Преобразования Петра I в области культуры

Великое посольство

Реформы культуры и быта при Петре 1 положительно сказались на будущем страны. Что способствовало началу перемен? В 1697 году Россия предприняла дипломатическую миссию в европейских странах. Он состоял из дипломатов и волонтеров, которые путешествовали, чтобы узнать о новых технологиях в строительстве. Среди них был и сам царь, хотя и оставался инкогнито под псевдонимом «Петр Михайлов». Из-за своей необычной внешности (Петр I был выше двух метров ростом и имел непропорционально длинные руки и ноги) вскоре он был разоблачен. В походе также приняли участие лекари, небольшой отряд гвардейцев, солдат и слуг. Посольство сопровождали даже личные повара и шуты.

культура при Петре 1

Истинные причины посольства

Официальной задачей дипмиссии была своеобразная «разведка» планов правителей других стран, а также сближение с потенциальными союзниками против Османской империи. Петр I хотел найти среди европейцев как можно больше друзей, чтобы вместе с ним бок о бок воевали с Турцией, которая в тот момент вторгалась на территорию России. Однако эта стратегическая цель была не единственной. Царь хотел посмотреть на образ жизни и быт людей в зарубежных странах. Он хотел перенять у них технологии и знания, чтобы потом эти инновации можно было внедрить в его штате. Действительно, культура и жизнь при Петре 1 претерпели множество изменений. Подробнее об этом позже.

Чему учился Петр Михайлов

Сравнивая иностранцев со своими соотечественниками, Петр увидел между ними большой разрыв. Помимо очевидной задержки в военно-технических областях, можно было увидеть огромную разницу в культурном и образовательном уровне людей. Волонтеров из «великого посольства» распределили по специальным местам, где они обучались строительству и навигации. Сам Петр был и плотником, и матросом. Он посещал уроки анатомии. Там он познакомился с лучшими врачами. Я также видел рассеченный труп ребенка в одном из кабинетов и был удивлен живым и прекрасным видом покойника. Как гласит биография, Питер даже мертвой улыбкой поцеловал.

Культура России при Петре 1 претерпела кардинальные изменения из-за того, что царь посещал множество придворных, светских балов, где видел, как элита общается друг с другом. Он желает, чтобы его подчиненные не боялись выражать свои мысли, как это делали близкие соратники английского короля. В этом царь видел разницу между своей страной и зарубежной. Дипломатическая миссия Петра приехала получить стипендию, но немногие из них обращали должное внимание на обычаи, нравы и правила, царившие в этом обществе. Поселившись в арендованных домах, они оставили разруху себе, за что им затем предъявили огромные, даже по меркам того времени, счета. Но царь все заметил и запомнил и захотел устранить эти недостатки.

реформы Петра 1 в культуре

Необходимость реформ

Перелом в истории России наступил в конце XVIII века, когда на престол вступил Петр I. В отличие от стран Западной Европы, империя в то время отставала в своем развитии. Не было промышленных заводов, государственный аппарат и армия устарели, не было флота. Мануфактурное строительство нуждалось в грамотных людях, не хватало узких специалистов в некоторых областях науки и техники.

Во время дипломатических поездок за границу Петр сравнил своих соотечественников с иностранцами и увидел между ними большой разрыв. Россия отстала от Европы практически во всех сферах деятельности. Приехав в Москву, молодой император коренным образом изменил культурный и образовательный уровень своего народа.

Новый календарь

В декабре 1699 года указом Петра 1 в Российской империи старый исчисление сотворения мира было отменено и введено новое — от Рождества Христова. В связи с этим начало нового года перенесено с 1 сентября на 1 января. Император повелел встретить Новый год с размахом. Праздник сопровождался массовыми гуляниями, дома украшались живыми елками, зажигались свечи, под барабанный бой вызвали людей на Красную площадь, по улицам стреляли из ружья. Установленные около Кремля 200 бронзовых пушек 6 дней подряд стреляли в воздух пулями и фейерверками.

Однако священники отказались принять европейский календарь, и государство постепенно начало отделяться от церкви, что позже привело к расколу.

Новая азбука и гражданский шрифт

До прихода Петра к власти в России циркулировала только духовная литература, которая не давала представления о светской и политической жизни страны. В начале 1710 года в России остро возникла потребность в образованных специалистах, способных довести информацию до общественности. Но отсутствие печати помешало достичь этих целей. Причиной тому стала кириллица, сохранившая архаичность. Многие буквы славянской письменности не соответствовали полиграфическим стандартам, так как имели много кавычек. Их можно было написать только от руки.

В 1708 году государство утвердило новый алфавит, состоящий из гарнитур.

Новый шрифт

17 марта 1708 г вышла в свет первая печатная книга по геометрии. В течение следующих двух лет шрифт был доработан, улучшен, и в конце 1710-х годов Петр утвердил печать для печати всей государственной литературы.

Одновременно с источником были введены римские цифры (до Петра 1 цифры обозначались буквами).

Новая мода

Преобразования в моде начались в 1698 году и впервые коснулись консервативной русской знати. Глубоко впечатленный внешностью европейцев, Петр создает указ «О ношении немецкого платья, о бритье бород и усов, о хождении раскольников в указанном для них платье», после чего своими руками разрезает длинные платья и разрезает их его борода на буксире.

Петр бреет бояр

В соответствии с правилами Вселенского Собора бритье бороды считалось грехом, и мужчинам без бороды было невозможно получить благословение церкви. Решив приобщить население к европейским традициям, Петр 1 вызвал возмущение во всех слоях общества. Массовое неповиновение привело к бунтам и самоубийствам не только среди старообрядцев, но и в светском обществе. Со временем строгий запрет был заменен госпошлиной. Тех, кто категорически не хотел расставаться с бородой и усами, заставляли платить налоги:

  • 100 рублей в год — трейдеры.
  • 60 рублей в год — бояре.
  • 30 рублей в год — граждане.
  • 1 копейка при въезде в город — крестьяне.

