Учреждение Петром I Правительствующего Сената вместо Боярской Думы

Появление нового аппарата управления

Великая Северная война и продолжающиеся путешествия по Европе поставили Петра перед острой необходимостью в умных и надежных людях, которые могли бы заменить его во время длительного отсутствия на престоле. В 1711 году он создал единый орган государственной власти, наделенный законодательной, исполнительной и судебной властью, — правительственный сенат. В состав Сената вошли девять знатных и авторитетных людей, которым император полностью доверял: граф Мусин-Пушкин, князь Волконский, князь Голицын, князь Долгорукий, начальник Самаринской мундирной канцелярии и другие приближенные — Племянников, Стрешнев, Мельницкий и генерал Апухтин.

Русский Сенат у власти в 1711 году - Санкт-Петербург
Русский Сенат у власти в 1711 году — Санкт-Петербург

Поначалу правящий сенат находился на временной основе, однако идея настолько понравилась императору, что государственный орган стал функционировать на постоянной основе. Историки не находят подтверждения тому, что какой-либо европейский институт основан на принципе своей работы. О том, что правящий Сенат появился в России стихийно, без предварительной подготовки, а также об отсутствии европейских аналогов в этот период говорят о единственном государственном аппарате, созданном Петром. Однако император часто путешествовал по чужим землям, что повлияло на его мировоззрение, давая идеи для обновления империи.

История учреждения сената в России в 1711 году

Сенат — это государственное учреждение, исторически выполнявшее разные функции в разных странах. Правящий Сенат в России, учрежденный 22 февраля 1711 года Петром I — ведущим реформатором, государственным деятелем, при котором Россия вступила в новую фазу развития, был «высшим местом, на котором все места и институты Империи в гражданской порядок судебного, административного и исполнительного производства, за исключением тех, кто исключен из этой зависимости специальным законом».


Правительственный дворец Сената

Этапы развития. При Петре Великом

 

Основателем Правящего Сената является Петр I. Из-за его постоянных путешествий, вызванных активной деятельностью царя-реформатора, он был вынужден адаптировать работу государственной машины таким образом, чтобы она функционировала даже в периоды его долгой жизни отсутствие.

Эта причина послужила толчком к появлению Правительственного Сената. Дата его тренировки — 19.02.1711. Разделения властей в то время не существовало, так как это абсолютная монархия, поэтому орган, сменивший отсутствующего царя, был «каждый третий». Он объединил сразу три ветви власти: писал законы, следил за их исполнением и наказывал.

История создания Правительствующего Сената при Петре I

Создание Сената в основном связано с желанием Петра I управлять государством в одиночку (форма абсолютистской монархии) с помощью лично лояльных людей на ключевых постах. Подготовка к созданию Сената началась в 1701 году, когда функции Думы Боярдо, как руководящего органа высшей власти, начал выполнять «Совет министров» — встреча глав наиболее значимых правительственные ведомства (многие из которых не были боярами). Именно на основе этого «Собора» Петр I избирал людей для заседаний Сената, учрежденного 5 марта 1711 года

Состав сената при Петре I

Первоначальный состав Сената состоял из девяти человек: боярин Т. Н. Стрешнев, князь П. А. Голицын, граф И. А. Мусин-Пушкин, князь М. В. Долгоруков, князь Г. И. Волконский, генерал-кригсальмейстер М. М. Самарин, князь Г. А. Племянников, генерал-квартирмейстер. В.А. Апухтин. Н.П. Мельницкий. Роль главного секретаря исполнил А. Щукин.

Также для дополнительного контроля была создана должность налоговиков, которые контролировали деятельность чиновников. При сенате существовал обер-фискальный (вскоре после фискального) с четырьмя помощниками, провинциальный фискальный с тремя помощниками на каждую провинцию, один или два муниципальных притока располагались в городах, в зависимости от населения.


Структура Сената при Петре I

Дальнейшие преобразования центральных органов управления коснулись системы исполнительных органов: в 1718-1722 годах устаревшая система управления была заменена коллегиальной, а сами коллегии избавили Сенат от рассмотрения второстепенных вопросов. Первоначально президенты всех колледжей были членами Сената, но позже это было признано неэффективным, и в Сенате остались только президенты Адмиралтейства, Армии и Коллегии иностранных дел.

