Церковная реформа Петра 1: причины, ход событий, итоги

Причины и предпосылки

Духовенство не одобряло реформы, осуществленные Петром I: многие монахи считали царя антихристом, о котором не боялись говорить вслух, и даже распространяли рукописные листовки в городах и селах.

Чрезмерный авторитет церкви: у Патриарха было не меньше возможностей, чем у самого Петра I, влиять на простых людей, это не укладывалось в абсолютистскую модель государства, где император — единственный полноправный правитель.

Экономическая независимость церкви — многочисленные войны и развитие промышленности все больше требовали финансовых и человеческих ресурсов, часть которых находилась во владении монастырей и церквей, не подотчетных государству.

Причины реформы

Начиная с 17 века в церкви назревал кризис из-за внутренних и внешних противоречий, вызванных положением церкви в государстве.

В то время не существовало устоявшейся системы образования в духовной сфере. Реформа Nikon привела к расколу в церкви. Благодаря нововведениям Nikon появились никонианцы и старообрядцы. В последнем случае долгое время преследовалось государство.
Патриарх был фаворитом царя Алексея Михайловича, отца Петра I. Именно тогда началось недовольство упрямством церкви.

Причины:
«Никон хотел полного превосходства духовной власти над светской властью, что вызвало гнев царя и было изгнано. Алексей Михайлович понимал, что нужно ограничивать власть Патриарха, и в 1649 году был создан Соборный кодекс, который фактически подчинил церковь государству..
У монастырей всегда были огромные земельные владения. Этим бояре и купцы были недовольны. Последнее связано с тем, что церковь была для них сильным конкурентом в торговле. Производство последних было намного ниже из-за отсутствия налогов со стороны государства.

Требовались серьезные преобразования, что и сделал Петр I. Царь был известным последователем западных традиций, что вызывало большое недовольство. Особенно духовенству не нравились перевоплощения Петра. Из-за разницы во взглядах на развитие России взаимное недовольство царя и церкви росло.

Духовенство пыталось повлиять на правителя через сбежавшего сына Алексея, но попытка не увенчалась успехом. Князя пытали и казнили за измену, а писавшие ему священнослужители были лишены достоинства и жизни.

Цели и задачи

Ликвидация экономической и административной автономии — подробный обзор собственности с последующей секуляризацией, введение должностей, назначаемых государственным аппаратом, а также четкое регулирование финансовых потоков и обязанностей, возложенных на церковь.

Уменьшите количество священнослужителей — определите необходимое количество клириков и монахов исходя из количества обслуживаемых граждан, ограничьте «странствующих» священников и запретите строительство монастырей.

Борьба с попрошайничеством — царь был категорическим противником стихийного попрошайничества, считал, что на милостыню могут жить только «блаженные» и франкские инвалиды.

Основные события

В 1700 году, после смерти патриарха Адриано, Пьетро выступил против избрания нового главы духовенства. Этот запрет действует 21 год. В 1701 году был создан Монашеский орден, которому были переданы дома архиереев, Патриарший суд и земли монастыря. Орденом руководил светская львица Мусин-Пушкин. Таким образом, король доверил государству контроль над церковной собственностью и судебные функции по расследованию дел против духовенства. Все эти действия Петра представляли исключительно материальный интерес, а не духовный. Главное, что интересовало императора, — это богатство церкви. В январе 1701 года была проведена секуляризация церковных земель.

Кроме того, вышли новые указы, ограничивающие права церкви:
 монастыри зачищены, все «необрезанные» изгнаны, так как Петр считал, что за монастырскими стенами могут прятаться только государственные преступники;
 Женщины могли принимать монашеские обеты только после 40 лет.
Монахи не имели права владеть землей.
«Разным сословиям запрещалось подавать милостыню, благотворительность принималась только непосредственно в хосписе.

До конца Северной войны царь не прояснял дальнейшую судьбу духовенства. Было неясно, будет ли созван новый совет и назначен ли глава церкви. Изначально контроль над делами церкви приписывался. С 1711 года Верховный Сенат, главный руководящий орган, стал отвечать за все духовные и светские дела.

