Социальная политика Петра I: указ о единонаследии, табель о рангах

Условия осуществления перемен

Обретя истинную власть, царь сразу же стал править страной. На это есть несколько основных причин:

  • получили государство, несколько отстающее в экономическом развитии от европейских держав;
  • он понимал, что такие огромные и малоразвитые территории нуждаются в постоянной защите, в налаживании новых экономических и политических связей.

Чтобы достойно содержать армию, необходимо поднять уровень жизни всей страны, изменить устои и укрепить власть. Это стало основным направлением и целью реформ Петра Великого.

Не всем понравились нововведения Петра I. Некоторые слои населения пытались противостоять реформам Петра Великого. Бояре и высшее духовенство утратили свой особый статус, а небольшая группа дворян и купцов боялась отступить от старых обычаев. Но из-за отсутствия достаточной поддержки они не могли остановить изменения, они просто замедлили процесс.

Первый российский император Петр Великий
Рис. 1. Первый российский император Петр Великий.

Областная реформа

В 1708 году округ Петра I разделил всю империю на восемь крупных губерний во главе с губернаторами. Провинции, в свою очередь, были разделены на пятьдесят провинций.

Эта реформа проводилась для укрепления вертикали имперской власти, а также для улучшения снабжения русской армии.

Судебная реформа

Верховный суд был Сенатом, как и коллегия Юстица. В провинциях еще были апелляционные суды. Однако главная реформа заключается в том, что теперь суд полностью отделен от администрации.

Военная реформа

Император уделял этой реформе особое внимание, так как понимал, что армия последнего образца — это то, без чего Российская империя не может стать сильнейшей в Европе.

В первую очередь необходимо реорганизовать полковую структуру российской армии по европейскому образцу. В 1699 году был проведен массовый набор войск, за которым последовали учения новой армии по всем стандартам сильнейших армий европейских государств.

Перт начал решительную подготовку русских офицеров. Если в начале XVIII века в рядах офицеров империи входили иностранные специалисты, то после реформ их место стали занимать внутренние офицеры.

Не менее важным было открытие в 1715 году первой Военно-морской академии, которая впоследствии дала России мощный флот, но до этого времени не было. Через год Император издал Военный устав, регламентирующий обязанности и права солдат.

В результате, помимо мощного нового флота линкоров, Россия получила и новую регулярную армию, не уступающую армиям европейских государств.

Церковная реформа

Достаточно серьезные изменения произошли и в жизни церкви Российской Империи. Если раньше церковь была автономной единицей, то после реформ она подчинялась императору.

Первые реформы начались в 1701 году, но под контроль государства церковь перешла только в 1721 году после публикации документа под названием «Духовный устав». В этом документе также говорилось, что во время боевых действий для нужд государства церковное имущество может быть изъято.

Началась секуляризация церковных земель, но лишь частично, и завершила этот процесс только императрица Екатерина II.

Финансовая реформа

Войны, начатые императором Петром I, потребовали огромных средств, которых в то время не было в России, и чтобы их найти, император начал реформировать финансовую систему государства.

Сначала налогом облагались таверны, где продавалось огромное количество самогона. Кроме того, начали чеканить более легкие монеты, что означало повреждение монеты.

В 1704 году основной валютой стал цент, а не деньги, как раньше.

Если раньше дворы облажались с налогами, то после реформ с налогами облажались все души, то есть каждый житель Российской Империи мужского пола. Такие слои, как духовенство, дворянство и, конечно, казаки, были освобождены от уплаты избирательного взноса.

Финансовую реформу можно назвать умеренно успешной, так как она значительно увеличила размер императорской казны. С 1710 по 1725 год размер дохода увеличился до трех раз, что означает довольно большой успех.

Реформы в промышленности и торговле

Потребности новой армии значительно возросли, в результате чего император был вынужден начать активное строительство мануфактур. Из-за границы император привлекал квалифицированных специалистов для реформирования отрасли.

В 1705 году в России начал работать первый серебряный литейный завод. В 1723 году на Урале начал работать чугунолитейный завод. Кстати, именно на его месте сейчас стоит город Екатеринбург.

