолии, которые произошли в Санкт-Петербурге в 1721 году, а также в боли и печали разлуки с партнером и детьми, от скуки и одиночества», Павел Иванович получил свободу. Петр нашел ему новую молодую жену, которая понравилась завидному жениху.

Первую жену Ягужинского ждала незавидная участь. Ее сослали в Феодоровский монастырь, откуда она несколько раз пыталась бежать. Однако его нашли и вернули. Потом он умер там, прожив в неволе около 10 лет.

Родом из Франции

Считается, что первый зарегистрированный публичный бал состоялся в 1385 году в Париже в честь свадьбы Карла IV и Изабеллы Баварской. Молодожены были счастливы, еще не подозревая, что ее муж войдет в историю с весьма беспристрастным прозвищем Безумный. Однако в целом танец тогда считался развлечением низкого уровня, происходящим от популярных карнавалов, недостойным внимания высшего общества. Ситуация начала меняться в эпоху Возрождения, и итальянские города были в авангарде, как это часто бывало тогда.

123

В конце 16 — начале 17 веков, во времена правления Марии Медичи и Генриха IV, танец как развлечение для знати начал набирать популярность во Франции. Во многом этому способствовало то, что итальянская королева и ее окружение принесли во Францию ​​традиции тосканских маскарадов, благодаря которым аристократы могли скрывать лица и вести себя более расслабленно. При Людовике XIII, сыне Марии и Энрико, танцы стали любимым развлечением двора. Наконец, каноны придворного бала как основной формы приема высшего общества были сформулированы уже при «короле-солнце» Людовике XIV — кстати, старшем современнике Петра.

В России первые попытки ввести балы в придворный этикет были предприняты при Лжедмитрии I. Молодая Мария Мнишек и ее польское окружение пытались навязать это развлечение, но русские придворные не приняли эту идею. А после приобщения Романовых к их патриархальным боярским традициям о танцах даже не вспомнили. Уважающие себя люди могли в лучшем случае наблюдать за танцующими дураками, но участие в таких играх считалось неприличным.

Однако не было и запрета на посиделки с танцами, поэтому иностранцы, прибывающие в нашу страну, имели возможность поддержать традиции, принятые на своей родине. С удовольствием танцевали и в немецком поселке на Яузе, или Кукуи, где частым гостем был молодой царевич Петр Алексеевич. Именно там будущий правитель познакомился с обычаем вечерних общественных собраний, во время которых люди из одного круга имели возможность пообщаться, поиграть в шахматы и шашки, выпить и, конечно же, потанцевать. Вероятно, в этом виде времяпрепровождения было больше от собраний коммерческих или производственных корпораций протестантских городов Северной Европы, чем от светских танцев французского двора, но Петру они нравились за их искренность и раскрепощенность. Хотя само слово «сборка» имеет французское происхождение и переводится как «сборка».

известно, что в 1717 году Петр Алексеевич посетил Францию. Он уделял минимум времени переговорам со своим собратом-монархом Людовиком XV (ему было всего семь лет) и своим двором, но много общался с учеными, художниками, известными мастерами. Царь посетил типографию, гобеленовую фабрику, оперу, суд, Академию наук и т.д. Свобода и возможность честного общения с интересующими его людьми вызывали восхищение монарха. Затем он отправился к водам Спа, где пролечился месяц и посвятил себя интересным встречам.

«Не только для забавы, но и для дела»

По возвращении правитель решил, что, поскольку само российское общество не желает общаться по-европейски, необходимо его подталкивать. Стоит отметить, что ранее в письменных источниках было как минимум три упоминания о собраниях, организованных придворными правителя, но русская аристократия не восприняла это как руководство к действию — во всяком случае, такие собрания не стали традицией. А потом появился Закон о собраниях, подписанный 26 ноября 1718 года.

его представил первый главнокомандующий петербургской полиции, в том числе генерал-адъютант Антон Мануилович Девиер. Его ведомство распространило в столице указ «О порядке проведения собраний в частных домах и о лицах, которые могут их посещать». Вот полный текст документа о правилах встречи:

«Полное собрание законов Российской Империи», том V, стр. 597, вып. 3246

«Ассамблеи, это французское слово, которое по-русски нельзя выразить одним словом, но можно сказать подробно: бесплатное, в котором дома — собрание или съезд, делается не только для развлечения, но и для бизнеса; потому что здесь они могут увидеть друг друга и поговорить о любых нуждах, даже услышать, что там происходит, к тому же это весело. А как эти сборки отправлять: ниже этого пункта определяется, а кастомные войдут.

