Церковный раскол: причины, ход событий и последствия

Исторические предпосылки

В 1701 году российский император был очень недоволен негативным отношением духовенства к реформам, проводимым в государственной и общественной жизни. Служители церкви считали, что все нововведения разрушают старую систему и обычаи, которых они придерживались. Религиозная политика духовенства помешала Петру I создать абсолютистское государство по образцу стран Западной Европы.

Еще в юности император хотел, чтобы патриарх Адриан привел в порядок духовный чин, но глава церкви был против любого изменения государственного устройства России. В начале 18 века сформировались предпосылки для принятия реформ против патриархата:

Император хотел, чтобы патриарх Адриан привел в порядок духовный чин,

  • Большинство монахов считали императора антихристом и были против его преобразования.
  • Чрезмерный авторитет церкви, выражавшийся в сильном влиянии на простых людей.
  • Во владении монастырей и церквей имелись большие финансовые и человеческие ресурсы, которые не были подотчетны государству.

С каждым годом недовольство Петра религиозной политикой усиливалось, поэтому он часто объяснял свои ошибки и неудачи сопротивлением духовенства. Словом, церковные реформы Петра 1 были направлены на предотвращение противостояния духовенства, а именно:

  • Исключение возможности восхождения Московского Патриарха до второго правителя, равносильного императору.
  • Подчинение духовенства законам штата и королю.
  • Ликвидация экономического и административного самоуправления посредством детального контроля собственности, назначения должностей государственным аппаратом, строгого регулирования обязанностей духовенства и проведения финансовых операций.
  • Сократить количество священнослужителей и монахов в патриархате, введя запрет на строительство монастырей.
  • Боритесь с самопроизвольным попрошайничеством, так как император считал, что на милостыню могут жить только блаженные и инвалиды.

Петр I тщательно подготовил реорганизацию церковного управления, проводя частые встречи с восточными патриархами. Их суть заключалась в решении духовных и политических проблем.

Причина обращения императора к восточному духовенству заключалась в том, что оно было поддержано российским правительством, а Патриарх Доситус информировал обо всем, что происходило в Константинополе.

Проведение реформы

После смерти патриарха Адриана император стал всячески препятствовать избранию нового главы духовенства. Тогда же был создан Монашеский орден, которому были переданы земли монастырей и имущество епископов. Его возглавлял светский человек, то есть фактически все проверки и судебные дела в отношении духовенства проводились государством.

Реформа церкви

Петра 1 больше интересовало богатство церкви, поэтому ранние преобразования были больше материальным интересом, чем духовным. Было издано несколько указов, ограничивающих деятельность духовенства:

  • все диссиденты были изгнаны из монастырей;
  • монахиня могла войти только после 40 лет;
  • монахам было запрещено владеть земельными участками;
  • подавать милостыню было запрещено, а добровольные пожертвования можно было делать только в хосписах.

Решение царя о будущем церковного ордена

Решению царя о дальнейшей судьбе церковного сооружения помешала Северная война, и после победы в ней император вернулся к реформе. Для решения некоторых нюансов он обратился за помощью к епископу Нарвско-Псковскому, которому было поручено разработать положение о взаимодействии государства и церкви.

Согласно этому документу, царь издал указ об упразднении патриархата и образовании высшего органа духовенства — Синода. Схема церковной иерархии при Петре 1:

Синод, который зависел от Петра 1

  1. Император.
  2. Синод.
  3. Митрополиты и епископы.
  4. Священники.
  5. Дьяконы.

Синод, зависящий от Петра I, представлял собой коллегиальную архиерейскую структуру. В результате создание нового корпуса привело к отмене существования соборов и патриархата на протяжении почти 200 лет. В 1722 году император утвердил должность обер-прокурора, который должен был контролировать деятельность Синода.

Поэтому жизнь церкви была полностью подчинена государству. В то же время Петр 1 издал указ, ограничивающий въезд в духовенство. Были открыты специальные школы для обучения будущих священнослужителей. Количество монастырей в стране значительно сократилось, более того, реорганизована их деятельность.