Церковный собор

Собор церкви проходил в 1667-1668 гг. Сам Алексей Михайлович поддержал реформу. В результате было принято 2 решения:

  1. Патриарх Никон лишился сана. Это было связано с его стремлением к власти и конфликтом с королем.
  2. Но реформы Nikon все же были приняты.

Все диссиденты отличались от церкви, подвергались анафеме и репрессиям со стороны властей. Началась настоящая идеологическая война. Самым влиятельным противником нововведений был Аввакум Петров.

Последствия

Общество было разделено. Сторонников нововведений стали называть никонианцами, а тех, кто не принимал реформы, — старообрядцами-раскольниками.

Оставшиеся старообрядцы приложили немало усилий, чтобы сохранить традиции. Но их преследовало государство. В 1682 году Аввакум был сожжен заживо.

Некоторые из приверженцев традиций сгорели в знак протеста. Староверы не сдались из-за гонений, проявили необычайную духовную стойкость.

После смерти царя Алексея при царевне Софии гонения стали еще более жестокими.

Появление старообрядцев ослабило влияние Православной церкви на людей и подорвало внутренние силы страны.

Таблица “Суть проводимых реформ”

Разработки Год Цели Содержание
Назначение «хранителя и суперинтенданта Патриаршего престола» 1700 Заменить избрание Патриарха Церковью имперским назначением Петр лично назначает нового Патриарха
Секуляризация крестьян и земель 1701 Устранение финансовой автономии церкви Крестьяне и земли церкви были переданы в ведение государства.
Монашеские запреты 1701 Уменьшите количество клериков Нельзя строить новые монастыри и проводить перепись монахов
Контроль Сената над церковью 1711 Ограничить административную свободу Церкви Создание Сената и передача ему церковных дел
Указ об ограничении числа священнослужителей 1716 Повышение эффективности распределения человеческих ресурсов Служители закреплены за конкретным приходом, странствовать запрещено
Подготовительный этап к упразднению Патриархата 1717-1720 гг Получите полную власть в империи Разработка проекта создания Духовного колледжа

25 января 1721 года — дата окончательной победы императора над патриархом, когда патриархат был упразднен.

Актуальность темы была не только при Петре, но и при большевиках, когда была упразднена не только церковная власть, но и само устройство и организация Церкви.

Духовная коллегия имела и другое название — Правительственный Синод. На должность обер-прокурора Синода был назначен светский чиновник, а не священнослужитель.

Следовательно, реформа церкви Петра Великого имела свои плюсы и минусы. Таким образом, Петр обнаружил возможность вести страну к европеизации, но в тех случаях, когда этой властью начали злоупотреблять, Россия могла оказаться в деспотическом режиме в руках другого человека. Однако последствия — уменьшение роли церкви в жизни общества, уменьшение ее финансовой независимости и количества слуг Господних.

Церковные школы также были введены Петром. Согласно его плану, каждый епископ был обязан иметь школу для детей дома или дома и давать начальное образование.

Священный Синод

После успешного завершения войны со Швецией Петр I вернулся для реформирования церкви. Чтобы внести изменения, королю понадобился советник духовенства, который помог бы ему разобраться в нюансах. Таким человеком становится епископ Нарвский и Псковский Феофан Прокопьевич. В его функции входила разработка нового Духовного устава с предложениями по дальнейшему развитию отношений между государством и церковью.

Согласно разработанному Положению, Петр I подписал указ об упразднении Патриархата и создании Святейшего правительственного Синода. Это был коллегиальный орган управления, в котором все представители назначались лично Петром Алексеевичем. Собор фактически полностью зависел от решений императора. По приказу Петра состав нового церковного органа изначально был смешанным. В него вошли: епископы, монашеское духовенство и белые монахи. Но со временем в Синод стали входить только архиереи.