После строительства Санкт-Петербург стал торговой столицей империи.

Главные причины и предпосылки

После снятия ограничений на принятие решений правитель начал трансформироваться. На это есть несколько основных причин:

  • во времена правления Российская империя отставала в экономическом и социальном развитии от соседних с ней государств, расположенных в Европе;
  • понимание необходимости обеспечения максимально допустимой защиты вновь осваиваемых территорий с одновременным установлением выгодных экономических и политических отношений.

Чтобы поддерживать боеспособность армии на должном уровне, необходимо обеспечить достойный уровень жизни населения, изменить устои и укрепить органы местного самоуправления. Во времена правления Петра 1 это считалось высшим приоритетом.

Не всем понравилось разработанное нововведение Петра 1. Поэтому некоторые представители компании пытались сопротивляться. В результате бояре и представители высшего духовенства были официально лишены особого статуса, а отдельная часть дворян и дворянских купцов пыталась придерживаться старинных обычаев. Отсутствие адекватной поддержки со стороны окружающих не позволяло оставить все на своих местах.

Краткая суть реформы

Государственные реформы, условно проводимые Петром 1, делятся на несколько этапов, среди которых:

  • вносить изменения под давлением. На начальном этапе перспективы не радужные из-за отсутствия стратегии. Действия направлены на выделение дополнительных ресурсов для ведения кровопролитной Северной войны с захватчиками;
  • вносить изменения в соответствии с хорошо продуманной стратегией с последующими положительными результатами.

Для справки: Быстрое внедрение государственных реформ началось в 1698 году, когда было принято решение перенять опыт западноевропейских стран.

Здравоохранение и медицина

Система здравоохранения Российской Империи предусматривает:

  • создание государственных больниц;
  • открытие аптек;
  • запуск государственного института врачей.

После проведения реформ через несколько лет стали очевидны первые положительные изменения.

Образование и наука

Система образования предусматривает создание начальной школы для местного населения, высших учебных заведений. Наука также идет в ногу с:

  • создание Государственной академии наук;
  • открытие типографии;
  • начать выпуск учебных журналов.

Впервые местное население получило доступ в публичную библиотеку.

Последствия реформ

Было бы неправильно недооценивать важность реорганизаций, проведенных Петром. Они способствовали всестороннему развитию Российского государства, что позволило в 1721 году превратить его в империю. Но учтите, что не все результаты были положительными. Преобразования привели к следующим результатам:

  • Укрепление власти с помощью нового государственного аппарата (укрепление самодержавия);
  • Построение флота, улучшение армии, выход к Балтийскому морю, результатом чего стало повышение международного престижа России (но за счет введения призыва — служба длилась 25 лет);
  • Протекционизм — защита и развитие отечественной индустрии (использование бесплатного труда);
  • Улучшение условий для развития науки, образования (практически не коснулось простых людей);
  • Распространение европейской культуры (угнетение национальных традиций);
  • Заработная плата за дворянский титул за службу согласно Таблице грейдов (дополнительные обязанности для всех слоев населения);
  • Введение новых налогов (особенно облагаемых налогами нерусских народов — башкир, татар).

Масштабное строительство привело к значительным человеческим жертвам, так как у большинства рабочих не было необходимого опыта.

Здание Санкт-Петербурга
Рис. 3. Строительство Санкт-Петербурга.Заключение

Как представляется образование в петровскую эпоху

Реформы Петра I в области образования привели к появлению в России целой сети школ и учебных заведений. В 1701 году начала действовать Школа мореплавания, в которой преподавали математику (как тогда назывались числа) и навигацию. Обучение проводилось в 3-х классах: 1-й, 2-й классы — преподавали математику, 3-х класс — навигацию. Позже, в 1715 году, старший класс был переведен на учебу в Петербург в Морскую академию. На базе штурманского училища позже были созданы другие училища: артиллерийское, инженерное, адмиралтейское.

Штурманское училище располагалось на Сухаревской башне. Здесь были открыты школа и обсерватория. Школой руководили ведущие ученые из России и других стран. В 1703 году в мореходном училище обучалось 300 человек, в 1711 году — уже 500 человек.