В ходе реформирования церкви в России стали широко распространяться позиции традиционных конфессий (ислам, католицизм), но главной из них считалось православие. Следовательно, мусульмане-землевладельцы не имели права владеть православными крестьянами.

Причины

Причина первая. Отношение Русской Православной Церкви к Петру Великому, к его деятельности было однозначным: антипатия. Эта неприязнь была особенно открытой среди последнего патриарха Русской православной церкви Адриана (он был патриархом с 1690 по 1700 год).

Православные старцы воспринимали Петра не более чем как антихриста, совершенно не считающего православные традиции и обычаи. Как это было выражено, я думаю, вы знаете: царь ни во что не ставил свою законную жену Авдотью Лопухину и сделал сильный и ведущий поворот на сторону. И не забудем колокола на пушках после разгрома Нарвы во время Северной войны 1700 года

Вторая причина заключалась в том, что в противостоянии светской и церковной власти нужно было поставить большую точку. При Алексее Михайловиче она закончилась низложением патриарха Никона в 1666 году. И только: новые патриархи по отношению к царям были не такими горячими, как.

Экономической основой независимости церкви были ее владения, в которых крестьяне жили и платили пошлины, в пользу кого догадайтесь сами. Мы также должны были что-то делать с этим.

Следовательно, необходимо было превратить церковь в инструмент послушного правления.

Главные цели реформ

Петр 1 ставил перед собой сразу несколько задач. Во-первых, стоило разобраться с неконтролируемым духовенством, которое могло представлять угрозу правителю. Во-вторых, ресурсы церкви нужно было направить на более адекватные нужды, такие как вербовка крестьян в армию. В-третьих, уменьшение количества монастырей — незначительных построек, не приносящих практической пользы. Другой причиной была борьба с бедняками, которые вместо того, чтобы работать и осваивать торговлю, просили милостыню на улицах городов и деревень. Конечно, они были сильно поддержаны церковью, но это было очень невыгодно государству.

Суть, содержание и этапы

Смерть патриарха Адриана развела руки императора и начала уменьшать привилегии церкви. Все началось с попыток помешать избранию нового патриарха. Одновременно с этим царь Петр создал монашеский орден, в ведение которого были переданы земли монастырей и имущество епископов. Следующим шагом стало издание одновременно нескольких указов, сильно ослабивших черное духовенство. Так началась борьба с местным инакомыслием, предотвращающая создание всевозможных ересей и реформ (которые имели место в Европе).

Монахам было запрещено владеть какой-либо землей, а монахинями могли стать только женщины старше сорока лет. Все благотворительные организации, кроме хосписов, были объявлены запрещенными: так самодержец боролся с попрошайничеством.

Но эти преобразования не устроили короля. Вскоре патриархат был распущен, его место занял Синод — новый коллегиальный орган, управляемый самим Петром. Чтобы предотвратить оппозицию в синоде, в 1722 году была создана должность обер-прокурора для наблюдения за его деятельностью.

Многие монастыри и хосписы были распущены, потому что в них не было необходимости. По словам короля, ощутимой пользы они не принесли. Также введен запрет на строительство подобных сооружений.

Таблица “Суть проводимых реформ”

Разработки Год Цели Содержание
Назначение «хранителя и суперинтенданта Патриаршего престола» 1700 Заменить избрание Патриарха Церковью имперским назначением Петр лично назначает нового Патриарха
Секуляризация крестьян и земель 1701 Устранение финансовой автономии церкви Крестьяне и земли церкви были переданы в ведение государства.
Монашеские запреты 1701 Уменьшите количество клериков Нельзя строить новые монастыри и проводить перепись монахов
Контроль Сената над церковью 1711 Ограничить административную свободу Церкви Создание Сената и передача ему церковных дел
Указ об ограничении числа священнослужителей 1716 Повышение эффективности распределения человеческих ресурсов Служители закреплены за конкретным приходом, странствовать запрещено
Подготовительный этап к упразднению Патриархата 1717-1720 гг Получите полную власть в империи Разработка проекта создания Духовного колледжа

25 января 1721 года — дата окончательной победы императора над патриархом, когда патриархат был упразднен.