В связи с нововведением Патриархат и Церковные Соборы прекратили свое существование почти на 200 лет.

В 1722 году Петр I ввел должность обер-прокурора, контролировавшего деятельность Священного Синода. Действительно, это было серьезным вмешательством в жизнь церкви. Все действия Синод должен был согласовывать с государьём. Запреты на исповедь были нарушены. Священники обязаны были доложить обо всех крамольных тайнах прихожан. Главный прокурор имел практически неограниченную власть над Синодом.

Петр хотел искоренить все пороки церковного служения с помощью Священного Синода:

за жизнью духовенства, за их нечестивыми действиями велось строгое наблюдение;
 проверять все тексты Священных Писаний на предмет крамольных проповедей;
 бороться с суевериями;
 запрет лжеучения;
патриархальный суд должен был управляться государством.

Упразднение патриаршества при Петре I

Первые преобразования в духовной сфере, которые необходимо было осуществить «во благо государства», русский царь Петр I осуществил во время правления патриарха Адриана. Согласно царскому указу 1697 г., монастырские хозяйства или «раскопки», а также епископские дома были взяты под государственный контроль. При этом сначала были запрещены все строительные работы.

Только через год царь перестал платить государственную пошлину тем церквям, которые имели при себе дворы и приходские имения. Остальные церкви, не имевшие дворов и приходских территорий, теперь получили половину прежнего ковра. Кроме того, все церковные земли объявлены раздачными статьями государственной казны. После смерти Патриарха (16 октября 1700 г.) государь сделал следующий шаг к дальнейшему подчинению церковного строя России интересам царского абсолютизма.

Отмена выборов патриарха

В этот период, вопреки ожиданиям духовенства и народа, избрание Патриарха не состоялось. Вместо этого он был назначен Местоблюстителем Патриаршего престола, избранным самим царем. Им стал рязанский образованный митрополит Стефан. Однако государь доверил ему лишь ведение дел «относительно противостояния Церкви, раскола, а также ересей». Что касается ряда других административных вопросов церкви и назначений на церковные должности, то эти духовные дела были возложены на сподвижников царя (Мусин-Пушкин, Меншиков и др.).

Восстановление монастырского приказа

В начале 1701 года правитель восстановил порядок в монастыре, который был упразднен в 1667 году. В то время он отвечал за упорядочение налогов (в дополнение к порядку от этих налогов) и управление большинством церковных ресурсы. На содержание монастырей и епископов царь назначил сравнительно небольшое жалованье за ​​то, «без чего невозможно жить». Остальные деньги, собранные от налогов на все церковное имущество, должны были быть переданы на общественные и государственные нужды. Например, часть средств фактически была направлена ​​на строительство благотворительных заведений (приютов для инвалидов войны и нищих, а также дворов госпиталей) и школ.

Подводя черту под двадцатилетней деятельностью монашеского ордена, установленного Петром Великим, стоит отметить, что он привел к упадку духовной сферы. Из года в год домов архиереев становилось мало, количество дворов во владениях уменьшалось, а постройки монастыря рушились на глазах у исповедников, не имевших права их ремонтировать. В результате налоговые недоимки росли с каждым годом, и в 1721-1722 годах их объем превышал 1,2 миллиона рублей, что было слишком много даже для государства в то время.

Наряду с этим росло недовольство государя церковью. Некоторые историки приводят доказательства того, что такое негативное мнение могло быть вызвано путешествиями Петра в Европу в составе Великого посольства. Например, в период первого такого странствия он всерьез слушал речи Вильгельма Оранского, который рекомендовал организовать Русскую Церковь по образу англиканской церкви и объявить себя ее единоличным главой.

Хронология отмены патриаршества в России

В 1712 году, когда он проезжал через Виттенберг и увидел памятник М. Лютеру, русский царь похвалил его за нападение Лютера на Папу и все его общество за их правителя, которые были намного умнее духовников.