После уплаты госпошлины человеку выдавали металлический значок, который прикрепляли непосредственно к бороде. Это означало, что «бородатый мужчина» выполнил все обязательства и мог спокойно посетить любой город, не платя налогов.

Градостроительство

В начале 18 века разразилась война между Швецией и Россией. В результате успешных боевых действий русская армия во главе с Петром смогла захватить долину реки Невы. Чтобы закрепить свои позиции, на новой территории было решено построить крепость. Чтобы организовать выход к морю, по мнению императора, нужно было прорубить «Окно в Европу». Так в 1703 году на Заячьем острове была заложена Петропавловская крепость, что стало началом основания нового портового города.

Строительство Санкт-Петербурга осложнялось климатическими условиями. В процессе высыхания болот погибли тысячи мастеров, но работа не прекращалась ни на минуту. Город был построен в рекордно короткие сроки и уже в 1712 году был провозглашен новой столицей Российской империи.

Музейное дело

Одна из достопримечательностей современного Петербурга — Кунсткамера. Его созданию способствовала европеизация России в период непрерывных реформ Петра во всех сферах государственной и общественной жизни. Идея строительства музея возникает у Петра во время его заграничного путешествия. Побывав в 1704 году всевозможных выставок, галерей и скитов, он издал указ «О привозе рожденных чудовищ вы также найдете необычные вещи». Необычные предметы, анатомические и зоологические находки, экстравагантные вещи и драгоценности привозили со всех концов страны.

Кунсткамера

Все это бережно хранилось в Управлении Фармацевтического ордена в Москве, а потом было перевезено в северную столицу. В 1718 году в Петербурге на берегу Невы началось строительство особого здания музея.

Сегодня Кунсткамера — символ Российской академии наук.

Первый опыт

На петровскую эпоху повлиял западный образ жизни. Симпатия правителя России к европейским ценностям проявилась еще в юности. В ранние годы Петр часто бывал в немецкой слободе, где нашел своих первых друзей. После своего первого зарубежного визита у него возникла идея перенести обычаи, учреждения, формы развлечений и общения из Европы в Россию. Однако он не учел, что все это будет восприниматься с некоторыми трудностями, так как почвенный и органический фон для этого в стране не был создан. Одним словом, эпоха Петра связана с насильственным внедрением европейских ценностей в жизнь России. Согласно записям, правитель фактически требовал от своих подданных обходить самих себя и отказаться от древних традиций своих предков.

Первые преобразования

Если говорить вкратце о том, какой была эпоха Петра, то сближение с Западом выразилось в заботе правительства о том, чтобы люди в России даже внешне напоминали европейцев. Приехав из-за границы, Петр приказал принести ножницы и самому стричь бороды потрясенным боярам. Правитель делал это не раз. Борода стала для него символом старины. Он отрицательно воспринимал свое присутствие на лицах бояр. Хотя долгое время борода служила неприкосновенным украшением, знаком чести и благородства, предметом гордости. Указ 1705 года приказал всем мужчинам, кроме священников и монахов, сбрить усы и бороды. Таким образом, компания разделилась на 2 неравные части. Один — дворянство и элита городского населения, находившиеся под давлением европеизации, а другой сохранил свой привычный образ жизни.

культура петровской эпохи

Живопись

Художники петровской эпохи по-своему отразили законы этого исторического периода. Надо сказать, что живопись в целом вышла на новый уровень с некоторым опозданием по сравнению с другими развитыми странами. Искусство петровской эпохи становится светским. Изначально новую картину одобрили в Москве и Санкт-Петербурге. До этого мастера писали только иконы. Культура петровской эпохи требовала изображений торжественных сражений, прославляющих победы, портретов царя и подданных. Русские граверы могли только иллюстрировать церковные книги. На новом историческом этапе потребовались виды Петербурга, гравюры для учебников по артиллерии, архитектуре и военно-морскому делу. Культура петровского времени освободилась от авторитета церкви, пытаясь догнать зашедшие очень далеко европейские страны.

Специфика реформ

Особенности культуры петровской эпохи проявились в сильной трансформации привычного образа жизни людей. Прежде всего, Россия стала объединять западные направления в живописи. Преобразования проводились не только для привлечения в страну зарубежных художников и мастеров. Одной из ключевых задач было освещение отечественной публики, внедрение лучших европейских традиций. Тренировки российских мастеров длились недолго. Во второй половине ХVIII в. Вернувшиеся художники из Голландии и Италии продемонстрировали миру свой талант и приобретенные навыки, начав создавать великолепные шедевры. Новая картина отличалась повышением интереса к одному человеку. Большое внимание стало уделяться как его внутреннему миру, так и строению тела. Русские художники начали осваивать технические достижения европейских мастеров. В своей работе они теперь используют новые материалы: мрамор, масло, холст. В живописи появляется прямая перспектива, способная показать объем и глубину пространства. Первыми художниками новой эпохи были Матвеев и Никитин.

художники петровской эпохи

Гравюра

В первой половине XVIII века он занял отдельное место в искусстве. Гравюра считалась наиболее доступным видом живописи. Он достаточно быстро отреагировал на жизненные события. Ассортимент текстур был сокращен до портретов великих персонажей, типов городов, сражений и торжественных событий. Эпоха Петра подарила России и миру таких мастеров, как Ростовцев, Алексей и Иван Зубов.

