Реформы государственного устройства 1700-1725 годах

Упразднение Боярской думы

В начале своего правления Петру I пришлось столкнуться с медленной бюрократией в лице Боярской думы, его деятельность была очень нерешенной для эффективного управления страной, такой расклад, конечно, не подходил для правителя, и это положило начало крупномасштабной административной реформе.

Первоначально Петр отменил приказы или заменил их на новые, так появляется Ближняя канцелярия, учреждение, которое контролирует финансовую деятельность приказов. Дума Боярдо прекратила свое существование в 1704 году, и вся королевская власть была сосредоточена в руках канцелярий.

Петр I. Author24 - онлайн обмен документами для студентов

Рисунок 1. Петр I. Автор24 — онлайн-обмен студенческими документами

С приходом к власти Петра I стиль и методы правления стали меняться, и если раньше многие решения принимала Дума Боярдо, то теперь это сделала команда ближайших соратников царя. В 1699 г было создано особое городское управление. Декрет установил самоуправление для городских купцов и населения приморских городов. Власть губернатора была упразднена, теперь судить и собирать налоги могли только избранные судебные приставы.

Областная (губернская) реформа Петра I

Крупнейшей административной реформой местного самоуправления было создание в 1708 году 8 провинций во главе с губернаторами, в 1719 году их число увеличилось до 11. Вторая административная реформа разделила провинции на провинции, возглавляемые губернаторами, и провинции на округа (графства) во главе с земские комиссары.

Городская реформа (1699-1720 гг.)

Для управления городом в Москве была создана Палата Бурмистера, переименованная в Ратушу в ноябре 1699 г., а магистраты подчинены Главному магистрату в Санкт-Петербурге (1720 г.). Члены ратуши и магистраты избирались путем выборов.

Сословные реформы

Основная цель реформы недвижимости Петра I заключалась в том, чтобы формализовать права и обязанности каждого сословия: дворянства, крестьян и городского населения.

Благородство.

  1. Указ о владениях (1704 г.), по которому и бояре, и дворяне получали вотчины и вотчины.
  2. Указ об образовании (1706 г.) — все боярские дети должны получить начальное образование.
  3. Указ о единовременном наследстве (1714 г.), согласно которому дворянин мог оставить наследство только одному из своих детей.
  4. Таблица степеней (1722 г.): служба государю была разделена на три отдела — армию, государство и суд, каждый из которых был разделен на 14 степеней. Этот документ позволял человеку низшего сословия выслужиться перед дворянством.

Фермеры

Большинство крестьян были крепостными. Слуги могли записываться в солдаты, что освобождало их от крепостного права.

Среди свободных крестьян были:

  • государство, обладающее личной свободой, но ограниченное в праве передвижения (т.е по воле монарха они могли быть переданы слугам);
  • те из дворца, которые принадлежали лично царю;
  • держатели отнесены к производителям. Владелец не имел права их продавать.

Городское строительство

Городские люди делились на «обычных» и «неправильных». Обычные делились на гильдии: 1-я гильдия — самая богатая, 2-я гильдия — мелкие торговцы и богатые ремесленники. Нерегулярные или «мерзкие люди» составляли большинство городского населения.

В 1722 году появились мастерские, объединившие мастеров одного дела.

Судебная реформа Петра I

Функции Верховного суда выполняли Сенат и Коллегия Юстица. В провинциях существовали апелляционные суды и провинциальные суды, возглавляемые губернаторами. Губернские суды занимались крестьянами (кроме монастырей) и гражданами, не входившими в посад. С 1721 года судебные дела граждан, включенных в посад, вел магистрат. В остальных случаях дела решались только земским или городским судьей.

Коллегии при Петре

В 1712 году при участии иностранных советников была предпринята попытка создать Торговую коллегию, лучшие чиновники и юристы европейских стран были приглашены в Россию для работы в государственных учреждениях и шведской системе колледжей, которые в то время время он считался одним из самых продуктивных во всей Европе.

Каждый колледж состоял из нескольких чиновников, подчинявшихся генерал-губернатору, который был членом Сената. Всего было 12 колледжей. Создание коллегиальной системы завершило процесс централизации власти и бюрократизации государственного аппарата, распределение ведомственных функций, те же нормы деятельности (согласно регламенту) — все это сильно отличало новый аппарат от прежней системы государственного управления сортировка.

В марте 1711 года Петр создал Правительственный Сенат, который представлял собой собрание из 9 человек, назначенных царем, позже Сенат стал собранием президентов коллегий — сенаторов, его основной функцией было управление страной в период отсутствия царя, после чего становится постоянным учреждением.