В стремлении общества и церковных деятелей вернуть патриархат Петр I видел лишь попытку лишить его самодержавия. Таким образом, в начале 1718 г реформа церкви частично оформилась в главу. На бумаге ему было приказано воплотить епископа Феофана, отличавшегося большой «скоростью пера».

В 1718 году государь, образовав коллегию для управления различными сферами жизни, решил сформировать духовное училище, которое должно было управлять делами церкви из рук Петра. В короткие сроки было написано «Духовное положение», в текстах которого описаны причины замены Духовной коллегии Патриаршего управления, а также обязанности и права нового органа и особенности его состава.

В 1721 году царь обратился к Иеремии III (Константинопольский патриарх) с петицией о признании восточно-православными патриархами нового органа — Священного Синода. Петр получил положительный ответ, и осенью 1723 года специальным письмом Синод был признан уполномоченным совершать те же действия, что и Патриаршие престолы.

Однако на протяжении синодального периода описанные выше преобразования церкви Петра негативно воспринимались в духовных кругах. Из всех архиереев того времени только архиепископ Феофан Прокопович, фактически являвшийся его идеологом, был удовлетворен реформой церкви.

Переходный период

Царь, изучая европейский опыт, решил, что иметь второй «центр силы» в государстве опасно. Следовательно, отношения с Церковью должны быть построены таким образом, чтобы она четко выполняла функции, необходимые для государства, не отклоняясь в сторону.

В 1700 году Адриано умер. Петр I отложил выборы преемника, назначив наместником патриаршего престола близкого ему митрополита Стефана Яворского. В то же время полномочия местоблюстителя были ограничены, и в 1701 году все церковное имущество было передано в ведение монашеского ордена.

Такие ситуации сохранялись почти два десятилетия, пока в 1718 году царь не высказал мнение, что разумнее было бы поручить управление церковью коллегии духовенства, а не конкретному человеку. Для будущего училища епископ Феофан Прокопович составил духовный устав, который в 1720 году стали подписывать архиереи.

Петр I все просчитал правильно: за два десятилетия без патриарха, когда решение проблем церковного персонала было в руках монарха, внутреннее противостояние церкви было полностью подавлено. Новые правила жизни были восприняты с должным смирением.

Митрополит Стефан Яворский.
Митрополит Стефан Яворский.

Под государевым оком

После завершения формальностей Духовная коллегия была переименована в Священный Синод.

Влияние России достигло таких размеров, что Петр I спокойно обратился к Вселенскому Патриарху Иеремии III с петицией о признании Священного Синода Восточными Патриархами. Подтверждение пришло осенью.

Но, конечно, русский царь не стал бы ждать поста: 25 февраля 1721 года торжественно открылся Святейший Правительственный Синод. Стефан Яворский стал его первым президентом. Все члены Синода назначались монархом. Кроме того, царь имел в коллегии «око государя» — обер-прокурора, которому предписывалось присутствовать на заседаниях Священного Синода. Изначально при Петре I он действительно был просто наблюдателем. Однако со временем монархи почувствовали, что человек на этом посту может прекрасно проводить государственную политику в лоне церкви.

В XIX веке обер-прокурор стал главным связующим звеном между монархом и членами Священного Синода.

Церковная революция 1917-го

Двести лет Священный Правительственный Синод руководил жизнью Русской Церкви, но фактически его управление находилось под строгим контролем государства.

И именно в этой форме, подчинении церкви государству, Российская империя достигла своего расцвета.

То, что сами церковные иерархи не в восторге от такой системы, стало ясно в марте 1917 года, когда Священный Синод в день отречения Николая II признал новую власть и через несколько дней удалил упоминание о Романовых из списка чины.