Генеральный прокурор Ягужинский
Рис. 2. Генеральный прокурор Ягужинский.

Актуальность темы была не только при Петре, но и при большевиках, когда была упразднена не только церковная власть, но и само устройство и организация Церкви.

Строительство 12 колледжей
Рис. 3. Строительство 12 колледжей.

Духовная коллегия имела и другое название — Правительственный Синод. На должность обер-прокурора Синода был назначен светский чиновник, а не священнослужитель.

Следовательно, реформа церкви Петра Великого имела свои плюсы и минусы. Таким образом, Петр обнаружил возможность вести страну к европеизации, но в тех случаях, когда этой властью начали злоупотреблять, Россия могла оказаться в деспотическом режиме в руках другого человека. Однако последствия — уменьшение роли церкви в жизни общества, уменьшение ее финансовой независимости и количества слуг Господних.

Постепенно вокруг Петербурга стали концентрироваться все учреждения, в том числе церковные. За деятельностью Синода следили налоговые службы.

Церковные школы также были введены Петром. Согласно его плану, каждый епископ был обязан иметь школу для детей дома или дома и давать начальное образование.

Ход реформы

В 1700 году патриарх Адриано умер, и новый патриарх не был избран, потому что Петр пригрозил расправиться с церковными иерархами, если они не подчинятся ему. Вместо патриарха местоблюстителем патриаршего престола Рязани и Мурома был назначен митрополит Стефан Яворский, человек возраста, а потому разумный и послушный. Получается, что с этой даты РПЦ начала терять свою истинную независимость по отношению к светской власти.

В 1718 году о церкви вспомнили и основали Духовное училище — светский руководящий орган церкви, не особо выделявшийся на фоне других училищ. В то же время Феофану Прокоповичу, выдающемуся идеологу и вождю петровского времени, было поручено составить некий свод церковных уставов, который получил название «Духовный устав».

Реформа церкви Петра 1: причины, ход событий, итоги
В 1721 году, в год провозглашения России империей, Духовное училище было преобразовано в Синод во главе с обер-прокурором. Феофан Прокопович стал первым обер-прокурором.

С 1701 года церковные земли формально находились в ведении государства, прибыль с них выплачивалось государством церкви. Но потом они все же были переданы синодальному управлению. Только в 1764 году Екатерина II провела масштабную секуляризацию церковных земель, которые стали государственными, а монашеские крестьяне — хозяйственными.

Писания предопределили церковный раскол в России

Патриарх Никон, поддерживая его реформу, сказал, что церковные тексты в России содержат много опечаток, которые необходимо устранить. Было сказано, что для понимания первоначального значения религии необходимо обратиться к греческим источникам. На самом деле, это было не совсем так…

В X веке, когда Россия приняла христианство, в Греции было 2 статута:

  • Учиться. Главная визитная карточка христианской церкви. Долгие годы он считался главным в Греческой церкви, поэтому именно статутное учение пришло в Россию. Русская Церковь на протяжении 7 веков руководствуется этим уставом во всех религиозных вопросах.
  • Иерусалим. Единство всех религий и общность их интересов более современна, прямолинейна. Газета, начиная с XII века, стала основной в Греции, а также стала основной в других христианских странах.

раскол церкви

Показателен процесс переписывания русских текстов. Планировалось взять греческие источники и на их основе согласовать религиозные писания. Для этого в 1653 году Арсений Суханов был отправлен в Грецию. Экспедиция длилась почти два года. Он прибыл в Москву 22 февраля 1655 года. Он привез с собой 7 рукописей. Фактически это было нарушением церковного совета 1653-55 гг. Тогда большинство священников высказались за поддержку реформы Никона только на том основании, что переписывание текстов должно происходить исключительно на основе греческих рукописных источников.