Миниатюрные портреты

Они тоже начали появляться на рубеже веков. Первыми авторами были Овсов и Мусикиский. Сначала создавались миниатюрные портреты государственных деятелей и их родственников. Однако через некоторое время спрос на эти работы настолько вырос, что в последней четверти XVIII века в Академии художеств был создан особый класс.

Архитектура

Во времена Петра под влиянием Западной Европы характер русской архитектуры изменился. Он стал широко использовать элементы ордена: колонны, пилястры, антаблементы. Одним из важнейших архитекторов, работавших в России в первой четверти 18 века, был швейцарец Доменико Трезини (около 1670-1734 гг.). Он много сделал для строительства Петербурга. Трезини перестроил Петропавловскую крепость из камня, который во многом отличался от традиционных русских крепостей. По углам вместо высоких башен возводились пятиугольные укрепления — бастионы, внутри которых находились казематы, где хранилось оружие и боеприпасы. Крепостные валы соединялись между собой навесными стенами — секциями невысоких толстых стен. Главный вход в крепость проходил через Петровские ворота, украшенные скульптурами .


Части архитектурного ордена
Петропавловская крепость. Петербург

Каземат Петропавловской крепости
Петровские ворота Петропавловской крепости

В центре крепости Трезини возведен Петропавловский собор, мало напоминающий средневековые русские церкви. Его конструкция сильно вытянута с запада на восток. Такое строение в Западной Европе называют базиликой. Привычных для русских церквей апсид нет (см. Диск «Иллюстрированная история России в VII-XVII веках»). Колокольню венчает шпиль, увенчанный фигурой ангела.


Петропавловский собор. Архитектор Д. Трезини. 1713-1733 Петербург
Петропавловский собор.

Фигура ангела с крестом на шпиле Петропавловского собора

Необычен собор и внутри. Его стены украшены религиозной росписью, написанной реалистично (см. «Живопись»). Иконостас собора напоминает триумфальную арку, украшенную преимущественно скульптурами. В убранстве храма сохранены черты стиля барокко (см. «Культура середины 18 века. Архитектура»).


Петропавловский собор. Интерьер

Иконостас Петропавловского собора

Для Петра I Трезини построил в Петербурге два дворца — Зимний (11) (не сохранился) и Летний, окруженный первым в России регулярным парком — Летним садом. Фасады Летнего дворца украшены скульптурными барельефами, прославляющими победу России в Северной войне.


Зимний дворец Пьетро I. Художник А.Ф. И Зуб. 1716 г
Летний дворец Пьетро I. Архитектор Д. Трезини. 1710-1714 Петербург
Летний дворец Пьетро I. Барельеф

Трезини возвел на Васильевском острове здание Двенадцати коллегий. Его фасад простирается почти на 400 метров вглубь суши. Каждый колледж получил свою трехэтажную секцию с отдельным входом.


Здание Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге. Неизвестный артист. Третья четверть XVIII века
Двенадцать колледжей. Схематический рисунок

Недалеко от здания Двенадцати коллегий находится Меншиковский дворец, построенный целой группой зарубежных архитекторов. Из атриума здания, окруженного колоннами, величественная лестница ведет на второй этаж. Некоторые комнаты отделаны расписной керамической плиткой, привезенной из Голландии.


Меншиковский дворец. Архитекторы Ж.-М. Фонтана, И.Г. Шедель. 1710-1727 Петербург
Меншиковский дворец. Вестибюль (большой вход)

Меншиковский дворец. Парадная лестница

Меншиковский дворец спальная комната

Изначально дворец окружал большой парк с фонтанами, оранжереями, церковью, пещерой и скульптурой.


Усадьба А. Д. Меншикова на Васильевском острове. Художник А.Ф. Зубы. 1716 г

Недалеко от Петербурга, на берегу Финского залива, Петр построил себе загородную резиденцию в Петергофе. Многочисленные дворцы и беседки разбросаны по территории огромного парка, пересеченного лучами прямых дорожек.


Петергоф. Художник А.И. Ростовцев. 1717 г
Петергоф

Дворец Монплезир расположен в Нижнем парке, почти у самой кромки воды. На вершине холма, обращенном к морю, стоит еще один дворец — Большой. В глубине парка — павильон «Эрмитаж». Рядом есть еще один особняк — Марли.


Дворец Монплезир. Архитекторы А. Шлютер и И.-Ф. Браунштейн. 1714-1722 гг
Большой дворец. J.-B. Architects Леблон, И.-Ф. Браунштейн, Н. Микети, М.Г. Земцов, Ф.-Б. Грабли. 1714-1725, 1745-1755

Павильон Эрмитажа. Архитектор И.-Ф. Браунштейн. 1721-1725 гг
Марли Палас. Архитектор И.-Ф. Браунштейн. 1720-1723 гг

От берега моря у подножия холма, на котором расположен Большой дворец, прорыт канал. Он заканчивается полукруглой чашей, в центре которой находится скульптура библейского героя Самсона (см. «Культура второй половины XVIII века. Скульптура»). Большой каскад, главный фонтанный комплекс Петергофа, представляющий собой потрясающее сочетание архитектуры, скульптуры и водной стихии, спускается по склону холма к бассейну. Всего в разных концах парка 172 фонтана, которые не совпадают.


Большой водопад и морской канал

Фонтан «Самсон ломает пасть льву». Скульптор М.И. Козловский два года 1800-1801 гг
Великий водопад

Скульптура

Существование скульптуры в 18 веке. До XVIII века скульптуры как вида искусства в России не существовало, но уже во времена Петра она распространилась. Мраморные статуи украшали летний сад Петербурга. Скульптуры использовались для украшения фасадов и интерьеров зданий. Главное украшение интерьера Петропавловского собора — резной иконостас.