12 января 1722 года была учреждена прокуратура как система надзора за всеми местными и центральными органами власти и судами (включая Сенат). Во главе прокуратуры генеральный прокурор выполнял функции главы канцелярии Сената и курировал работу Сената. В качестве помощника генерального прокурора в Сенате был главным прокурором.

Основные функции

интересно, что правящий Сенат, созданный при Петре I, не имел никакого отношения к появившимся в то время за рубежом государственным органам, являясь институтом, полностью адаптированным к российским особенностям и реалиям тех лет. Степень власти этого формирования соответствовала царю, и сам Петр в своем письменном обращении подчеркивал недопустимость неповиновения решениям, принятым органом.

В свою очередь, на государственное учреждение были возложены не менее жесткие обязательства. Таким образом, в перечень функций Сената при Петре I вошли:

  • Полный контроль над всеми государственными доходами и расходами, включая налоговый учет, а также управление арендой и торговлей.
  • Выполнение всех судебных функций на высшем уровне.
  • Установите прочные дипломатические и союзнические отношения с другими государствами и, прежде всего, с соседними странами.
  • Контроль всех органов управления и их должностных лиц, независимо от уровня, а также проверка качества их работы.
    Сенат при Петре I - история создания, функции и роль верховной власти в Российской Империи

Кроме того, Сенат оставил за собой право назначать сотрудников во всех государственных учреждениях, а также осуществлять полный контроль над этой областью.

следует отметить, что в первые годы руководящий орган не классифицировал дела на судебные, законодательные и административные дела, поскольку каждая просьба, даже самая незначительная, поступала от имени императора, фактически, без наделения четко определенных полномочий сенаторам. Стало очевидно, что новой формации нужна трансформация, которая не заставила себя долго ждать.

Деятельность и интересные факты

Вопреки распространенному мнению, Сенат не был серьезно ограничен в принятии и реализации даже самых сложных и непопулярных решений. Другое дело, что вельможи должны были действовать согласно своего рода инструкции, каждый раз оставляемой Петром при выезде за границу, о чем свидетельствуют соответствующие документы, дошедшие до наших дней.

После их детального изучения историкам удалось восстановить общую картину развития государственного органа и происходящих в нем преобразований. Ключевые моменты, освещающие события, происходившие в высших бюрократических кругах того времени:
Сенат при Петре I - история создания, функции и роль верховной власти в Российской Империи

  • В своем указе от 13 марта 1711 года царь указал, что в случае принятия несправедливого решения Сенат будет перед ним подотчетен, поскольку приоритетом является не только сильный и мощный в его исполнении, но и справедливый государственный орган, который будет управлять вера справедливость и контроль.
  • Большое значение имели не только полномочия, которыми был наделен Сенат, но также органы и системы, которые составляли с ним единое целое. И в первую очередь под это определение подходят так называемые земские комиссары, руководившие русскими округами. В то время каждая провинция должна была послать по две из этих глав для запроса и принятия суверенных указов и их дальнейшего выполнения на местах.
  • Возникновение губерний также связано с земскими комиссарами, и Петр уделил этому вопросу пристальное внимание, посылая доверенных лиц для наведения порядка в этих формированиях и передав местностям значительную часть важных дел, в первую очередь все, удобно для армии.
  • Первые серьезные реформы произошли в процессе создания коллегий, фактически заменивших земский комиссариат.
  • В полномочия Сената входило назначение офицеров и контроль над лицами, скрывающимися от обязательной службы. Все эти данные строго фиксировались, для чего также было необходимо создать такой вспомогательный орган, как взламываемая канцелярия, которая заменила разгрузочный стол и впоследствии была упразднена в пользу создания герольда.
  • Буквально налоговая позиция была введена для «тайного слежения за всеми делами», и это событие произошло уже 16 марта 1711 года, через полторы недели после создания Сената.
  • Глава фискальной службы носил титул обер-фискального, в то время как в населенных пунктах (в провинции) тот, кто занимал эту должность, назывался провинциальным фискальным. В последнем случае к родителю были приставлены еще три помощника. Несмотря на достаточно высокий уровень коррупции в контролирующем органе, в целом он сыграл одну из ключевых ролей в наведении порядка не только в крупных городах России, но и в провинции, взломав ряд мошеннических схем.

После окончания Северной войны Петр стал гораздо реже покидать Россию и ее столицу, но это обстоятельство не стало поводом для упразднения Сената.