Значение административных реформ

В период правления Петра I абсолютная власть монарха в стране значительно усилилась, и в 1721 году Петр I получил титул императора, с этого момента Россию стали называть Империей, что еще больше укрепило самодержавие в стране. Несмотря на это, многие исследователи и историки считают административные реформы Петра самым слабым местом во всех его преобразованиях. Все реформы шли, но население страны при этом жило не лучше, материальное положение простых людей оставляло желать лучшего.

Петр относился к государственным учреждениям как к военной системе. К законам и постановлениям на бумаге. Офицерам, а также солдатам. Сам Петр предпочитал военную форму повседневной одежде и часто думал как солдат. Отсутствие системы в проведении административных реформ и поспешность смущали его, одни приказы заменялись другими или вовсе отменялись, а учреждения существенно дублировали друг друга.

В чем состояла реформа центрального управления

Реформа центрального правительства была одной из первых реформ Петра. Следует отметить, что эта реформа длилась долго, поскольку основывалась на необходимости полной перестройки работы российских властей.

Реформы Петра 1 в области центрального правительства начались еще в 1699 году. На начальном этапе это изменение коснулось только Боярской думы, которая была переименована в Ближнюю канцелярию. Этим шагом русский царь оттолкнул бояр от власти, позволил им сконцентрировать власть в более послушной и лояльной должности. Это был важный шаг, требующий приоритетной реализации, поскольку он позволил централизовать правительство в стране.

Сенат и его функции

Сенат в России и его функции

На следующем этапе король организовал Сенат в качестве главного руководящего органа страны. Произошло это в 1711 году. Сенат стал одним из ключевых органов в правительстве страны с самыми широкими полномочиями, в том числе:

  • Законодательная деятельность
  • Административная деятельность
  • Судебные функции в стране
  • Контрольные функции для других органов

Сенат состоял из 9 человек. Это были представители знатных семей или люди, воспитанные самим Петром. В таком виде Сенат просуществовал до 1722 года, когда император утвердил пост генерального прокурора, контролировавшего законность Сената. Ранее этот орган был независимым и не готовил никаких отчетов.

Создание коллегий

Реформа центрального правительства продолжалась в 1718 году. Царю-реформатору потребовалось три полных года (1718-1720), чтобы избавиться от последнего наследия его предшественников: приказов. Все заказы в стране были отменены, и их место заняли колледжи. Не было реальной разницы между колледжами и орденами, но чтобы радикально изменить административный аппарат, Петр также работал над этим преобразованием. Всего были созданы следующие органы:

  • Колледж иностранных дел. Он отвечал за внешнюю политику государства.
  • Военное училище. Она занималась сухопутными войсками.
  • Адмиралтейский колледж. Он контролировал российский флот.
  • Управление юстиции. Она участвовала в судебных процессах, в том числе по гражданским и уголовным делам.
  • Колледж Бергамо. Ему подчинялись горнодобывающая промышленность страны, а также заводы этой отрасли.
  • Производственный колледж. Этим занималась вся обрабатывающая промышленность России.

На самом деле между коллегиями и приказами можно выделить только одно отличие. Если в последнем решение всегда принималось одним человеком, то после реформы все решения принимались коллективно. Конечно, решились не многие, но у вождя всегда было несколько советников. Они помогли принять правильное решение. После внедрения новой системы была разработана специальная система контроля деятельности колледжей. Для этого составлен Общий регламент. Он не был общим, но издавался для каждого колледжа в соответствии с его конкретной работой.

Таблица реформ Петра Великого

Тайная канцелярия

Питер открыл в стране секретный офис, который занимался делами о государственных преступлениях. Эта контора пришла на смену Преображенскому приказу, решавшему те же проблемы. Это был особый государственный орган, никому не подчинявшийся, кроме Петра Великого. Действительно, с помощью секретного кабинета император поддерживал порядок в стране.

Реформа городского управления Петра I

Петр I
Петр I

В начале своего правления Петр Великий пытался использовать систему местного самоуправления, сложившуюся до него. При этом он планировал внести в него свои дополнения и элементы.

Причины и цели реформирования

Реформа города проводилась в два этапа:

  • в 1699 г была основана Палата Бурмистера;
  • в 1720 г был образован главный магистрат и ему были изданы правила.

1699. Реформа городского управления

Необходимость реформы была связана с необходимостью увеличения государством количества налогов и размеров их сбора для нужд военного и судостроительного и армейского оборудования. В то же время правительство нуждалось в одобрении абсолютизма в стране. Такой же механизм власти базировался именно на системе местного самоуправления. Посетив европейские страны в составе Великого посольства, Петр изучил структуру административного управления и взял ее за основу.