Летний сад. Петербург

Петровские ворота Петропавловской крепости
Иконостас Петропавловского собора

Многочисленные скульптурные изображения составляют главное украшение фонтанов Петергофа. Только Большой водопад украшен 241 скульптурной формой — статуями, бюстами, барельефами, декоративными вазами, над которыми работали величайшие мастера 18 века. МЕНЯ. Козловский, И.П. Мартос, Ф.Г. Гордеев.


Большой каскад фонтанов в Петергофе
Фонтан «Самсон ломает пасть льву». Скульптор М. И. Козловский. 1800-1801 Петергоф

Просвещенная знать любила собирать скульптуры. Наконец, в XVIII веке распространилась надгробная или мемориальная скульптура: скульптурные памятники часто возводили на могилах, а не на крестах. Сегодня некрополь Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге — интересный музей скульптуры под открытым небом.


Коллекция скульптур. Останкинский дворец
Некрополь XVIII века Александро-Невская лавра. Петербург

Скульптор Растрелли. Во времена Петра Великого в России еще не было своего великого национального скульптора, работали в основном иностранцы. Среди них выделялся итальянец Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744). Вскоре после приезда в Россию он создал бюст любимца А.Д. Меньшикова. В этом произведении ярко проявились черты искусства барокко: вариативность, пышность, натурализм. При всей пышности аксессуаров мастер точно воспроизвел лицо знатного: интеллигентный, волевой, надменный.


Бюст А.Д. Меньшикова. Скульптор Б. К. Растрелли. 1716-1717

Растрелли интересовала неординарная личность русского царя-реформатора. После смерти Петра I скульптор закончил работу над его бюстом. Лицо императора получилось очень выразительным: плотно сжатые губы, суровый взгляд, глубокая складка лежала на переносице. Кстати, большой авторитет был достигнут благодаря тому, что еще при жизни Петр Растрелли снял с лица гипсовую маску, послужившую образцом для скульптурного портрета.


Бюст Пьетро I. Скульптор Б. К. Растрелли. 1723-1729
Гипсовая маска Петра I. 1719 г

Позже Растрелли создал конную статую Петра I. Скульптор изобразил царя в великолепной одежде древнеримского полководца с маршальским жезлом в руке и лавровым венком на голове.


Конная статуя Пьетро I скульптор Б. К. Растрелли. 1743-1744 Петербург
Конная статуя Петра I. Деталь

Просвещение и образование

Первая газета. В начале 18 века в России начала выходить первая печатная газета «Ведомости». Самый ранний из сохранившихся экземпляров датирован 2 января 1703 года. Изначально газета печаталась на кириллице, но позже перешла на гражданский шрифт. В 1710 году Петр I лично выбрал свой окончательный вариант, делая заметки. В то же время цифры, написанные буквами, стали обозначать арабскими цифрами. В таком виде был издан первый в России учебник математики — «Арифметика, то есть наука о числах», написанный Л.Ф. Магнитским.


Первый номер газеты «Ведомости». 2 января 1703 г
Газета «Ведомости». 1711 г

Образец гражданского алфавита, исправленный рукой Петра I. 1710 г
Л.Ф. Магнитский. «Арифметика, то есть наука о числах». 1703 г

Первая библиотека. За первую четверть XVIII века в России было издано больше книг, чем за предыдущие 150 лет. Изменилось их содержание и дизайн. На смену церковным книгам пришли светские, появилось много учебников и справочников. У книг теперь есть оглавление, титульный лист, нумерация страниц.


Л.Ф. Магнитский. «Арифметика, то есть наука о числах». 1703 г
Книга «Символы и эмблемы». Титульная страница. 1705 г

Книга «Измерение славянской земли геометрией». Титульная страница. 1708 г

В 1714 году в Санкт-Петербурге была основана первая в России публичная библиотека. Первоначально он размещался в покоях Кикина, затем был передан в ведение созданной Академии наук и передан Кунсткамере. Сегодня Библиотека Академии наук (БАН) является одной из крупнейших в России и занимает большое здание недалеко от Кунсткамеры.


Комнаты Кикина. 1714, 1720 Петербург
Библиотека Кунсткамеры. Гравюра с рисунка И.Я. Шумахер. XVIII век
Библиотека Академии наук. Петербург

Первый музей. В 1714 году был основан первый в России музей — Кунсткамера. В нем можно было увидеть анатомических монстров, коллекцию минералов, скелеты животных и людей, произведения искусства, оружие и многое другое.


Кунсткамера. Гравировка. Неизвестный артист. 1741 г
Выставка из коллекции доктора Ф. Рюйша. Кунсткамера
Серебряный самородок. Кунсткамера

Скелет сиамских близнецов. Из коллекции Ф. Рюйша. Кунсткамера
Небесная Башня. Китайская механическая игрушка. Кунсткамера

Для музея на Васильевском острове построено отдельное здание. Венчает его высокая башня, в которой устроена обсерватория, а также огромный готторпский глобус, подаренный Петру I герцогом Гольштейн-Готторпским.


Кунсткамера. Архитекторы Г. И. Маттарнови, Н. Ф. Гербель и другие. 1718-1734 Петербург
Глобус Готторпа. 17-го века. Кунсткамера

Академия наук. В 1724 году Петр I подписал указ об учреждении Академии наук, позднее утвержденный императрицей Екатериной I. В состав Академии входили публичная библиотека и Кунсткамера с обсерваторией и конференц-залом.