Проблемы образования при Петре 1

Внешне кажется, что все было сделано правильно. Но есть 2 очень важных нюанса, о которых современные учителя истории почему-то забывают упомянуть:

  1. Обучение в школах было услугой в прямом смысле этого слова. Например, студенты жили в бараках. Более показательный пример: в классе был солдат с тростью, который мог бить детей по своему усмотрению. Так «подталкивали» науки.
  2. Деятельность школ не финансировалась. Например, общеизвестный факт: в 1711 году почти полностью бежали ученики мореходного училища. Они сбежали, чтобы не умереть с голоду. Некоторых детей отвели обратно в школу, других так и не нашли. Другой пример: в 1724 году Петр 1 организовал ревизию Морской академии. Выяснилось, что 85 человек не посещали занятия в течение 5 месяцев «без одежды».

Обучение в школах велось детям 10-15 лет. Всего для обучения было 3 класса, но очень часто каждый класс оставался на несколько лет, поэтому фактическое обучение откладывалось в среднем на 6-8 лет. Это важно понимать с точки зрения того, что образовательная реформа Петра Великого была направлена ​​на детей. Выше я уже отмечал, что учеба была услугой, поэтому к обучаемым применялись и наказания: уклонение от школы — расстрел, прошение об освобождении из школы — ссылка.

Образование при Петре 1 имело несколько важных дат, и многие говорят о событиях 20-28 февраля 1714 года как о чем-то чрезвычайно важном с точки зрения развития образования в России в XVIII веке. Тогда же был издан указ, который со временем заставил всех дворян изучать геометрию и цифири (математику). Пока дворянин не закончил учебу, ему было запрещено жениться (ужасная вещь для знати, учитывая важность деторождения). Для этих целей Петр 1 приказал назначить по 2 учителя на каждую провинцию. 2 учителя на провинцию равносильно тому, что сегодня абсурдно назначать 10 учителей в Москве. Но не это главное, а другое. Учить было некого…

К 1723 году было создано 42 цифровых школы. Только в Ярославле было набрано и обучено 26 студентов. В остальных 41 школе не было учеников и учителя бездействовали.

Создание академии наук

Академия наук — это место, где группа ученых собирается вместе и ведет научную деятельность. Такие академии были созданы в Англии, Франции, Германии и других государствах. То есть сама идея была вполне в петровском духе: копировать европейца. Но, как всегда, его реформы были искажены так, что работали с большим трудом. 28 января 1724 г. Пьетро издал указ об учреждении Отделения Академии. Сама академия начала свою деятельность в декабре 1725 года, и ее первым руководителем стал доктор Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост. Но самое главное, кафедра была создана на базе Академии. Иными словами, ее деятельность контролировали чиновники. В других странах академии получили независимость. В этом была разница.

Санкт-Петербургская Академия Наук

Для Академии введены правила, согласно которым должностными лицами Академии могут быть только лица, получившие ученую степень. Проблема заключалась в том, что в Российской Империи получить это звание было невозможно. Не было системы и организации, способной подготовить нужного специалиста. Сам Ломоносов уехал учиться в Германию, так как получить ученую степень в России было невозможно. Поэтому ученых начали выписывать из Западной Европы. Приходили самые разные люди, в том числе и одаренные. Но эти люди пришли получать деньги, просто чтобы быть здесь. Никто не просил их о практических занятиях. Теоретически предполагалось, что новоприбывшие будут обучать новый персонал на месте, но этого не было сделано.

Значение строительства флота

Результаты реформ Петра 1, плюсы и минусы которых, пожалуй, можно разделить поровну, особенно ярко проявились в военной сфере. Помимо создания армии, император имеет заслугу в том, что он организовал постоянный регулярный флот, который уже блестяще показал себя во время Северной войны со Швецией, когда он одержал ряд важных побед на море. Благодаря преобразовательной деятельности царя в этом направлении Россия стала мировой морской державой. Несмотря на то, что при ближайших преемниках царя судостроение было приостановлено, однако уже во второй половине XVIII века, особенно при Екатерине II, русский флот снова блестяще показал себя в череде войн. Заслуга короля заключается в том, что он участвовал в создании флота будущего. Он не только строил корабли для неотложных нужд, но и намеревался сделать Россию морской державой, что ему и удалось.