Цели реформы сводились к:

  • модернизация административного аппарата на основе опыта европейских стран и выборного вертикального формата осуществления власти;
  • укрепить вертикаль с классификацией резидентов с целью повышения эффективности сбора налогов;
  • усиление полицейского надзора за поиском беглых крестьян и солдат.

Суть и основные положения городской реформы Петра I

10 марта 1702 года царь подписал один из главных указов будущей реформы города, согласно которому отныне не только воеводы, но и избранные представители дворянства могли участвовать в управлении уездами. Развивая интересы этого высшего класса, который служил основой петровского абсолютистского государства во всех округах, несколько представителей этого класса, проживавших там, создали так называемые дворянские советы. Спустя три года эта процедура стала обязательной. По словам Петра, такое введение в менеджмент могло бы повысить эффективность работы.

Создание губерний и административных округов

Спустя три года правитель подписывает указ, согласно которому Россия разделена на восемь административных округов, которые получили название губерний. В их список вошли:

  • Сибирский;
  • Азов;
  • Казань;
  • Архангел;
  • Смоленская;
  • Киевская;
  • А также провинции Ингерманландия и Москва.

Провинции, в свою очередь, были разделены на провинции, возглавляемые губернаторами, и на округа или округа.

Эта трансформация фактически изменила всю систему местного самоуправления. Основной целью реформы было эффективное снабжение армии всем необходимым на тот момент. В то же время, когда армейские полки были распределены по провинциям, была установлена ​​прямая связь между провинциями через так называемый институт комиссаров Крига.

Эта реформа не только привела к концентрации всех административных и финансовых полномочий в руках местных губернаторов, но и сформировала огромную сеть бюрократических институтов, в которую входило большое количество чиновников.

Стоит отметить, что в 1699 году для наделения купцов широким кругом прав правитель планировал провести первую реформу города, которая впервые ввела в Российское государство элемент городского самоуправления.

Несмотря на все свои недостатки, эта реформа имела первостепенное значение. Особенно учитывая его интерес к возвышению в образе западных меркантилистов городского коммерческого и промышленного класса. Таким образом, по сути, была предпринята попытка наделить российские города своими правами и статусом, а также собственной организацией, что, конечно же, приблизило бы российские города к развитым западноевропейским городам.

Создание бурмистерской палаты

Для этого многие русские города были выведены из-под власти воеводств, а их управление было передано бурмистам, которых избирали жители этих городов. Царь Петр открывает в Москве Палату Бурмистеров, которая вскоре стала известна как Ратуша. Этот орган должен был регулировать работу местных судебных приставов, которые отвечали за сбор и доставку пошлин, налогов и государственных налогов в Москве.

Во всех остальных городах управление осуществлялось помещенными там земскими бараками с мэрами. В начале второй городской реформы в 1720 году Петр Великий создал в Санкт-Петербурге по западноевропейскому образцу Верховный магистрат, который регулировал деятельность выборных городских магистратов в крупных российских городах.

Регламент 1721 года. Создание магистратов

Согласно постановлению, изданному в 1721 году главным магистратом, все крупные города России были разделены на пять отдельных классов. При этом сами горожане отныне разделились на две независимые гильдии: люди низшего происхождения или «мелкие люди» и обычные горожане.

Более того, обычные граждане, в свою очередь, разделились на две гильдии. В первую входили:

  • серебряники и иконописцы;
  • художники;
  • капитаны торговых судов;
  • фармацевты;
  • врачи;
  • торговцы;
  • банкиры.

Во вторую гильдию обычных граждан вошли:

  • мелкие торговцы;
  • сапожники;
  • портные;
  • плотники;
  • мастера.

Однако такое разделение граждан оказалось чисто формальным, потому что задействованные в нем военные инспекторы были озабочены, прежде всего, увеличением количества избирательных налогоплательщиков и очень часто из-за этого включали людей, не имеющих отношения к их в некоторых гильдиях.

Табель о рангах

В 1722 году были введены должности генерального прокурора и главного прокурора Сената, эти должности должны были стать правой рукой суверена и контролировать Сенат, наделенный судебными, административными и законодательными полномочиями.

Важное место в административных реформах Петра занял принятый в том же году закон. Это закон «рейтинговой таблицы». В табеле успеваемости определены три типа государственной службы:

  • гражданский;
  • военный;
  • военно-морской.

Служба становится единственным способом достичь государственных чинов. Таблица рангов была некой карьерной лестницей того периода, разрядов было всего 14, поэтому рядовой гражданин, получивший чин офицера или 8-й разряд на госслужбе, автоматически становился дворянином, в этом плане таблица степеней была очень хороший закон.