Указ Екатерины I об учреждении Российской академии наук. 1725 г
Кунсткамера. Библиотека. Гравюра с рисунка И.Я. Шумахер. XVIII век
Конференц-зал Академии наук. Кунсткамера

В первые годы существования Академии в ней работали только иностранные ученые, в том числе два выдающихся математика — немец Л. Эйлер и швейцарец Д. Бернулли. Первый президент Российской академии наук Петр назначил своего немецкого врача Л.Л. Блюментроста. Во второй половине XVIII века на Васильевском острове было построено здание Академии наук, в котором размещались конференц-зал, типография, библиотека и апартаменты для академиков.


Портрет Л. Эйлера. Художник Э. Хандманн. 1756 г
Д. Бернулли

LL. Blumentrost

Академия наук. Архитектор Дж. Кваренги. 1783-1789 Петербург

Перемены в быту

В конце 17 века. Указом Петра I Россия перешла на юлианский календарь. 7208 год, который восходит к библейскому сотворению мира, был заменен 1700 годом рождения Христа. Теперь Новый год предписывалось встречать не 1 сентября, как раньше, а 1 января.


Указ Петра I о праздновании Нового года. 20 декабря 1699 г
Объявление указа Петра Великого отсчитывать «Новый год» с 1 января. Неизвестный артист. Конец 19 века

Последующим указом Петр I приказал всем гражданам переодеться в западноевропейскую одежду. В Москве образцы новой одежды выставлялись в важных местах, шитье и продажа старой одежды были запрещены. Нарушителей указа, одетых в длиннокожие русские кафтаны, поставили на колени и вырезали их полы вровень с землей.


Петр I в заграничном костюме на глазах у матери. Художник Н. В. Неврев. 1903 г
Поиски русской одежды в петровскую эпоху. Художник Н. Д. Дмитриев-Оренбургский. Вторая половина 19 века

В то же время Петр I заставил русских людей сбрить бороды. Мятежным боярам царь стриг волосы собственноручно. Правда, имея деньги, можно было купить бороду. Те, кто заплатил пошлину, получали «отметину от бороды».


Цирюльник хочет подстричь бороду раскольнику. Неизвестный артист. Первая четверть XVIII века
Петр I стригет боярам бороды. Художник Д.А. Белюкин. 1985 год
Знак бороды. Начало XVIII века

В 1717 году под руководством Петра I была издана книга «Честное зеркало юности» — сборник правил поведения молодых дворян дома, в гостях, за столом.


Книга «Честное зеркало молодости». 1717 г

Собрания также способствовали воспитанию знати: вечера развлечений с танцами, играми и беседами, установленными Петром I в 1718 году. Царь лично разрабатывал правила их проведения. На собраниях играли в шахматы и шашки. Появление женщины в мужском обществе было необычным.


Собрание при Петре I. Художник С. Хлебовский. 1858 г
Объявление о способах отправки сборок. Корректура с пометками Петра I. Ноябрь 1718 г
Сборка Петра. Неизвестный артист. XVIII век
Ассамблея Петра

Петр ввел вредный обычай курения табака в России


Петр I курит голландскую трубку

Книги

Литература петровской эпохи наиболее ярко отразила тенденции современности. В 1717 г вышло в свет «Рассуждение…» с описанием причин войны со Швецией. Издание подготовлено вице-канцлером Шафировым от имени государя. Эта «Речь» стала первым российским дипломатическим договором о приоритетах российской внешней политики. Экономические преобразования нашли отражение в трудах Посошкова. Самым известным его изданием была «Книга о богатстве и бедности». Феофан Прокопович, сторонник церковной реформы, был в петровскую эпоху блестящим писателем, оратором, церковным и общественным деятелем. Он разработал «Духовные правила», «Истину воли монархов». Другой выдающейся фигурой был Стефан Яворский. Он создал религиозные трактаты, такие как «Камень веры», «Знак пришествия антихриста». Эти произведения были направлены против протестантизма и реформизма.

начало петровской эпохи

Ассамблеи при Петре I

Среди других изменений в светской культуре нельзя забывать введение так называемых Соборов в жизнь русского дворянства. Петр 25 ноября 1718 г издал указ об организации новых развлечений для горожан.

Сборка — вечер развлечений, бал.

В этих мероприятиях основными нововведениями стали:

  • Вход для женщин бесплатный;
  • Собрания для всех, кроме крестьян и прислуги;
  • Основными развлечениями были игра в шахматы или карты, танцы, курение, разговоры и употребление алкоголя.

Поведение на собраниях регулировалось указом Петра, согласно которому на собраниях должны были присутствовать не только дворяне, но и их жены, за которым внимательно следили.

Вчерашние бояре старались не ходить на собрания, считая такое мероприятие неприличным. Участие женщин в веселье вызвало шепот.

Итоги и итоги культурной реформы Петра I

В результате культурной политики Петра I в жизни дворянства произошли значительные изменения, усилились различия между крестьянами и помещиками. Разрешение курить повлияло на генетический состав и общее состояние здоровья населения. Введена новая хронология. Заслуга Петра — создание масштабного музея раритетов — Кунсткамеры.

Другие реформы в области культуры

В 1703 году появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами. До этого они обозначались буквами с названиями (волнистые линии). В 1710 году Петр утвердил новый алфавит с упрощенным написанием букв (церковнославянская письменность осталась для печати церковной литературы), исключены две буквы: «xi» Ѯ, ѯ и «psi» Ѱ, ѱ. Русский язык включает 4,5 тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков.