Арсений Суханов привел всего семь источников, что сделало невозможным переписывание текстов на основе первоисточников. Следующий шаг патриарха Никона был настолько циничным, что привел к массовым беспорядкам. Патриарх Московский заявил, что при отсутствии рукописных источников переписывание русских текстов будет осуществляться по современным греческим и римским книгам. В то время все эти книги печатались в Париже (католическое государство).

Древняя религия

Долгое время реформы Патриарха Никона оправдывались тем, что он просвещал Православную Церковь. Как правило, за такими формулировками ничего не стоит, так как подавляющему большинству людей сложно понять, в чем принципиальная разница между православными и просвещенными верованиями. Какая разница на самом деле? Для начала разберемся с терминологией и определим значение термина «православный».

Православный (православный) происходит от греческого языка и означает: orthos — правильный, doha — мнение. Получается, что православный человек в прямом смысле этого слова — это человек с правильным мнением.

переписывание древних текстов

Здесь правильное мнение не означает современный смысл (когда так называют людей, которые все делают во благо государства). Так называли людей, которые веками несли древнюю науку и древние знания. Еврейская школа — яркий тому пример. Всем прекрасно известно, что сегодня есть евреи и есть ортодоксальные евреи. Они верят в одно и то же, у них общая религия, общие мнения, убеждения. Разница в том, что ортодоксальные евреи передали свою истинную веру в ее древнем истинном значении. И все это признают.

С этой точки зрения гораздо проще оценить действия Никоновского Патриарха. Его попытки разрушить Православную Церковь, что он планировал сделать и что он успешно сделал, заключаются в разрушении древней религии. И в принципе было сделано:

  • Переписаны все древние религиозные тексты. Со старыми книгами обряд не проводили, как правило, их уничтожали. Этот процесс пережил сам патриарх на долгие годы. Например, показательны сибирские легенды, согласно которым при Петре 1 было сожжено огромное количество православной литературы. После сгорания с костров было снято более 650 кг медных креплений!
  • Иконы были переписаны согласно новым религиозным требованиям и согласно реформе.
  • Принципы религии меняются, иногда даже без необходимого обоснования. Например, идея Nikon о том, что процессия должна идти против часовой стрелки, против движения солнца, абсолютно непонятна. Это вызвало большое недовольство, поскольку люди стали рассматривать новую религию как религию тьмы.
  • Подмена понятий. Впервые появился термин «Православие». До 17 века этот термин не использовался, но использовались такие понятия, как «верный», «истинная вера», «непорочная вера», «христианская вера», «вера Божья». Разные термины, но только не «Православие».

Поэтому можно сказать, что православная религия максимально приближена к древним постулатам. Вот почему любая попытка радикально изменить эти взгляды приводит к массовому негодованию, а также к тому, что сейчас принято называть ересью. Это была ересь, которую многие называли реформами патриарха Никона в 17 веке. Вот почему в церкви произошел раскол, поскольку «ортодоксальные» священники и монахи называли происходящее ересью и видели, насколько фундаментальным было различие между старой и новой религией.

Включение Церкви в государственную систему

Как известно, Петр старался регулировать и унифицировать все, что касалось, в частности, государственной административной системы, в которую должна была входить церковь.

В 1711 году был учрежден Сенат, в функции которого входили:

  • административный менеджмент;
  • законодательная деятельность;
  • высшая судебная власть.

Более того, Сенат изначально обладал высшей духовной властью. В 1711 году хранителю патриаршего престола было запрещено назначать епископа без разрешения сената. Сенат начинает самостоятельно строить церкви, отправляет в монастыри настоятелей и настоятельниц.

При создании коллегиальной системы внимание уделялось Церкви. В 1721 году было основано Духовное училище, которое вскоре получило новое название: «Святейший правительственный синод». Этот орган стал высшим руководящим учреждением церкви. Впоследствии было издано Положение о Духовной коллегии, согласно которому был определен состав Священного Синода:

  • двенадцать «людей у ​​власти», включая трех епископов;
  • один президент, два вице-президента, четыре члена совета и пять олдерменов (как в гражданских колледжах).