Выборы в московские бурмистры

Московских судебных приставов выбирали из 38 московских компаний. Два из них — гости (крупные купцы, торговавшие с другими городами и другими странами) и сотня жителей (торговцы поселения и крестьяне. Сотня в данном случае — условное название, не указывающее количество) не имели территориального характера, а остальные 36 были подключены к различным районам Москвы.
Гостиная сотня восприняла пост бурмистры как еще одну тяжелую задачу и решила уклониться от выборов:
В этом году, сэр, в феврале, согласно вашему великому правителю, нам, вашему слуге, в вашем ранге, великому правителю, был передан личный указ, выбрать среди нас среди наших гостей в качестве товарищей по бурмистам. А с нами теперь, ваш слуга, некому выбирать из москвичей из соседнего народа как бурмиста; Многие наши братья обслуживают москвичей внеплановые службы, другие — вдвоем.
… И есть, сэр, мы, следующие люди в лаунж-городках и в той же очереди, чтобы служить им, этим городским людям; а они люди добрые и состоятельные, такое обслуживание в бурмистах им очень хорошо.

Таким образом, при пребывании ста человек предлагалось назначить бурмистами купцов-иногородних. Имена кандидатов были указаны в том же заявлении. Царская администрация согласилась на эту просьбу. Выборы мэров из сотки состоялись 4 марта. Об этом сообщается в избирательном протоколе:
Летом 7207 марта 4-й день — по указу великого правителя Царя . в гостиной ста, старца Михайло Попова и всех сотен людей, всеми сотнями салонов мы выбрали сотни мэров. Гурьева, сына Афанасия Михайлова, Крылова, сына Ивана Якимова, Микляева Казанского, сына Ивана Афанасьева, Елисеева, сына Соли Камской, Степана Борисова. И они добрые и зажиточные люди, и с таким они будут, и мы во все верим. В этом у нас их около сотни, и мы сделали выбор вручную. Этому выбору поспособствовал старец Михайло Попов. Антипа Антипин поспособствовал этому выбору.

Из гостиной сотни были выбраны четыре мэра, двое из других городов, которые явно не успели приехать в Москву на выборы и были выбраны заочно. Среди гостей были также выбраны четыре мэра. Кроме того, прошли выборы в Кадашевской слободе в Замоскворечье и Мещанской слободе за пределами Земляного города, от каждой из которых избирался мэр. При избрании мэров вышеуказанных четырех корпораций Московского Посада выборы были приостановлены, вероятно, в связи с пересмотром вопроса о количестве мэров, которые должны избираться московскими корпорациями.
17 апреля Петр Великий издал указ:

Великий правитель указал — разослать свой указ гостям и остальным сотням и всем сотням и жителям окраин: если бы они не выбрали судебных приставов и приказали бы ему, великому правителю, все равно приказать офицерам Судейские из них выбирались гости и сотни проживающих и из всех населенных пунктов для доброго человека. А из тех судебных приставов по их выбору 12 человек, а из 12 человек на одного человека ежемесячно президент. А какие московские поселки маленькие, 20 и 30 метров, и из этих поселков нельзя избираться судебными приставами. Как видите, этот указ освобождает от выборов малые, а значит и мелкие компании, но по большей части непонятно. Вот что пишет о нем М. Богословский:

И его общий смысл, и отдельные детали можно понять по-разному. Это можно понимать как двухэтапный избирательный порядок. Корпорации избирают избирателей, которых в данном случае неудачно и неуклюже назвали судебными приставами, по одному на каждого, и уже эти избиратели избирают из их числа 12 человек, которые составляют руководящую коллегию, и каждый из них является президентом один раз в месяц. При такой интерпретации мы имеем руководящую коллегию из двенадцати членов, избираемых в два этапа, то есть собранием выборщиков, избираемых по очереди корпорациями Московского Посада, по одному от каждого. Но указ можно трактовать и по-другому. Поскольку он говорил только о выборе «двенадцати человек», даже не давая им имени бурманов, не возлагая на них других функций, кроме функции ежемесячного президентства по очереди, и не сказал ни слова о том, что эти 12 человек являются collegium, поэтому его можно было бы интерпретировать как означающее, что оно приказало избрать от каждой корпорации, кроме небольшой, по словам судебного пристава, что эти судебные приставы составляют большой совет директоров и что еще 12 избираются среди них людей, которые в очередь будет управлять офисом президента в этом переполненном совете. Такое толкование указа могло быть дано, тем более что большой буржуазный совет из 38 членов был учрежден постановлением от 16 марта, которое изменило порядок выборов и предписало избрать судебных приставов для каждого московского общества.
К 6 июля было избрано 35 судебных приставов. Однако из-за последующих изменений точный состав Палаты Бурмистера, переименованной 17 ноября 1699 г в Ратушу, остается неясным. Вот что пишет сам М. Богословский:
С начала марта по 1 сентября 10 мэров, избранных в марте, действовали, готовя введение новых институтов; но остается неизвестным, как и Дитятину, какой колледж начал работать с 1 сентября после летних выборов указом от 17 апреля: большой ли это колледж из 29 бурмистов, по одному на каждую корпорацию, или эти 29 бурмистов — 12 членов коллегии, ставшей руководящим органом, и остальные 17 мэров, сыграв роль избирателей, исчезли. Или, наконец, на практике они оказались двумя коллегиями, малым и большим, из 12 и 29 членов, что-то вроде более поздней Екатерининской Генеральной Думы и Думы в шести главах? Словом, пока неясен состав учреждения, которое начало работу в Москве 1 сентября 208 года, сначала под названием Camera Burmister, а затем — City Hall, при наличии источников данных.