1) В каком доме должно быть собрание, тогда это должно быть указано буквой или другим знаком, где каждый может свободно приходить, мужчина и женщина.

2) Он не начинается раньше 5 или 4 и не продолжается после 22:00.

3) Владелец не виновен в встрече или приветствии гостей, или отказе, и он не виновен в исправлении вышеуказанного, но хотя этого не происходит в доме, в этом нет ничего; но я виноват только в том, что очищаю некоторые комнаты, столы, свечи, выпивку, испытываю жажду, тех, кто спрашивает, игры на столах, выпиваю.

4) Часы не определяются в каких быть, а кто хочет, если не до и не после установленного времени; здесь тоже быть сколь угодно большим и прогонять свободен, когда он хочет.

5) Во время своего пребывания на собрании он может свободно сидеть, ходить, играть, и, поскольку никто другой не может притворяться или успокаиваться, даже выполнять церемонии, вставая, отдавая честь и т великий орел, но только когда он прибывает и часть уходит с поклоном.

6) Определено, до какой степени идти на эти собрания, а именно: от высших степеней до официальных и благородных лидеров, даже до благородных купцов и ремесленников, даже до благородных служащих, то же самое, конечно, для женское поле, их жены и их дети.

7) Слуги или обслуживающий персонал не должны входить в эти квартиры, но должны находиться в коридоре или там, где это определяет хозяин; даже в Австрии, когда в других местах проходят танцы или банкет, даже министры, описанные выше, не имеют права входить в эти квартиры, за исключением мест, упомянутых выше».

Первым на новое начинание Петра откликнулся Иван Иванович Бутурлин, затем генерал-лейтенант, а затем генерал-аншеф, командир Преображенского полка, один из самых близких к царю людей. Он был с государем во Франции и, может быть, лучше других понимал, чего хотел Петр. Возможно, они обсуждали нечто подобное, а может, царь лично просил Ивана Ивановича выступить с инициативой. Мы больше не узнаем. Но известно, что 8 декабря в доме Бутурлиных на Большой Дворянской (ныне Куйбышев) состоялось первое собрание, положившее начало традиции массовых собраний и танцев.

Питер всегда любил веселые и шумные компании. В юности он тоже был первым в подвигах. Иногда такие мероприятия принимали характер полноценной вакханалии, например, «Самый экстравагантный, предельно тихий и пьяный собор». Когда во Франции отравили правителя, ему было уже 45 и противостоять давним алкогольным нагрузкам становилось все труднее. Но любовь к общению и любопытство не покидали Петра, не случайно в Париже «его можно было встретить везде, где была возможность извлечь пользу из увиденного и услышанного». Возможно, именно изменением отношения царя к праздникам объясняется его желание знакомить своих подданных с культурными мероприятиями, где общение было более сдержанным, даже интеллектуальным, а развлечения приобрели просветительское значение. Несомненно, Петр также понимал важность собраний в социальных преобразованиях, направленных на знакомство субъектов с новыми моделями жизни.

В древнерусской традиции было принято и общение: люди ходили в гости, устраивали «вечеринки по приглашениям». Но отношения строились один на один, в лучшем случае, в небольшой компании равного статуса. Обильный стол и напитки были в первую очередь, хозяин старался порадовать гостей обильными и вкусными блюдами, а важные проблемы решались негласно. С другой стороны, собрания изменили приоритеты: еда была необязательной или второстепенной, общение происходило в большом кругу, люди танцевали, играли в шахматы и шашки, и на первый план выходили непринужденные беседы. Людей специально не приглашали, приходилось приходить лично. Это в корне изменило социокультурную модель поведения русской аристократии, расширило границы высшего общества и стерло клановую иерархию. Присутствовавший на собрании был интересен не своим благородным происхождением и званием, а личными навыками и коммуникативными способностями.

Великий русский историк Василий Осипович Ключевский очень точно описал собрание: «Это биржа, клуб, дружеская журналистика и ночь танцев. Здесь говорили о бизнесе, новостях, играли, пили, танцевали. Никаких церемоний, никаких встреч, никаких прощаний, никаких обедов: все приходили, ели то, что хозяин клал на стол, и оставляли на свое усмотрение».