Роль дипломатии

Положительные результаты реформ Петра I заключаются еще и в том, что именно при нем Россия вышла на уровень международной дипломатии, то есть стала играть одну из ведущих ролей на международной арене. Благодаря его правлению страна стала участником крупнейших и важнейших международных мероприятий, без его участия проходило заседание только одного съезда. При императоре сформировался круг людей, положивший начало плеяде российских дипломатов, успешно представлявших нашу страну на международной арене. Это было тем более необходимо, потому что в рассматриваемое время, а также в последующие десятилетия Россия участвовала во всех крупных войнах в Европе, и почти все конфликты на материке так или иначе затрагивали ее интересы. В этом сценарии требовались опытные дипломаты и образованные европейцы. И можно с уверенностью сказать, что этот дипломатический корпус был создан именно во время правления императора.

Проблема престолонаследия

Положительные и отрицательные результаты реформ Петра I, пожалуй, можно разделить поровну. О преимуществах уже говорилось выше, но здесь необходимо отметить существенный недостаток, который крайне плачевно сказался на последующем политическом развитии страны. Дело в том, что в связи с печально известным делом цесаревича Алексея царь издал указ, согласно которому правитель сам должен был назначить преемника. Однако сам император, умирая, не успел составить завещание, что впоследствии привело к так называемым дворцовым переворотам, отрицательно сказавшимся не только на внутриполитическом развитии страны, но и на ее положении на международной арене. Постоянная смена правителей, взлеты и падения партий, сторонники того или иного соперника каждый раз приводили к смене внешней и внутренней политики развития. И только Павел I в конце XVIII века отменил этот указ о престолонаследии, и отныне наследником российского престола стал старший сын правящего императора.

Необходимость реформ

Перелом в истории России наступил в конце XVIII века, когда на престол вступил Петр I. В отличие от стран Западной Европы, империя в то время отставала в своем развитии. Не было промышленных заводов, государственный аппарат и армия устарели, не было флота. Мануфактурное строительство нуждалось в грамотных людях, не хватало узких специалистов в некоторых областях науки и техники.

Во время дипломатических поездок за границу Петр сравнил своих соотечественников с иностранцами и увидел между ними большой разрыв. Россия отстала от Европы практически во всех сферах деятельности. Приехав в Москву, молодой император коренным образом изменил культурный и образовательный уровень своего народа.

Реформы в области культуры

Условно все реформы Петра I можно разделить на три направления: повседневная жизнь, культура, образование.

Домашние реформы.

Недостаточно было изменить армию, систему управления, администрацию и территориальное распределение. Чтобы реформы приносили адекватные результаты, они нуждаются в последовательности и полноте. Им нужно войти в систему и соединиться друг с другом. Стране нужно было подняться на новый уровень, а для этого нужна революция в сознании людей. Поэтому не менее важны реформы в повседневной жизни.

1. Первая и, пожалуй, самая известная реформа в жизни Петра I была проведена сразу после окончания Великого посольства. Появление одежды в европейском стиле шокировало людей. Сам король отрезал длинные рукава и бороду. Неизменными остались только церковные каноны; это также было разрешено крестьянам-фермерам.
2. Приехав из-за границы, будущий император привез не только картошку, но и чайные листья, кофе и табак. Последнее глубоко укоренилось в российском обществе и, конечно же, привело к негативным последствиям.
3. Еще одна западная традиция внесена в Российское государство. Новый год праздновали не с 1 сентября, как по старинке, а с 1 января. Теперь новогоднюю елку было принято украшать, а хронологию нужно было вести по григорианскому календарю от Рождества Христова, а не от сотворения мира.
4. В 1718 году было введено так называемое собрание. Под этим словом поднимались торжественные застолья или приемы гостей. Сюда приглашались только представители высшего общества, то есть высокопоставленные чиновники, богатые купцы, офицеры и так далее. Правила поведения молодежи в обществе были написаны специально для таких встреч. Теперь девочки могли выйти безопасно, не опасаясь осуждения.