Реформа местного самоуправления

В то же время 30 января был издан указ о создании земских изб в городах. Особенностью реформы местного самоуправления, в отличие от указа о создании Палаты Бурмистера, был ее факультативный характер. Земские избы, которые должны были состоять из избранных судебных приставов, могли создавать города — или не создавать их по своему желанию, но если они создавались, сумма налогов, которые города должны были платить центру, удваивалась. Мотивом столь значительного увеличения налоговой нагрузки было избавление от злоупотреблений губернаторов и командиров, о чем прямо говорится в указе:
если они, граждане и всевозможные купцы, промышленники и районы, захотят, чтобы многие из них были провинциальными и церковными оскорблениями, налогами, вымогательством и взятками в городах воеводам и служащим их посадов, купцам, промышленникам и уездным людям во всех своих мирских и национальных прошениях и прошениях и в любой деятельности не знать, но нести ответственность за них во всех мирских, мелких и мелочных делах и в сборе Его, Великого Правителя, их доходов от мирских избранных людей в земских бараках, а из них горожане и купцы, и промышленники, и люди уезда, для тех, у кого есть все свои мирские дела и прошения, и для сбора доходов на выбор в земских бараках, среди них добрые и искренние люди, желающие : и по этой причине Он, Великий Владыка, милосердие и милосердие для них, которые исходят от правителя и властителей в обидах, в налогах и в вымогательстве они, и во взятках будут бесплатными, они, граждане, купцы, промышленники и люди округа, все виды Его, Великого Суверена, годовая заработная плата, которая была им выплачена заранее, это, в Его, Великом Повелителе, казны ему заплатили дважды против его предыдущей зарплаты в Москве
П.Н. Милюков в своей книге «Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII века и реформа Петра Великого» приводит статистические данные о том, как российские города приняли новый указ о создании земских изб:
— 11 городов избраны судебных приставов и договорились о двойной оплате;
— 26 городов избрали судебных приставов, но промолчали об оплате;
— избрано 10 судебных приставов, но в двойной оплате категорически отказано;
— 3 города отказались платить двойную, прямо не говорили о смене руководства, проявили к ней равнодушное отношение;
— 15 городов открыто хотели сохранить прежнюю провинциальную администрацию;
— 4 города прямо заявили только о невозможности двойной оплаты, но и здесь выразили несогласие с изменением системы.
Всего из 70 городов, подчиненных приказам уездов Смоленского, Новгородского, Владимирского, Галицкого и Устюгского княжества, о которых идет речь в отчете, предложение правительства безоговорочно приняли только 11, отвергли его 33 и вышли из 26 Кстати, избрав судебных приставов и умалчивая о двойной оплате.