Несмотря на то, что в 1718 году царь пытался создать институт коллегий по шведскому образцу, важность ранее созданного органа, в рамках которого решались важнейшие административные, судебные и законодательные вопросы, не вызывала ни малейшего сомнения в высшие бюрократические круги.

Послевоенные события и упразднение

Ликвидация коллегий, произошедшая в 1720 году, только укрепила позиции Сената. И особое место в этом органе почти всегда занимало учреждение прокуратуры, созданной государственными деятелями в 1722 году, после чего была определена ее структура. Примерно в то же время между представителями высшего ранга усилились распри, что вынудило Петра искать человека, который мог бы контролировать заседания Сената и обеспечивать надлежащий порядок во время их проведения.
Сенат при Петре I - история создания, функции и роль верховной власти в Российской Империи

Как показала практика, главный секретарь Анисим Щукин, доминировавший над сенаторами, не справился с задачей, поэтому сразу после его смерти эта роль была возложена на дежурных гвардейцев. Со временем Петр стал уделять гораздо больше внимания внутренним делам Империи, особенно вопросам ее законодательства, в отношении чего значение Сената резко снизилось.

Так, уже в 1721 году царь приказал сенаторам не принимать ни одного решения без его личной подписи, чему предшествовало подробное ознакомление с делом. Удивительно, но несколькими годами ранее был повторно принят закон, согласно которому никто не имел права жаловаться правителю Сената, несмотря на то, что неповиновение в этом вопросе каралось смертью.

Постоянные изменения происходили и с местонахождением государственного органа, который неоднократно переезжал из Москвы в Санкт-Петербург и наоборот, несмотря на то, что с 1714 года постоянно находился в северной Пальмире. Что касается окончательной ликвидации Сената, то она произошла только во время Октябрьской революции 1917 года.

Тайная слежка

Фасад здания Сената

Формирование новой структуры управления продиктовало необходимость создания новых должностей. В марте 1711 г была учреждена новая должность: фискальная. В его обязанности входило:

  • «тайно наблюдать» за всеми делами.
  • Узнайте о различных преступлениях.
  • Разоблачать в суде взятки, хищения и другие «молчаливые деяния».

Также был учрежден пост обер-фискала, находящийся в ведении Сената. Позже он стал выглядеть как налоговый генерал. У него было четыре помощника. В каждой из провинций существовал провинциальный налог, к которому приставлялись три помощника. И в каждом городе, в зависимости от его размера, есть один или два полицейских.

Существование таких тайных информаторов в госуправлении не обходилось без череды злоупотреблений и сведения счетов. Более того, до 1714 года не было санкций даже за ложный донос. С другой стороны, финансовому институту нельзя отрицать определенное положительное влияние на структуру заказов в местных учреждениях.

Система прокурорского надзора

Статуя на фасаде здания Сената

Первоначально глава правящего Сената был главным секретарем. Петр I был вынужден назвать его из-за конфликта, который постоянно наблюдался на собраниях. В 1720 году А. Щукин оказался непригодным для выполнения подобных задач. После смерти Щукина в 1721 г офицерам гвардейского штаба было приказано поддерживать порядок на собраниях, которые менялись каждый месяц.

В 1722 году на смену офицерам пришла государственная прокуратура, которая не только курировала Сенат, но и была системой контроля над другими учреждениями — центральными и местными — которые выполняли административные и судебные функции.

Во главе этой системы стоял генеральный прокурор. Одновременно он был главой Канцелярии Сената и руководил этим органом. И не только с точки зрения порядка на заседаниях, но и с точки зрения законности его решений.

У генпрокурора был помощник — главный прокурор. Создание офиса генерального прокурора сыграло двоякую роль в развитии Сената. С одной стороны, его наблюдение помогло навести порядок в разбирательстве. С другой стороны, независимость этого органа значительно снизилась.

Связь с местным управлением

Огромная территория России всегда нуждалась в разветвленной и эффективной системе управления. Петр I также обратил особое внимание на эту проблему. Именно при нем произошло разделение государства на провинции, а также постепенная замена устаревших органов управления — приказов — коллегиями.

Сигналом к ​​их формированию стало учреждение Сената. Все президенты вновь созданных колледжей стали членами. Таким образом, мы увидели прямую связь Сената с регионами.