В апреле 1917 года Священный Синод обратился к архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Православной Церкви с обращением, в котором говорилось: «Идея необходимости жила в умах русских православных на протяжении многих лет на долгое время созвать Поместный Всероссийский Собор для коренного изменения в управлении Русской Православной Церковью и в целом для упорядочения нашей церковной жизни на незыблемых принципах, данных Божественным Основателем и Главой Церкви в Священное Писание и правила Святых Апостолов, С. Вселенских и Поместных Соборов и Святого Отца. Произошедший в нашей стране переворот, коренным образом изменивший нашу общественную и государственную жизнь, предоставил Церкви возможность и право на свободную организацию «Мечта, дорогая русскому православному народу, теперь стала реальностью, и созыв Поместного Собора в кратчайшие сроки стал остро необходим».

Работа местного совета началась в августе 1917 года, а в октябре, когда в Петрограде уже произошла Октябрьская революция, было принято окончательное решение о восстановлении патриархата. По жребию Тихон был назначен Патриархом Московским и всея Руси, в мире Василий Иванович Беллавин.

Духовный регламент 1721 года

Устав был основан на «Книге сего Духовного училища, описании и рассуждениях, содержащих…» (1718-1720), составленной архиепископом Феофаном Прокоповичем. После составления и дополнения царя постановление было заслушано на заседании Сената в присутствии епископов столицы. Потом его подписал Петр. Впоследствии документ подписали 87 представителей духовенства в других крупных городах Российской империи. Судя по всему, никто из них не знал его подробно и поэтому не мог сформировать к нему собственное отношение.

История подготовки и создания

Спустя долгое время после восшествия на престол Петр I ограничился полумерами в отношении реорганизации церкви. И только в 1718 году император поручил Феофану Прокоповичу разработать проект Духовного училища. Правитель считал, что реформы государственного и церковного управления имеют одинаковое значение для империи и должны проводиться совместно.

И чем больше государственного контроля в церковных делах, тем лучше.

Эта директива была озвучена разработчикам устава Духовной коллегии.

В целом царь считал очевидным, что необходимо ввести коллегиальное управление церковью и подчинить его царской воле. Петр I знал, что такая позиция вызовет ожесточенное сопротивление со стороны духовенства, поэтому законопроект был официально одобрен духовными иерархами. Положение было утверждено царским указом от 25 января 1721 года и опубликовано в окончательной редакции 16 сентября того же года.

Цель документа

Издание «Духовного устава» поддержало политику царя, определенную как «исправление духовного ранга». Это означало искоренение системы правления с помощью патриархальной власти, устранение самой возможности для священников выступать в качестве противников царя. Это, несомненно, ослабило влияние духовенства на российское общество.

Идея верховенства светской власти в религиозных делах созрела под влиянием протестантских теорий, которые в то время считались прогрессивными. Кроме того, архиепископ Феофан активно использовал тезисы «естественного права» и юридические концепции «полицейских государств». Вера постепенно теряла самостоятельное место в обществе.

Таким образом, царь получил все основания объявить себя единственным хранителем веры и постепенно подчинить себе духовенство. В этом контексте вера и священство рассматривались как инструменты для осуществления контроля над предметами.

Основные положения

Хартия разделена на три части. В первой части содержатся положения, объясняющие преимущества коллегиального управления православной паствой перед индивидуальным управлением. Короче говоря, «соборное» правительство должно было спасти государство от восстаний и волнений, которые могли быть спровоцированы властью сановника. Также говорят, что единственный правитель церкви уподобляется самодержцу. Синод, в свою очередь, сравнивают с советами духовенства прошлого. Однако авторам документа не удалось найти убедительных аргументов в пользу отмены института патриархата в России.

Вторая часть определила круг ведения членов Синода, которые связаны с проблемами церкви. В частности, предлагалось активно искоренять суеверия и тщательно отбирать духовную литературу для распространения. Это означало введение цензуры духовных текстов. Кроме того, были упрощены правила церковных служб.

А для просвещения простых людей пришлось составить три книги:

  • с основными христианскими догмами и десятью заповедями;
  • с объявлением должностей и степеней;
  • с выдержками из житий святых о грехе, добродетели и т д

Книги должны были распространяться и читаться по воскресеньям и в праздничные дни в церквях.