Выборы в регионах

В Смоленске Магдебургское право было отменено с передачей Смоленска Москве по мирному договору 1686 года, но остатки этого права все еще сохранялись здесь, смешиваясь с московскими учреждениями, поэтому слово «бурмистер» было знакомо жителям Москвы. Смольный. Тогда во главе города вместе с мэрами стоял земский начальник. Буржуазное собрание решило, что они не могут платить двузначные налоги. Буржуазными были выбраны три буржуа. Указ от 30 января касался не только городов, но и дворцовых пролетов. Дворцовые волости населяли дворцовые крестьяне, лично принадлежавшие царю и членам царской семьи. Восемь из этих рейсов были достаточно многочисленными в Смоленской области. Там же, как предусмотрено постановлением, прошли выборы. Затем в селе Поречье и Порецкой волости были отобраны два жителя села Поречье и 12 жителей волости; эта волость была разделена на 6 «лавочек», так что в каждой лавочке избирались по два судебных пристава. Таким образом, во главе всей волости с деревней стала коллегия из 14 буржуа, следовательно, намного больше, чем сама коллегия судебных приставов Смоленска.
Следует отметить, что среди городов Смоленского края было два, принимавших двойную оплату — Белая и Рославль.
Удивительно, но в Новгороде с его давними традициями отказались не только от двойных выплат, но и от самих выборов. Причина отказа повысить налоги была указана в разрушительном пожаре торговой части 22 мая 1696 г., во время которого «сгорели их дома и их имущество, а также их лавки и амбары, а также товары и все виды товаров заводов »бесследно. В качестве отказа от выборов указывалось, что «в Великом Новгороде торговцы редко занимаются карательными и мелкими делами». Посад выбрал 3-х горожан, волость — 3-х крестьян. И муниципалитет, и приход заявили, что не могут платить арендную плату дважды.
На территории Померании только Кевролский и Кунгурский районы полностью приняли реформу и приняли двойную оплату. И двойная оплата, и выборы были отменены в Олонецке и Каргополе. В качестве основания для сохранения могущества воеводства указывалось удаленность населенных пунктов в уезде: «от города пять и шестьсот семьсот верст», а также указывалось, что численность населения составляла всегда довольны воеводы, которые «чинили все честно и для них ненужных налогов и правонарушений, вымогательств, принуждения и разорения с них не было”.
Двинский уезд вместе с Холмогорским посадом выбирали судебных приставов из 4 человек; один из Холмогор — посадник и трое из уездных крестьян.
Десять Устянских волостей, каждая из которых состоит из нескольких десятков деревень и расположенных на большой территории в верховьях реки Ваги, избирали судебных приставов, но молчали о выплате двойной заработной платы. Отличие избирательных списков 1699 г в Устьянской волости от таких же списков в других местах заключается в списке обязанностей избранного городского головы и его товарищей, а также в обязанностях волостного мира по отношению к избранным. Во-первых, судебный исполнитель, как и бывший земский судья, которого он сменил, является сборщиком налогов и государственным сборщиком налогов. Судебная деятельность мэра, как и до этого земского судьи, определяется в списке избирателей следующим образом (например, в списке волости Шангал): крепости искать и управлять по святому заповедь непорочного Евангелия Господня в истине и земских делах государя по указу великого государя и согласно Соборному кодексу и согласно новым статьям и . согласно уставным письмам о заработной плате. «В свою очередь, мир заявляет о своей обязанности подчиняться судебной власти судебного пристава:« а мы, крестьяне, слушаем его, судебного пристава, во всем и будем послушны”.
Особенно детализирован и, надо сказать, особенно архаичен тот раздел избирательного списка в Устьянске, который посвящен полицейским обязанностям судебного пристава с товарищами. Здесь целые предложения формул полностью воспроизводят тексты губных приказов, которые были включены в старые устианские списки без каких-либо изменений, даже с сохранением денежных штрафов в тех же размерах, в которых они были собраны в начале семнадцатого века даже в шестнадцатом веке. Управляющий со своими товарищами — целующим мужчиной и сотским — и особенно со своими губными товарищами — центурионом-исследователем и пятидесятником — должны преследовать воровство, грабеж и убийство в волости. Обнаружив таких преступников, они должны предпринять их преследование «множеством, со всем боевым оружием», а волостной мир обязан следовать за воровскими людьми со всем миром, «он, администратор, не должен служить а ворам следует помогать и представлять одного человека »… После поимки воров и грабителей и их доставки в судебную хижину судебный пристав и его товарищи должны допросить их, если необходимо, с применением пыток, за что мир соглашается сохранить «хозяином плеч» в волости, а потом издать им указ, то есть относиться к ним лично, либо отправить их в Москву для охраны в приказе Устюгского уезда, а их «животы» их конфискуют. В избирательном списке волости Шангал сохранилась статья о сборе вира, если убийство происходит в волости: «А убийство произойдет в волости Шангал, и верные деньги государя (vira) будет управлять им., мэр Иван со своими товарищами по убийце за 4 рубля 4 алтына за 1 динарий отправляет эти деньги великому правителю в Москву в квитанциях служащих с мирскими посланниками.