Метаморфозы

Анна Иоанновна

После смерти Петра Великого функции Правящего Сената претерпели серьезные изменения в сторону их сокращения. Альтернативный орган был образован при Екатерине I и Петре II — Высший частный совет. Ее членами стали фавориты императрицы.

Этот совет, шаг за шагом, натягивал на себя одеяло, принимая на себя полномочия Сената. Со временем Сенат практически полностью утратил свои права и занялся анализом мелких дел. Однако при Анне Иоанновне Частный совет был упразднен ею, а Сенат вернулся в прежнее состояние.

Но во время правления императрицы Анны возникло другое учреждение: Кабинет, который становится своеобразной печатью между Сенатом и монархом. Со временем это негативно отразилось на работе Сената. После упразднения кабинета Елизаветой Петровной последняя своим указом восстановила статус-кво.

Сенат при Екатерине II и Павле I

После вступления на престол императрицы Екатерины II Сенат снова становится высшим учреждением в империи, так как совет перестает функционировать. Однако роль Сената в общей системе правления существенно меняется: Екатерина значительно покинула его из-за недоверия, с которым она относилась к тогдашнему Сенату, проникнутому традициями елизаветинского времени. В 1763 г. Сенат был разделен на 6 отделов: 4 в Петербурге и 2 в Москве. I отдел отвечал за внутренние и политические дела государства, II — судебные, III — дела в губерниях, находившихся в особом положении (Малороссия, Ливония, Эстония, Выборгская губерния, Нарва), IV — военное и морское дело. Из московских ведомств V отвечал за административные дела, VI — за судебные. Все кафедры были признаны за равную силу и достоинство. Как правило, все вопросы решались в отделах (единогласно) и только при несогласии передавались на общее собрание. Это положение очень сильно повлияло на политическое значение Сената: его указы стали исходить не от собрания всех самых достойных людей в государстве, а только от 3-4 человек, с которыми было гораздо легче иметь дело. Генеральный прокурор и главные прокуроры получили гораздо большее влияние на решение дел в Сенате (каждый департамент, кроме I, имел своего главного прокурора с 1763 года; в департаменте I эта должность была учреждена в 1771 году, и до тех пор его обязанности выполнялись. Генеральным прокурором). С коммерческой точки зрения разделение Сената на департаменты было чрезвычайно выгодным, в значительной степени устранив невероятную медлительность, характерную для администрации Сената. Еще более чувствительный и осязаемый ущерб значимости Сената был нанесен тем фактом, что мало-помалу из него удалялись дела, имеющие реальное общенациональное значение, и только судебная и обычная административная деятельность оставалась в пределах его квоты. Исключение Сената из законодательства было более заметным. Раньше Сенат был нормальным законодательным органом; в подавляющем большинстве случаев он также выступал с инициативой принятия законодательных мер. При Екатерине, помимо Сената, развивались все крупнейшие (учреждение губерний, благодарственные письма дворянству и городам и т.д.); их инициатива принадлежит самой императрице, а не Сенату. Даже от участия в работе комиссии 1767 г. Сенат был полностью отстранен; ему дали только как коллегия и канцелярия, чтобы избрать депутата комиссии. Сенату при Екатерине оставалось заполнить небольшие пробелы в законах, не имевших политического значения, и по большей части Сенат представлял свои гипотезы на одобрение верховной власти. Екатерина, по-видимому, очень мало верила в таланты тех, кто заседал в тогдашнем Сенате, полностью понимала полную зависимость Сената от его канцелярии и его неспособность, учитывая неудобные формы ее офисной работы, к энергичной работе. К моменту вступления на престол Екатерина обнаружила, что Сенат довел многие части правительства до невозможного беспорядка; необходимо было принять самые решительные меры по его устранению, а Сенат оказался для этого совершенно непригодным. Поэтому дела, которым императрица придавала наибольшее значение, она доверяла людям, пользовавшимся ее доверием, в первую очередь Генеральному прокурору князю Вяземскому, благодаря чему значение Генерального прокурора возросло до небывалого уровня. Фактически он был, так сказать, министром финансов, юстиции, внутренних дел и контролером государства. Во второй половине правления Екатерины он начал передавать дела другим людям, многие из которых конкурировали с князем. Вяземского по степени влияния на бизнес. Появились целые ведомства, руководители которых напрямую, минуя Сенат, подчинялись императрице, в результате чего эти ведомства стали полностью