Все эти реформы были направлены прежде всего на изменение образа жизни знати. На простых крестьян это мало повлияло. Именно поэтому увеличился разрыв между двумя слоями, что в дальнейшем приведет к плачевным последствиям.

Изменения в одежде и внешнем виде, введение нового летоисчисления

На первом приеме придворных в Преображенском после возвращения из Великого посольства Петр приказал им продолжать носить короткий европейский костюм вместо длинного русского и сбрить бороды. Самым упрямым он стриг бороды и кафтаны. Только духовенство и крестьяне сохранили право носить бороду. Граждане могли выкупить это право, уплатив определенный ежегодный взнос и получив «значок в виде бороды». Этим вынужденным изменением внешности было узаконено засилье западноевропейских обычаев в русской жизни.

Значок бороды — это металлический жетон, служивший квитанцией об уплате пошлины на ношение бороды.

Еще одним внешним признаком этого господства было установление новой хронологии. В России до этого считали годы со времени сотворения мира, и Новый год праздновали 1 сентября «в день Семена». Отмечая приход нового 7208 года по старому счету 1 сентября 1699 года, Петр приказал 1 января снова встречать новый 1700 год и отсчитывать отныне годы от Рождества Христова, как и во всех православных. Страны.

Реформы культуры

Изменения в этом секторе не были неактуальными. Культурные реформы — это изменение отношения и взглядов на жизнь всех людей в государстве. Давайте подробнее рассмотрим каждый.

1. При Петре I был создан первый в России музей — Кунсткамера. Вещи сюда привозили со всей страны. Например, останки мертвых животных, древние хроники, головы алкогольных «чудовищ». Вскоре музей стал открыт для свободного посещения обычными горожанами.
2. Первый русский император также основал новую столицу. На смену старой Москве пришел молодой и величественный Петербург. Город основан в 1703 году.
3. При Петре I камень получил широкое распространение. Везде люди начинают отказываться от деревянных построек. Это также снизило риск возгорания. Так были построены здание Адмиралтейства, Гостиный дом и первая Кунсткамера. Архитекторы принимали участие в проектировании города, каждой его улицы и здания. Каждый дом был уникален и был высотой в 2-3 этажа. По сей день мы можем наблюдать в Санкт-Петербурге архитектурные памятники, созданные в петровскую эпоху зарубежными мастерами. Особенно впечатляют Летний дворец, здание коллеги и Петропавловский собор.
4. В результате нового строительства и смешения разных культур возник новый стиль в архитектуре, так называемое русское барокко. Санкт-Петербург стал самым красивым городом Европы.
5. Впервые появляется русская светская живопись. Раньше была известна только иконопись. Начали появляться первые пейзажи и портреты. На это король официально дал свое разрешение и даже выделил деньги на поддержку художников.
6. Именно Петр I приказал построить на Красной площади «храм комедии». Там немецкие, а затем и российские актеры начали показывать небольшие спектакли.
Стоит отметить, что благодаря этим реформам развилось не только искусство, но и литература. Начали появляться книги, полные смысла не только религиозного характера.
7. В 1701 году будущий император ввел новую реформу, которая запретила церкви собирать пошлины с принадлежащих ей земель. Таким образом, финансовая автономия была ликвидирована. Также были изданы указы, ослаблявшие власть Патриарха.

Таблицы по истории России: плюсы и минусы реформ Петра 1

Реформы Петра I стали ключевым вектором исторического пути России. Проект FOX-Calculator был направлен на то, чтобы понять плюсы и минусы реформ этого выдающегося государственного деятеля.