Из «подмосковных городов», составлявших сердце государства, только три самых незначительных — Михайлов, Унжа и Карачев — принимали двойные платежи. Значимые города Замосковного края — Владимир, Переяславль, Суздаль, Юрьев-Польский и Коломна отказались как от выборов, так и от двойной оплаты.
В марте в Звенигород пришло письмо из Устюгского района об объявлении указа от 30 января. Управляющий и воевода Гаврила Михайлович Ботвиниев приказал главе земства и горожанам «читать» письмо «несколько дней на собраниях». В результате неоднократных дискуссий по этому поводу жители Звенигорода в апреле весь посад, который тогда был разделен на две «части» — Вознесенскую и Рождественскую, подарили губернатору сказку, в которой написали «так, чтобы великий правитель должен нести ответственность за свои собственные, великий правитель, декреты и всевозможные ходатайства по-прежнему правят клерикалами, а не выборными и их, великий правитель, все виды налогов с жалованья одна и та же зарплата подряд так что мы слабые, худые, бедные, нечего платить оброк против зарплаты дважды, а подряд мы платим с большой нуждой, с праведностью. А мы, граждане, не видели не зря обида или налоги со стороны воевод и рукоположенных людей, а мы, граждане, не подвергались нападкам с их стороны, воевода был хорошим человеком ». Однако в июле настроение изменилось, и жители Звенигорода остались прежними o земский начальник Афонька Терентьев, арендатор Илюшка Мартынов и все жители обоих «посадов» — Вознесенского и Рождественского — выбрали в великое государственное дело бурмистры двух посадов, Ефрема Терентьева и Самоила Максимова, вот они, Ефрем и Самойло добрые и искренние люди, «и это будет их работа”.
Примечательны выборы в волости Комарица Севского района. В связи с образованием укрепрайона волость в середине 17 века перешла под юрисдикцию суда и расправы в приказе, из которого лица ордена теперь были закреплены за волостью. В августе 1646 года все крестьяне Комарицкой волости были взяты на службу к драконам. Крестьянам они оставили свои наделы земли и сначала освободили их от налогов, но со временем налоги и сборы стали расти и превысили предыдущие. В 1679 г камарцы были освобождены от драконьей службы, но волость осталась в ведении Ранго и стала золотой жилой для названных там рукоположенных людей. Губернаторы (у каждого из них было по 10 «знакомых»), два писаря и несколько писарей делили между собой волости и облагали их налогами в свою пользу, как из своего имущества.
Комарицкая волость не была предусмотрена в списке тех городов ранга с посадками, куда отправлялись письма об избрании судебных приставов рангом, и по составу и роду занятий ее жителей, казалось бы, не должна была иметь попал в указ от 30 января. Однако почему-то эти жители, возможно, из-за того, что были недовольны губернаторами Севяна, решили воспользоваться указом о реформе и весной 21 мая, раньше многих других городов Разряда, выбрали судебных приставов. На выборы пришли представители 98 сел, то есть из 67 сел и 31 сел, в том числе 160 человек . На должность бурмистера были избраны трое сельчан, но в ранге они казались неподходящими на должность бурмистера и не были утверждены. 19 ноября, как гласит постановление приказа, «боярин Тихон Никитич Стрешнев велел ему, великому правителю, послать письмо в Севеск к писарь, приказав Комарицкой и Крупецкой волостям выбрать воинов мэрами во всех этих волостях и прислать их выбор в Москву”.
Результаты выборов
Как видите, реформа затронула широкие слои населения: в выборах приняли участие не только горожане, но и крестьяне. В то же время только маленькие и незначительные города приняли полную реформу с двойной оплатой. Некоторые города даже не приняли выборы мэров — где-то из-за нежелания платить двойные платежи и, видимо, из-за боязни согласиться на выборы, но отказываясь повышать налоги, как это было в других городах, а где-то из-за того, что они были довольны своими губернаторами. Власти сделали необходимые выводы, и 20 октября 1699 г появился указ, согласно которому двойная оплата как условие реформы была отменена, а выборы стипендиатов стали обязательными для всех городов. В 1708 году Московская ратуша (напомним, 17 ноября 1699 года палата Бурмистры была переименована в ратушу) собирала около половины всех доходов казны.
Дальнейшие реформы. Выровняйте роль муниципалитетов
18 декабря 1708 г был издан Указ «Об учреждении губерний и о росписи им городов». Согласно этому указу вся территория России была разделена на 8 губерний, возглавляемых губернаторами. Основная функция губернатора, как и муниципалитетов, была фискальной. Петр попытался ввести в государственное управление принципы коллегиальности и избирательности. При губернаторе был образован совет «землевладельцев» (8-12 советников), который должен был избираться местным дворянством. Однако жизнь превратила вышеупомянутое начинание Петра в нечто прямо противоположное тому, о чем мечтал реформатор. Ландраты не избирались, а назначались дворянством сенатом или губернатором (последний отбирал нужных ему людей). Избирание губернатора Советом Ландрата не создавало никакой выгоды для российского провинциального самоуправления. Ландратов и пяти лет не хватило, их ликвидировали. Провинция не стала автономным общественным объединением.