Митрополит Стефан стал председателем Синода, но в действительности не имел никакого влияния на бизнес; Феодосий, архиепископ Новгородский, стал вице-президентом.

По своей структуре Синод был похож на коллегию. Для наблюдения за его деятельностью назначен главный прокурор. Кроме того, была создана духовная налоговая служба.

Итак, в результате петровских реформ институт церкви и духовенства претерпевает значительные изменения. Во-первых, духовенство стало тем же классом, что и другие, со своими правами и обязанностями. Монастыри потеряли многие из своих привилегий и удобств, поскольку часть их земель была отнята у них и присоединена к монастырям. Вся церковная иерархия подчинена государству, которое объединяет эту систему. Церковь официально является частью государственного аппарата: Синод — лучший тому пример. Создание Синода по подобию институтов гражданского государства продемонстрировало политику петровского времени: подчинение государству и введение церкви в жесткие рамки. Петр I был одним из первых русских правителей, проводивших политику секуляризации церкви. Впоследствии это будет активно поддерживать Екатерина II, которая заберет у церкви все земли.

Духовный регламент 1721 года

Устав был основан на «Книге сего Духовного училища, описании и рассуждениях, содержащих…» (1718-1720), составленной архиепископом Феофаном Прокоповичем. После составления и дополнения царя постановление было заслушано на заседании Сената в присутствии епископов столицы. Потом его подписал Петр. Впоследствии документ подписали 87 представителей духовенства в других крупных городах Российской империи. Судя по всему, никто из них не знал его подробно и поэтому не мог сформировать к нему собственное отношение.

История подготовки и создания

Спустя долгое время после восшествия на престол Петр I ограничился полумерами в отношении реорганизации церкви. И только в 1718 году император поручил Феофану Прокоповичу разработать проект Духовного училища. Правитель считал, что реформы государственного и церковного управления имеют одинаковое значение для империи и должны проводиться совместно.

И чем больше государственного контроля в церковных делах, тем лучше.

Эта директива была озвучена разработчикам устава Духовной коллегии.

В целом царь считал очевидным, что необходимо ввести коллегиальное управление церковью и подчинить его царской воле. Петр I знал, что такая позиция вызовет ожесточенное сопротивление со стороны духовенства, поэтому законопроект был официально одобрен духовными иерархами. Положение было утверждено царским указом от 25 января 1721 года и опубликовано в окончательной редакции 16 сентября того же года.

Цель документа

Издание «Духовного устава» поддержало политику царя, определенную как «исправление духовного ранга». Это означало искоренение системы правления с помощью патриархальной власти, устранение самой возможности для священников выступать в качестве противников царя. Это, несомненно, ослабило влияние духовенства на российское общество.

Идея верховенства светской власти в религиозных делах созрела под влиянием протестантских теорий, которые в то время считались прогрессивными. Кроме того, архиепископ Феофан активно использовал тезисы «естественного права» и юридические концепции «полицейских государств». Вера постепенно теряла самостоятельное место в обществе.

Таким образом, царь получил все основания объявить себя единственным хранителем веры и постепенно подчинить себе духовенство. В этом контексте вера и священство рассматривались как инструменты для осуществления контроля над предметами.

Основные положения

Хартия разделена на три части. В первой части содержатся положения, объясняющие преимущества коллегиального управления православной паствой перед индивидуальным управлением. Короче говоря, «соборное» правительство должно было спасти государство от восстаний и волнений, которые могли быть спровоцированы властью сановника. Также говорят, что единственный правитель церкви уподобляется самодержцу. Синод, в свою очередь, сравнивают с советами духовенства прошлого. Однако авторам документа не удалось найти убедительных аргументов в пользу отмены института патриархата в России.

Вторая часть определила круг ведения членов Синода, которые связаны с проблемами церкви. В частности, предлагалось активно искоренять суеверия и тщательно отбирать духовную литературу для распространения. Это означало введение цензуры духовных текстов. Кроме того, были упрощены правила церковных служб.