В состав Синода входили двенадцать представителей церковной элиты того времени. Президент был у власти, но его власть была в основном номинальной. Все епископы, входившие в состав, имели равное право голоса, и каждый из них мог быть подвергнут синодальному суду. То есть этот орган не был разоблачен патриархальной властью: действуя от имени царя, он выполнял его указы и приказы во всех религиозных сферах. Интересно, что присяга священнослужителей мало чем отличалась от присяги, принятой военными и правительственными чиновниками. В соответствии с присягой иерархи должны были выполнять роль послушных рабов и подданных царя, а также служить укреплению власти монарха.

Король стал «верховным судом» в вопросах религии и веры. Эта форма присяги длилась около 180 лет. Его отменили только в 1901 году.

Кроме того, были сформулированы обязанности православных епископов. Должно быть, они хорошо знали правила Вселенских и Поместных соборов. Дважды в год им было поручено инспектировать свою епархию и внимательно следить за поведением членов ее духовенства. Епископ в своей епархии совершал духовный суд, анафема объявлялась только с разрешения Синода.

Синодальный суд был высшей инстанцией, куда также направлялись жалобы на епископов. Дважды в год епископ отправлял в Синод отчеты, в которых содержалась подробная информация о положении дел в епархии. Некоторые пункты постановления запрещали оказание чрезмерных почестей епископам, а их служители подвергались резкой критике.

Во второй части также рассказывается о создании духовных школ. Особую озабоченность разработчиков вызывал вопрос подбора преподавательского состава. Школы должны были быть учреждениями монастырского типа с соответствующими правилами.

Учебный курс был разделен на восемь занятий и изучение следующих предметов:

  • латинский
  • греческий;
  • еврейский;
  • церковнославянский;
  • география;
  • богословие;
  • рассказы и так далее

По окончании учебы выпускники становились священниками или постриглись в монахи. Также было сказано, что проповедовать могут только те, кто получил образование в духовной школе.

Третья часть документа содержала информацию о мирянах и их отличиях от духовенства. Им было сказано участвовать в причастии не реже одного раза в год. Помещикам запрещалось строить домашние церкви, они должны были быть со своими «братьями» и посещать приходские церкви. Кроме того, необходимо было бороться со старообрядцами и всячески способствовать их идентификации.

Положения третьей части также содержат подробное описание функций и обязанностей синодальных должностных лиц. Например, они изучали эссе духовного содержания перед публикацией, проверяли кандидатов на епископские должности, проверяли использование приходских товаров и боролись с жадностью священников, требовавших оплаты за выполнение религиозных предписаний.

Документ предусматривал, что епископы могут вносить дополнения с согласия государя.

Первоначальная версия постановления содержала очень мало информации об учреждении монашества и синодальных должностных лицах, после того как было составлено соответствующее приложение и опубликовано без ведома царя. Впоследствии эти дополнения к каноническому тексту были переработаны и опубликованы Петром. В основном они говорили об отношениях между светскими и духовными властями, о правилах пострига монахов и рукоположения священников, о предостережениях духовенства от всевозможных злодеяний, пьянства, ссор. Кроме того, раздел содержал подробную информацию о порядке совершения покаяния.

Историческое значение

По мнению современных исследователей, внедрение этого документа привело к ряду существенных изменений во взаимоотношениях Русской Православной Церкви и государства.

Это включает:

  1. Введение жесткого контроля над духовенством.
  2. Превращение церковной власти в подобие светской власти: церковь, по сути, строится в государственном аппарате.
  3. Становление Священного Синода как государственного учреждения.
  4. Постепенное ослабление связи духовенства и православной паствы.

Но нельзя сказать, что этот период подарил миру много святых, живших поистине духовной жизнью: Серафима Саровского, оптинских старцев, святителя Игнатия (Брянчанинова).

Разработчики и авторы регламента

Законопроект был разработан от имени императора епископом Феофаном Прокоповичем. Этот документ считается одним из самых ярких примеров работы автора.