Развитие промышленности и торговли привело к изучению и освоению территории и недр страны: организуются большие экспедиции. В то же время появляются инновации и технические изобретения, особенно в горнодобывающей и металлургической отраслях, в военной области. Активно изучаются математика и механика, география и ботаника, физика и химия, астрономия и горное дело. Казачьи путешественники открывают новые земли в Сибири. Например, по инициативе Петра I в 1725 году первая Камчатская экспедиция отправилась через Сибирь к Тихому океану во главе с датским капитан-командиром Витусом Берингом, завербованным на русскую службу, и его помощником штурманом А. Чириковым, а также лейтенант флота М. Шпанберг.

Витус Беринг

Начинается изучение вулканов Камчатки. Первые сведения о «выжженных холмах» (вулканах) на Камчатке сообщили русские казаки и промышленники, поселившиеся на Камчатке в конце 17 века. Систематические исследования природы и вулканов Камчатки относятся к первой четверти 18 века. Великие вулканы Шивелуч, Ключевской и Авачинский были нанесены на карту Северо-Восточной Азии и Камчатки, составленную в 1725-1730 годах.

Пишется ряд важных трудов по истории. Кунсткамера, созданная Петром I, заложила основы коллекций. Собрание письменных источников и летописей, письма положили начало музейной деятельности в России.

Кунсткамера

Здание Кунсткамеры

Кунсткамера (нем. Kunstkammer — кабинет раритетов, музей), ныне Музей антропологии и этнографии Петра Великого РАН, первый музей в России, основанный Императором Петром I в Санкт-Петербурге.

В музее собрана уникальная коллекция антиквариата, раскрывающая историю и быт многих народов. Но этот музей многим известен своей коллекцией анатомических раритетов и аномалий.

Выставка из Кунсткамеры

В 1724 году началась подготовка к открытию Академии наук в Петербурге. (Подробности на нашем сайте: Первая Российская Академия Наук).

Строительство Санкт-Петербурга

Меняется архитектура городов: появляются дворцы, виллы, правительственные здания. Особое значение имело строительство новой столицы Санкт-Петербурга. В строительстве принимали участие иностранные архитекторы, а план города разработал сам король. Создана новая городская среда, новые формы жизни и времяпрепровождения (театр, маскарады, собрания).

Н. Добровольский «Здесь будет основан город!»

Петр был основоположником нового стиля в русском искусстве — «петровского барокко». В нем органично соединились русские народные традиции с лучшими образцами западноевропейского искусства: голландским, французским и английским. Благодаря Петру в России процветала деятельность швейцарского архитектора Доминико Трезини, построившего великолепный Летний дворец в Санкт-Петербурге, Петропавловский собор и строительство 12 колледжей. При Петре I началась деятельность Бартоломео Растрелли.

Петр I стремился более эффективно использовать монументальную архитектуру и скульптуру для украшения загородных столиц и резиденций, садов, кораблей, храмов, дворцов, триумфальных арок и обелисков. Собрания, маскарады, театрализованные представления, торжественные шествия войск, морские парады, иллюминации, праздничные салюты в честь побед — все это требовало масштабного и яркого оформления. Города и крепости начали строиться по «общему мировоззрению».

Летний дворец (Санкт-Петербург)

Портретная живопись приобретает новое звучание и популярность. При нем зародился жанр батальной живописи.

В первой четверти восемнадцатого века. Делаются попытки создать русский театр, для этого написаны первые русские драматические произведения.

В повседневную жизнь вносятся решительные изменения, затрагивающие практически все стороны жизни: запрещены платья с длинным рукавом, их заменили на новые. На смену старой русской одежде пришли майки, галстуки, оборки, широкополые шляпы, чулки, обувь и парики. Было запрещено носить бороду, что вызвало большое недовольство в обществе. Также был введен специальный «налог на бороду» и обязательную медную отметку на его уплате.

Петр I учредил собрания (подробнее см. На нашем сайте: Собрания: подробнее), в которых должны были участвовать женщины, что предполагало тщательное соблюдение «правил хорошего тона» и «благородного поведения в обществе», а также например, использование иностранного языка (в основном французского).

В 1702 году Петр издал указ, запрещавший писать уничижительные полуимены в документах или петициях (Сенька, Ванька), и было решено указывать имена полностью, а также «не падать на колени перед царем; не стреляйте. «Меньше подлости, больше рвения к служению и верности мне и государству: эта честь характерна для короля», — пояснил он.

Декретами 1700, 1702 и 1724 годов Петр запретил браки и браки по принуждению. Между помолвкой и свадьбой должен был пройти период не менее 6 недель, «чтобы супруги могли узнать друг друга». Если в этот период «жених не хочет брать невесту, или невеста не хочет выходить замуж за жениха» — «в этом есть свобода».

Важным мотивом проведения реформ в России стал визит Петра в европейские страны в рамках «Великого посольства». Вернувшись, Петр особенно четко понимает необходимость образования: он отправляет способных молодых дворян в Европу для изучения различных специальностей, в основном морских наук (по некоторым данным, во времена Петра несколько тысяч россиян были отправлены учиться за границу). Параллельно с этим в России открываются специализированные учебные заведения: Школа математических и навигационных наук, Школа инженерии и др. (Подробнее см. На нашем веб-сайте: Образование в 18 веке). Указами Петра было введено обязательное образование для знати и духовенства, эта мера приветствовалась с большей лояльностью, но аналогичная мера для городского населения встретила ожесточенное сопротивление и была отменена. Столь яростное сопротивление образованию (и другим нововведениям Петра) можно объяснить его жестокостью и насильственными мерами, по-другому, похоже, в России это не работает.

Попытка Петра создать начальную школу для всех классов также потерпела неудачу: после его смерти создание таких школ прекратилось, большинство цифровых школ было перепрофилировано его преемниками в частные школы для обучения духовенства. Однако бесспорно, что основы развития образования в России были заложены во время его правления.