А для просвещения простых людей пришлось составить три книги:

  • с основными христианскими догмами и десятью заповедями;
  • с объявлением должностей и степеней;
  • с выдержками из житий святых о грехе, добродетели и т д

Книги должны были распространяться и читаться по воскресеньям и в праздничные дни в церквях.

В состав Синода входили двенадцать представителей церковной элиты того времени. Президент был у власти, но его власть была в основном номинальной. Все епископы, входившие в состав, имели равное право голоса, и каждый из них мог быть подвергнут синодальному суду. То есть этот орган не был разоблачен патриархальной властью: действуя от имени царя, он выполнял его указы и приказы во всех религиозных сферах. Интересно, что присяга священнослужителей мало чем отличалась от присяги, принятой военными и правительственными чиновниками. В соответствии с присягой иерархи должны были выполнять роль послушных рабов и подданных царя, а также служить укреплению власти монарха.

Король стал «верховным судом» в вопросах религии и веры. Эта форма присяги длилась около 180 лет. Его отменили только в 1901 году.

Кроме того, были сформулированы обязанности православных епископов. Должно быть, они хорошо знали правила Вселенских и Поместных соборов. Дважды в год им было поручено инспектировать свою епархию и внимательно следить за поведением членов ее духовенства. Епископ в своей епархии совершал духовный суд, анафема объявлялась только с разрешения Синода.

Синодальный суд был высшей инстанцией, куда также направлялись жалобы на епископов. Дважды в год епископ отправлял в Синод отчеты, в которых содержалась подробная информация о положении дел в епархии. Некоторые пункты постановления запрещали оказание чрезмерных почестей епископам, а их служители подвергались резкой критике.

Во второй части также рассказывается о создании духовных школ. Особую озабоченность разработчиков вызывал вопрос подбора преподавательского состава. Школы должны были быть учреждениями монастырского типа с соответствующими правилами.

Учебный курс был разделен на восемь занятий и изучение следующих предметов:

  • латинский
  • греческий;
  • еврейский;
  • церковнославянский;
  • география;
  • богословие;
  • рассказы и так далее

По окончании учебы выпускники становились священниками или постриглись в монахи. Также было сказано, что проповедовать могут только те, кто получил образование в духовной школе.

Третья часть документа содержала информацию о мирянах и их отличиях от духовенства. Им было сказано участвовать в причастии не реже одного раза в год. Помещикам запрещалось строить домашние церкви, они должны были быть со своими «братьями» и посещать приходские церкви. Кроме того, необходимо было бороться со старообрядцами и всячески способствовать их идентификации.

Положения третьей части также содержат подробное описание функций и обязанностей синодальных должностных лиц. Например, они изучали эссе духовного содержания перед публикацией, проверяли кандидатов на епископские должности, проверяли использование приходских товаров и боролись с жадностью священников, требовавших оплаты за выполнение религиозных предписаний.

Документ предусматривал, что епископы могут вносить дополнения с согласия государя.

Первоначальная версия постановления содержала очень мало информации об учреждении монашества и синодальных должностных лицах, после того как было составлено соответствующее приложение и опубликовано без ведома царя. Впоследствии эти дополнения к каноническому тексту были переработаны и опубликованы Петром. В основном они говорили об отношениях между светскими и духовными властями, о правилах пострига монахов и рукоположения священников, о предостережениях духовенства от всевозможных злодеяний, пьянства, ссор. Кроме того, раздел содержал подробную информацию о порядке совершения покаяния.

Историческое значение

По мнению современных исследователей, внедрение этого документа привело к ряду существенных изменений во взаимоотношениях Русской Православной Церкви и государства.

Это включает:

  1. Введение жесткого контроля над духовенством.
  2. Превращение церковной власти в подобие светской власти: церковь, по сути, строится в государственном аппарате.
  3. Становление Священного Синода как государственного учреждения.
  4. Постепенное ослабление связи духовенства и православной паствы.

Но нельзя сказать, что этот период подарил миру много святых, живших поистине духовной жизнью: Серафима Саровского, оптинских старцев, святителя Игнатия (Брянчанинова).

 

Оцените статью
Блог про Петра Первого