Феофан Прокопович

Мало что известно о происхождении епископа. Согласно историческим сведениям, он был родом из Смоленска, его родители были мелкими торговцами. Мальчик вскоре осиротел, и его дядя, ректор Киево-Братского училища, приветствовал его на учебу. Ребенок получил хорошее духовное образование. Став взрослым, он закончил полный курс иезуитского колледжа в Риме.

Архиепископ обладал широким кругозором и был выдающимся государственным деятелем своего времени.

Одним из постулатов, которые активно отстаивал Феофан, было почитание царя как главы не только мирян, но и всего духовенства.

Петр Великий, убедившись в таком лояльном отношении монаха, вызвал его в столицу для проведения реформы. После образования Священного Синода Феофан Прокопович некоторое время руководил им, а затем стал его основным членом. Он также был активным сотрудником и союзником Петра I в реформировании административного аппарата церкви с целью устранения ее автономии от государства и полного подчинения духовенства императору.

Петр I

Петр родился от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Нарышкиной в 1672 году. В детстве получил хорошее домашнее образование. С юных лет он говорил на немецком, голландском, английском и французском языках. Кроме того, впоследствии царевич освоил множество различных ремесел, уделяя особое внимание военно-морскому делу. Он был чрезвычайно волевым, решительным и работоспособным человеком.

Правитель был не совсем привычным для того времени типом личности: в силу особенностей воспитания не имел большой склонности к старинным обычаям и порядку московского двора, но был очень чутким и восприимчивым к немецкому языку и, в частности, к немецкому языку общая, зарубежная культура.

Масштабы изменений, произошедших в Российском государстве по велению императора, однозначно оценить сложно.

Совершенно новая форма армии и флота, значительное увеличение размеров государства, выход к морю, отношения с Европой, изменение внешнего вида русских придворных — все эти изменения вызвали бурные дискуссии о деятельности управлять. Даже при жизни Петра взгляды на его правление и реформы были противоречивыми. Ближайшие соратники все поддерживали и считали все подвиги удачными. Большинство людей соглашались с раскольниками и считали Петра «антихристом».

Но оба признали, что в государстве произошли радикальные изменения. Они дали толчок развитию новой России, которая никогда не будет похожа на старую.

Отношение народа к церковным реформам

Такие радикальные изменения в церковной системе в России были встречены враждебно церковными людьми, но, несмотря на это, не вызвали организованного сопротивления. Последнему помешал ряд веских причин. Главным из них был старообрядческий раскол. Благодаря ему наиболее ревностные ее члены, которые могли противостоять антицерковной политике Петра, оказались изгнанными за пределы церкви и преследовались как светскими, так и духовными властями. Но помимо этой причины была еще одна причина, по которой верующие не могли серьезно сопротивляться. Это было вызвано характером реформ церкви Петра Великого. Греки научили русский народ, что православие — необходимое условие спасения. Они были воспитаны в убеждении, что ересь или отклонение от однажды принятой доктрины представляет собой величайшую опасность и что члены Церкви должны пожертвовать всем, включая свою жизнь, для защиты истины. К этому убеждению сами россияне уже добавили свое мнение о том, что верность обряду, точное выполнение устава церкви не менее важно, чем православие. На этой основе возник раскол с твердым убеждением, что защита чистоты обряда — священный долг каждого члена Церкви. Сложность и необычность ситуации, созданной Петром Великим, заключается в том, что император в своих фундаментальных реформах не коснулся ни православия, ни обрядов, а вместе с тем изменил всю структуру жизни церкви. Он заменил соборную организацию церкви, в которой участвуют все верующие, бюрократическим контролем, который находился исключительно в руках светских и духовных чиновников.