Плюсы и минусы реформ Петра I
Преимущества реформ Минусы реформ
Преимущества реформ Петра I:

1. Создание эффективной армии и флота

2. Покорение выхода в незамерзающее море

3. Строительство Санкт-Петербурга

4. Знание европейской науки и культуры

5. Появление учебных заведений, книг, первой газеты

6. Развитие отрасли

7. Развитие торговли, формирование купечества

8. Стираются различия между боярами и дворянством

Минусы реформ Петра I:

1. Усиливая угнетение крестьянства, реформы проводились за их счет. Беспомощность и нищета низших слоев общества, последние

2. Рабство крестьян

3. Большие потери из-за войны и тяжелой работы

4. Принудительное внедрение западной культурной парадигмы

5. Реформы пришли «сверху», в основном за счет

6. Энергия самого Петра, а не чаяния общества. Реформы встретили непонимание или сопротивление

7. Возникновение восстаний и народных движений

Положительные и отрицательные итоги реформ

Положительные результаты реформ:

  1. Установился режим абсолютизма, закрепился в Военном уставе, изменились титул русского монарха и название страны: в 1721 году Петр стал всероссийским императором, а Россия стала Российской империей.
  2. Возникла сильная регулярная армия и мощный флот.
  3. Несомненным плюсом реформ было то, что Россия смогла влиять на международную политику.
  4. Российская экономика больше не зависела от импортных товаров; в стране активно продавались сельскохозяйственные продукты и артефакты. В конце правления Петра экспорт был вдвое больше, чем импорт.
  5. Была модернизирована система управления, и во многих сферах появились надзорные органы, что имело большое значение для укрепления центрального правительства. Впервые появились отдельные учреждения, которые занимались только отправлением правосудия. Суд был отделен от администрации. Созданы особые системы правосудия: для граждан, духовенства, военных.
  6. Появились учебные и научные учреждения, каждый десятый житель России получил петровское образование.
  7. Таблица рангов делала личные достижения человека более значимыми, чем заслуги его предков. Это привело к большей социальной мобильности и продвижению действительно талантливых людей на важные должности.
  8. Появились газеты, развился гражданский.

Отрицательные результаты реформ:

  1. Огромные военные расходы были возможны только за счет разорения простых людей и укрепления крепостного права. Значительная часть населения страны, крепостные, почти не имела прав и была вынуждена работать на заводах. Позже Екатерина II юридически запретила им даже жаловаться на владельцев.
  2. Во многих отношениях Россия была ориентирована на Европу, что увеличивало разрыв между правящей элитой и основным населением; теперь у них другие языки, ценности и уровни образования.
  3. Существенным недостатком административной реформы является то, что она проводилась хаотично и без учета последствий конкретных изменений. Также ощущалась нехватка квалифицированных местных менеджеров. Это привело к обращению в вышестоящие инстанции по любому поводу, что могло привести к решению некоторых проблем на долгие годы.
  4. Синод, созданный по просьбе церкви, должен был иметь такую ​​же власть в церковных вопросах, как Сенат в гражданских делах, но это не было реализовано. Петр I не стал на практике регулировать нюансы взаимоотношений этих двух инстанций, в результате чего духовная власть была вынуждена подчиниться светской, что привело к ухудшению отношений между церковью и государством.

Общие заключения

В заключение следует сказать, что положительных результатов, вероятно, было больше, чем отрицательных. Тот факт, что большинство его преобразований продолжалось в течение следующих двух столетий и что его преемники сочли необходимым следовать его курсу правления, предполагает, что реформаторская деятельность императора соответствовала потребностям страны. Результаты реформ Петра 1, таблица которых представлена ​​ниже, показывают, что меры царя по модернизации страны были глубокими, несмотря на то, что они продиктованы военными потребностями.

Мероприятия Положительные результаты Отрицательные результаты
Политическая и административная сфера Создание новой государственно-административной системы, бюрократии, отвечающей потребностям страны. Отсутствие разработки реформы.
Экономическая и военная сфера Создание регулярной армии и флота. Двойственная природа экономических реформ: поддержка торговли, с одной стороны, и повышение налогов, с другой.
Социокультурная сфера Создание новых учебных заведений, заимствование передовых технологий, доработка социальной структуры общества. Неадекватность реформ, механический перенос зарубежных моделей в российскую действительность.

Таким образом, можно сказать, что преобразующая деятельность первого русского императора в целом соответствовала потребностям его времени, о чем свидетельствует то, что его реформы сохранились и в последующие века.

 

Оцените статью
Блог про Петра Первого