В этих условиях муниципалитеты стали бесполезными. Существование ратуши как центрального учреждения восходит к 1710 году. Прямого постановления об ограничении деятельности ратуши не существовало, и это ограничение было реализовано частично. В 1709 году всем губернаторам, судебным приставам и приказам было приказано составлять платежные ведомости по денежным налогам, налогам на зерно и всем другим налогам на заработную плату и передавать их непосредственно губернаторам. С 1710 г первоначальные платежные ведомости были переданы в Канцелярию Сената; ратуша обязуется доставить вам декларацию таможенных пошлин с момента ее основания до 1711 года. В 1714 году все приказы, офисы, муниципалитеты, провинции, денежные дворы, налог на соль на доходы и расходы были приказаны сообщать ближайшим Канцелярия. В этом постановлении ратуша ставится в один ряд с любым орденом, а также с недавно подчиненным ей сбором соли.
В 1721 году Петр I учредил Главного магистрата, задача которого заключалась в установлении магистратов во всех городах, создании полиции, обеспечении правосудия и увеличении количества мануфактур. Однако указание городским магистратам, согласно которому необходимо было организовать магистратов в российских городах по образцу Петербурга, появилось только в 1724 году. Реформа магистратов привнесла беспрецедентное отношение самих магистратов к местным властям городской мир. Магистрат не занял место выборных властей города, пожилых и пожилых людей, но возобладал над ними с новыми судебными и административными полномочиями. В инструкции 1724 г членов магистрата прямо называли «настоящими вождями» граждан. Члены магистрата были выборными, но бессрочными. По закону члены магистрата имели право на службу в соответствии с таблицей рангов и президенты по старшинству — даже до дворянства. Вот что пишет об этом историк Ключевский:
Все это для отчуждения магистратов от гражданства, особенно от городских рабочих масс. Затем, начав организацию городским управлением недвижимо-земских бараков, Пьетро завершил реформу с магистратами недвижимого бюрократического строя. Такой поворот произошел из-за изменения взглядов Петра на задачи городского правительства. В 1699 году он планировал организовать максимально выгодный порядок сбора государственных доходов, освободив городских налогоплательщиков от провинциального вымогательства и притеснения. В 1720 году, когда была проведена реформа магистрата, его взгляд сместился с узкой, фискальной, на более широкую, национально-экономическую точку зрения: он понял, что необходимо расширять и углублять те же источники государственных доходов, а не просто изобретайте только в попытке их исчерпать; но для этого необходимо было с помощью заимствованных зондов добраться до более глубоких и более обширных жил, которыми эти источники могли питаться. Он нашел такие зонды для своих городов или ему указали на него магистраты, которые так хорошо управляли городами Запада. Будучи проникнутым идеей о том, что только богатые люди могут обеспечить верный и хороший доход казне, Пьетро поручил магистратам, помимо их прежних обязанностей, уплатить государственные налоги, а также важные экономические и образовательные проблемы, связанные с воспроизводством артефактов, распространением артефактов грамотность, об общественной благотворительности. Такие задачи были вне власти городских масс с ежегодно избираемыми ими мэрами, и Пьетро передал управление городскими делами «хорошим и умным людям» из «благородных» купцов с коллегиальной властью, которую он избирал на неопределенный срок, которые могли заставить себя подчиняться и почитать.
Воспитание магистратов требует от российских магистратов «вести себя честно и прилично, чтобы они были в таком же благородстве и уважении, как в других государствах». Очевидно, Петр видел призрак богатой и влиятельной западноевропейской буржуазии. Расчеты не оправдались, бургомистры были не лучше бургомистров земств; но виноват в этом был не только Питер.
Однако магистраты просуществовали недолго: указом Петра II от 5 июля 1728 года они прекратили свое существование. На их месте снова были созданы муниципалитеты во главе с мэрами, которые меняются каждый год. Муниципалитет был обязан помогать воеводам и губернаторам и по закону выполнять все требования «хозяина» города. «Теперь полноценные города вообще и в полиции в частности управляются губернаторами и губернаторами через ратушу и судебных приставов, которые по закону превращаются в простые исполнительные органы губернаторской власти» Дитятин II Статьи по истории российского права. СПб., 1895. Стр. 10.4.. В 1743 г магистраты были восстановлены, но с ограниченными функциями, в основном финансовыми: сбор налогов, таверна, залы и таможенные службы. Они также играли роль суда первой инстанции.
Следующую масштабную реформу управления городом предпримет Екатерина II.

 

Оцените статью
Блог про Петра Первого