Чтобы быстрее преодолеть разлад между Россией и Европой, Петр I в 1700 году переводит Россию на новый календарь — 7208 (от сотворения мира) становится 1700 (от Рождества Христова), а празднование нового года переносится на 1 января (с 1 сентября).

В 1717 году вышла книга «Честное зеркало юности» — своеобразный учебник этикета.

«Юности честное зерцало»

Оригинальная страница книги «Честное зеркало молодости»

«Честное зеркало молодости» (полное название «Честное зеркало молодости, или указание на бытовые обстоятельства, собранные разными авторами»).

Неизвестный автор. Предположительно, он считается епископом Рязанского и Муромского Гавриила (Бужинского). Редактором издания был Джейкоб Брюс, партнер Питера.

Зеркало состоит из двух отдельных частей. Первая часть содержит алфавит, таблицы слогов, чисел и чисел, а также моральные учения Священного Писания. Эта часть похожа на руководство по обучению гражданским иероглифам и арабскому письму чисел, которое Петр ввел в 1708 году вместо церковнославянского обозначения.

Вторая часть — правила поведения для «юных подростков» и девушек из знати. Это первый в России учебник этикета. Молодого дворянина поощряют к изучению иностранных языков, верховой езде, танцам и фехтованию. Девочек поощряют учиться смирению, уважению к родителям, трудолюбию и молчанию.

Регулируются практически все аспекты общественной жизни: от поведения за столом до государственной службы. Книга помогла сформировать новый тип поведения светского человека, который должен избегать плохой компании, пьянства, расточительности, грубости.

На протяжении многих лет «честное зеркало молодости» было проводником правил хорошего тона и поведения в обществе. Книга несколько раз переиздавалась до конца 19 века.

В Петропавловском соборе

Читаем хоть выборочно.

«Прежде всего, нужно почитать детей отца и матери. А когда родители дают им заказанное, всегда держи шляпу в руках…».

«В доме мы ничего не приказываем по имени, но мы зовем нашего отца или нашу мать .. если только у кого-то есть особый слуга, который ему подчиняется…».

«Необязательно прерывать речи родителей и не противоречить другим своим сверстникам в основном дискурсе, но ждать, пока они заговорят».

«Они не опираются на стол, скамейку или что-то еще, и они не похожи на деревенского крестьянина, лежащего на солнышке, но вы должны встать».

«Неприлично .. везде ходить руками или ногами по столу, но есть смиренно. И не рисуй вилками и ножами на башенке, на скатерти, на тарелке…».

«Всегда враги заочно, когда они не слушают, они хвалят их, но они чтят их в их присутствии и служат им в нужде, более того, они не говорят ни о каком зле в отношении мертвых».

«Всегда проводите время в благочестивых делах, и никогда не будьте праздными и праздными, потому что бывает, что некоторые люди живут лениво, не энергично, и их умы помрачены и тупы, так что хорошего Никакова можно ожидать, кроме дряхлого тела и дряхлого человека червоточина, жирная от лени».

«Молодой дворянин или дворянин, если он совершенен в своем дезертирстве (в обучении), и особенно в языках, верховой езде, танцах, боях на мечах, и может хорошо разговаривать, кроме того, произнося красное слово и обучая его в книгах может так удобно, быть непосредственным придворным».

«Молодежь должна быть трезвой и сдержанной…».

«Молодому человеку не обязательно быть живым, а за ним раскрываются секреты других людей, которым не нужно знать, а также чужие письма, деньги или имущество без разрешения, чтобы не трогать и не читать…».

«Молодые люди всегда разговаривают друг с другом на иностранных языках, чтобы привыкнуть к ним, особенно когда с ними происходит что-то секретное, чтобы слуги и официантки этого не знали и чтобы их могли узнать прочие невежественные идиоты…».

«Молодые люди не должны ни о ком говорить плохо и раскрывать все, что они слышат…».

«Никто не опускает голову и не смотрит на улицу, чтобы идти, или искоса смотрит на людей…», «.. держите голову прямо, и смотрите на людей весело и приятно, с хорошим постоянством…».

«Когда вас о чем-то просят, тогда вы должны пожаловаться и дать соответствующий ответ, а не махать рукой, не кивать головой или каким-либо другим непристойным образом, например, тупой, который говори знамениями и не упрекай».

«Когда приходит время сесть за стол с другими, не ешь, как свинья, не чисти зубы ножом, не делай изгородь из костей возле своей талерки, не жевай ее, как свинья, не облизывайте пальцы, когда откладываете яйцо, будьте осторожны, чтобы не пролить. Не разламывайте скорлупу, при этом не пачкайте скатерти, не режьте хлеб у груди».

«Когда (откуда) откуда вы приехали, где они едят или пьют, поклонитесь, чтобы поздравить их с едой. А если принесут выпивку, придумывают отговорки, то, поклонившись, прими…».

«… Заботься о своей одежде и своих книгах и не разбрасывай их по углам, будь полезен, и тебе дважды приказывают в одном деле: и так ты получишь милосердие. Охотно ходите в церкви и школы и не выходите за их пределы».

«Не позволяй бесполезным словам или непристойным речам выходить из уст .. не делай, не готовь ссоры…».

«Не презирайте стариков и калек, будьте правдивы во всем. Потому что в молодом человеке нет зла ​​и порока, как лжи, но из лжи рождается воровство, а из воровства рождается веревка на шее».

«Там, где два человека тайно разговаривают друг с другом, не ходи туда, потому что подслушивание — это бесстыдное невежество».

Но то, что Петр I считает самым важным: «… благоговение перед родителями, усердие, порядочность, сердечность, милосердие, чистота тела, застенчивость, воздержание, целомудрие, бережливость, щедрость, праведность и молчание и прохождение».