Королевы ассамблей

В собраниях принимали участие женщины, что довольно необычно для традиционного русского аристократического общества. Причем делалось это насильно: идя «на собрание», муж должен был забрать жену и взрослых дочерей. Попытка «спрятать» своих женщин могла быть наказана, за этим последовало отделение начальника полиции. Исключение делалось только в тех случаях, когда гость, устроивший прием, был холостым: в этом случае мужчины появлялись одни, а танцы исключались из вечерней программы. Но такие «мальчишники» случались довольно редко.

123

К. Лебедев «Собрание при дворе Петра I»

Женщинам приходилось демонстрировать изысканную одежду и манеры, участвовать в разговорах, даже на иностранных языках, и, конечно же, изящно танцевать. Сегодня это кажется естественным, но тогда такое поведение в корне изменило принципы семьи: выходить в свет «до брака» в допетровской Руси считалось неприемлемым распутством, а теперь знакомства молодых людей и даже легкий флирт выведены на публичный уровень. Стало традицией выбирать «королеву выпускного бала», которой хозяин подарил живую розу. В конце вечера он передал его тому, кто устроил следующее собрание. Были и особые знаки внимания, с помощью которых молодые люди могли, не нарушая этикета, выразить свою благосклонность.

Первые собрания проводились в столице, но довольно быстро распространились по всем городам и провинциям. Так, в 1721 году по случаю подписания в Москве Ништадского мирного договора собрания перешли от Рождества к Великому посту. Места были спланированы заранее — стартовали в Ромодановском, потом гостей принимал Меньшиков и так далее. Интересно, что священники также участвовали в организации собраний на Первопрестоле — первое из них было организовано настоятелем Донского монастыря. Правда, это было сделано скорее не по доброй воле, а по прямому указанию правителя.

Царские «каприоли»

Правитель и его окружение пытались показать пример свободного и раскрепощенного общения. Питер хорошо танцевал и часто начинал эту часть вечера. Сохранилось описание одного из собраний лета 1721 года, составленное свидетелем событий Фридрихом Вильгельмом Берхгольцем, находившимся в свите герцога Гольштейнского Карла-Фридриха:

Берхгольц Ф.В. «Дневник Каммера-Юнкера Берхгольца, который велся им в России в период правления Петра Великого, 1721-1725 гг.» Часть I, страница 148

«Около девяти часов, когда были вынесены столы, нагруженные сладостями, танцы начались в той же галерее, где они танцевали в день коронации. Его Величество Царь с Царицей, Его Высочество со старшей княгиней и князь Меньшиков с младшей открыли бал немецким танцем, после чего Его Высочество танцевал менуэт со старшей княгиней. Потом танцевали: она была с генералом Ягужинским, младшей княгиней, сначала с ним, потом с Его Высочеством, Его Высочество с одной из дам, а так как компания была многочисленной, танцы продолжались до двенадцати утра. Но Его Величество Царь сразу после первого танца (то есть первого менуэта, который Его Высочество танцевал со старшей принцессой) отошел от мужчин».

Правила и последовательность танцев развивались постепенно. Во-первых, это были церемониальные полонез и менуэт, в которых танцоры принимали изящно возвышенные позы, выполняли поклоны и поклоны лицом друг к другу или парами. Образец движения и грация были важны. Часто по пути танцоры меняли партнеров. Это было своеобразное знакомство и приветствие, иногда по-польски называли «ходячим разговором», и оно могло длиться более получаса. Затем последовали самые веселые англы, алеманы, котильоны.

Когда гости вошли во вкус, начались танцевальные игры, в которых исполнители должны были проявить смекалку и умение быстро разучивать новые движения. Сам Петр I часто вел веселые юмористические танцы. Так Берхгольц описывал эти королевские развлечения: «После нескольких часов танцев император затеял танец со всеми стариками… Их было 8 или 9 пар… Император, будучи очень бодро, делал одного оленя за другим обеими ногами.Поскольку старики сначала были сбиты с толку, а потом танец приходилось начинать каждый раз заново, император наконец сказал, что очень скоро их выучит, а затем, потанцевав для он объявил, что если кто-то заблудился сейчас, выпейте большой стакан строгости. Тогда все пошло отлично».

В глазах очевидцев собрания были настоящими танцами, как пишет один из самых известных мемориалистов петровского времени. И после смерти императора эта традиция не исчезла из жизни русского общества, а оставалась в нем не менее двух столетий. Бальная культура пережила период расцвета и застоя, но в царской России она существовала как неотъемлемая часть жизни высших слоев общества. Сегодня то, что начал триста лет назад Петр Великий, переживает ренессанс.

 

Оцените статью
Блог про Петра Первого