Нападки на Церковь с этой стороны она неоднократно переживала, но почти всегда происходила на Западе, и члены Русской Церкви, с их привычкой не проводить четких различий между Церковью и Государством, с их незнанием Запада, с их недоверием к законничеству в церковной жизни, они оказались совершенно бессильны перед лицом новой опасности. И духовенство, и миряне чувствовали ошибочность нового положения, но у них не было ни достаточного понимания разрушительных последствий духовных правил, ни опыта самозащиты от государственного насилия, чтобы успешно противостоять планам царя. Большинство из них, считая царя Помазанником Божиим, надеялись, что либо сам Петр обратится к истине и перестанет переделывать Церковь по-немецки, либо его преемник вернется на освященный традицией путь. Только старообрядцы решили сразиться с Петром, бесстрашно называя его антихристом и врагом Церкви.

Смятение в умах православных еще больше усилилось заявлениями самого императора; что он не хочет никоим образом нарушать учение церкви и что все, кто протестует против его церковных реформ, выступают против его царского самодержавия. Петр искусно изобразил своих церковных оппонентов опасными государственными преступниками. Еще большее недоумение вызвало неоднозначное поведение восточных патриархов. Они не осмелились выступить против русского царя, надеясь на его помощь в борьбе с турками. Поэтому под давлением российского посла в Константинополе восточные патриархи признали Священный Синод, это гениальное изобретение Петра для подчинения Русской Церкви государству, «от его возлюбленного брата». Так называлась Богословская коллегия в письме королю Константинопольского и Антиохийского патриархов в 1723 году.

Петр — антихрист?

При Петре духовенство начало превращаться в такой же класс граждан. У них были свои государственные обязанности, права и обязанности. Царь хотел, чтобы духовенство стало органом религиозного и нравственного воздействия на людей, находящимся в полном распоряжении государства. С созданием высшего церковного управления — Синода — император получил возможность верховного руководства церковными делами.

Петр не любил монахов, то есть черного духовенства. Этой же монетой монахи платили в первые годы правления императора, распространяя на площадях города листовки, в которых говорилось, что Петр был антихристом. В результате царь стал замечать в монастырях вспышки волнений и беспорядков и неуклонно сокращал их численность. Монахам запретили покидать монастырские стены более чем на 2 часа! И то только с предварительного письменного разрешения.«Духовный устав» 1721 г
«Духовный устав» 1721 г

10 октября 1723 г был издан важный указ: не хоронить умерших в церквях, а хоронить их на кладбищах или в монастырях. А через год были изданы новые правила для монастырей, которые нужно было содержать исключительно за свой счет. У дверей, за оградой храма, для паломников положили священные реликвии и чудотворные иконы. И женские монастыри стали «непроницаемыми» для посторонних.

Для епископского образования были созданы семинарии в Санкт-Петербурге и Москве. В возрасте 30 лет желающие могли войти в Невский монастырь, принять постриг через 3 года, проповедовать в Невском монастыре и соборных церквях и переводить книги. Каждый день им приходилось проводить в библиотеке по 4 часа, изучая мастеров церкви. Среди этих привилегированных монахов были выбраны епископы и архимандриты, утвержденные государем после Синода.

Значение преобразований

Отмена патриархата позволила ввести церковь в институт государственного аппарата, что полностью лишило ее независимости и автономии. Первые ощутимые результаты были зафиксированы после назначения Богословской коллегии, действовавшей исключительно в интересах короля. Традиционное исповедание не позволяло нарушать тайну исповеди, но согласно новым требованиям, духовенство было обязано предоставлять информацию о людях, представляющих угрозу для действующей власти.

Значение церковной реформы недолгое

Реформа дала возможность контролировать количество священников, обязать их отчитываться обо всех полученных средствах, платить налоги и перечислять часть средств в государственную казну. Борьба с всеобщим попрошайничеством увеличила количество крестьян и призывников в армии. Духовенство как вотчина было ликвидировано, а его влияние на людей уменьшено.

Административное значение реформы — утверждение первого царя на престоле, который поставил церковь к себе на службу и не считает это. Экономическим результатом реформ стало получение новых субъектов налогообложения и полный контроль над активами монастырей.

 

Оцените статью
Блог про Петра Первого