«.. все они должны быть побуждены к злу, и каждое злое заблуждение должно действовать: как будто злые разговоры, нечистые обычаи и поступки, ненормативная лексика, легкомысленная и очаровательная одежда, блудные письма, блудные песни, плохие сказки, сказки, песни , история, загадки, дурацкие пословицы и ругательства и анекдоты, потому что это мерзость перед Богом».

«Природа устроила нам только один рот или рот, а уши — два, тем самым демонстрируя, что мы должны слушать, а не говорить».

«Не порядочная девушка со всеми смеется и разговаривает, бегает по случайным местам и улицам, розовая грудь, сидит с другими товарищами и мужчинами, толкается локтями, но не сидит молча, а поет блудные песни, весела и напивается, прыгает по столам и скамьям, дает волочиться во все углы, как сука…».

«.. если девушка потеряет позор и честь, то что она может ей оставить».

«Среди других добродетелей, которые честная дама или девица украшают и которые требуются от них, есть смирение, важнейший принцип и добродетель, которая содержит в себе многое…».

Преобразования Петра в образовании и культуре не только способствовали европеизации России, но и проложили путь к расцвету следующего «золотого» века русской культуры.

Таблица «Реформы и преобразования культуры Петра I Великого»

Год / Событие Причины и цели Суть и содержание
Начало 1690-х гг

Самый слышащий, пьяный и самый экстравагантный собор

Высмеивание традиций и церковных обычаев, разврат, пьянство. Создан царем Петром I для развлечения, застолья, карнавальных мероприятий, а также для пародирования обрядов католической и православной церквей
1697 11 февраля

Разрешение на продажу табака

Разрушение русских традиций, насаждение европейских обычаев Пьетро I своим указом отменил запрет на курение и продажу табака 1634 года
1698 5 сентября

Указ сбрить и подстричь бороду

Вернувшись из Великого посольства, Петр решил положить конец сложившимся традициям русского общества. Сам Петр I бороду не отрастил. Всем, кроме жителей деревни и духовенства, было приказано сбрить бороды. Тех, кто отказывался, брили насильно. Петр I сам стриг бороды нескольким пришедшим к нему боярам
1700

Новая история и календарь

Подавление устоявшихся традиций русского общества. 15 декабря 7207 года (по старому стилю русского календаря) Петр I подписал указ, изменивший хронологию: Новый год приказано называть 1700 годом, а празднование Нового года перенесено с 1 сентября на 1 января.
1700 января

Указ «О ношении платья по-венгерски»

Подавление устоявшихся традиций русского общества. При въезде в города размещались специальные люди, которые наблюдали, в какой одежде человек одет. За неуместную внешность взяли долг: 13 алтынов и 2 солида с лакеев и 2 рубля с рыцарей. Тем, кто не заплатил, подол длинного кафтана можно было отрезать на месте
1702 г

Храм комедии на Красной площади

Пропаганда и агитация западного образа жизни, высмеивание русских традиций Государственный театр, основанный Петром, просуществовал всего несколько лет и развалился в 1707 году после переезда двора в Петербург. Итак, Петр снова предпринял шаги по созданию нового театра, но безуспешно.
1714 31 января

Создание Кунсткамера

Коллекционирование уникальных предметов Петр I приказал перевезти свою коллекцию раритетов в новую столицу и разместить в административном здании Летнего дворца на Фонтанке, названном по-европейски Кунсткамера — кабинет раритетов.
1718 25 ноября

Сборка

Организация массовых развлечений в европейском ключе. Они проходили в любое время года, летом — под открытым небом. Программа сборки включала в себя еду, питье, танцы, игры и беседу. Участие в собраниях было обязательным не только для знати, но и для их жен. Мужчинам приходилось играть в карты и курить табак.

Насколько массовыми были изменения

Мы откроем любую книгу истории, и там будет написано, что при Петре I Россия устранила отсталость, перешла на европейский образ жизни, перестала носить бороду, стала носить европейскую одежду, пить кофе, курить табак, изучать иностранные языки, читать книги, приглашение ученых и так далее… Все это ложь, и эти культурные изменения не носили массового и систематического характера.

Про культуру петровской эпохи нужно понимать 2 вещи:

  • Петр 1 никогда ничего не разрешал и не позволял. Он приказал и заставил. Поэтому, когда говорят, что это позволит вам читать, изучать или пить кофе, вы должны понимать, что Петр 1 заставил вас читать, изучать и пить кофе. Разница между концепциями огромна. Он поступал так же, как солдат с тростью в школе, который бил детей и «вбивал» в них знания (это принцип, по которому работали петровские школы).
  • Как писал историк Ключевский, несмотря на все преобразования петровской эпохи, население России по-прежнему руководствовалось призывом. Нам говорят, что Петр полностью изменил культуру страны, и один из важнейших историков нашей Родины пишет, что с точки зрения людей и общества мало что изменилось.

Ключевский резюмировал происходящее своим приговором, но, на мой взгляд, Александр Сергеевич Пушкин гораздо красноречивее говорил о событиях той эпохи.

Народ с упорным постоянством держал бороду и русский кафтан. Люди искренне радовались их победе и уже безразлично смотрели на немецкий образ жизни своих бритых бояр.

Реформы Петра 1 в области культуры затронули не более 2% населения — дворянство. Остальные 98% нововведений практически не касались. В результате Петр поразил русское общество: он навсегда разделил дворян и всех остальных. Если раньше русское общество было одним, но с разными классами, то теперь это были 2 разных общества: с традициями, обычаями, культурой и так далее.

 

Оцените статью
Блог про Петра Первого