независимыми от Сената. Иногда они носили характер личных поручений, определяемых отношением Екатерины к тому или иному человеку и степенью оказанного ему доверия; После смерти Баура, который был как бы министром путей сообщения, его дела были распределены между адмиралом Грейгом, фельдмаршалом Чернышевым и князем. Вяземский. Почтовое управление было поручено Вяземскому, затем Шувалову, затем Безбородко. Серьезным ударом по Сенату стало также новое удаление военного и военно-морского училища из-под его юрисдикции, при этом военное училище полностью изолировано в области судебного и финансового управления. Подорвав общее значение Сената, это положение оказало особенно серьезное влияние на его департаменты III и IV. Ценность Сената и расширение его власти также сильно пострадали с учреждением провинций (1775 и 1780 гг.). Немало дел было передано из колледжей в провинциальные органы власти, а колледжи, с которыми Сенат разработал уже известный modus vivendi, постепенно закрывались. Сенат должен был вступить в прямые отношения с новыми провинциальными учреждениями, которые ни формально, ни духовно не были согласованы с учреждением Сената. Катерина это прекрасно понимала и несколько раз разрабатывала планы реформы Сената (сохранились проекты 1775, 1788 и 1794 годов), но они не были реализованы. Несогласованность институтов Сената и провинций приводила, во-первых, к тому, что вопросы большей важности всегда могли быть переданы императрице губернатором или непосредственно генерал-губернатором, а также Сенатом, а во-вторых, за то, что Сенат был подавлен по второстепенным административным вопросам, чем к нему 42 провинциальными советами и 42 казначейскими палатами. Геральдика учреждения, отвечающего за всю знать и назначение на все должности, относилась к месту, где хранились списки должностных лиц, назначенных губернаторами. Наименьший ущерб по сравнению с ценностью Сената был нанесен в зоне суда; по сравнению с предыдущими периодами правления, когда правительство Сената преобладало над судебным, даже казалось, что Сенат превратился в преимущественно судебную резиденцию. Формально высшей судебной инстанцией считался Сенат; и здесь, однако, его важность уменьшилась, во-первых, из-за беспрецедентного до сих пор влияния, которое главные прокуроры и генеральный прокурор оказали на решение дел, а во-вторых, из-за широкого приема жалоб от всех субъектов, а не только на департаментам, но также и общим собраниям Сената (эти жалобы были представлены рекетмастеру и переданы императрице). Хотя закон грозил наказать за неправильное обращение в Сенат, но, по словам Сперанского, за все это время был только один случай, когда тот же Сенат судил за это некоего Березина, который, подражая милосердию императрица, он попросил у нее прощения. Во время правления Павла Петровича, несмотря на все его несогласие с системой Екатерины, положение Сената среди государственных учреждений оставалось почти таким же, как у Екатерины. Образовывались новые департаменты, дела которых не входили в компетенцию Сената. Восстановление некоторых училищ, упраздненных при Екатерине, не повлекло за собой восстановления прежних отношений между ними и сенатом: они были переданы главным директорам, которые получили личный отчет от императора. Генеральный прокурор (князь Куракин, позже Обольянинов), сосредоточив на сегодняшний день беспрецедентное количество дел в своем офисе, использовал в этих делах почти автократическую власть. Его давление на Сенат еще больше усилилось. Сенат оставался в основном судейским местом, но и здесь он подвергся новым ограничениям: в случаях государственной собственности он перестал быть высшей инстанцией (1799 г.), эти дела могли разрешаться только личными указами. Все ограничения на право обжаловать решения департаментов и Генеральной ассамблеи Сената были отменены (1797 г.), поэтому жалобы стали подаваться практически во всех случаях. Это вызвало, несмотря на более решительные меры по ускорению работы Сената, тяжелое бремя для Сената судебными делами, которые в то время рассматривались всеми его ведомствами.

Сенат от царствования Александра I до конца XIX

Восстановить власть Правительственного Сената

Сенат лежит в пыли, серый, покрытый тьмой
Показывать! — Александр Риверс. Встал — да только с раком

Анонимная эпиграмма

Главный герой С., как и других центральных учреждений, окончательно обозначился при Александре Павловиче. Практически сразу после своего восшествия на престол император Александр приступил к реформированию С., осознавая необходимость положить конец унизительному положению, в котором оказался верховный институт империи. 5 июня 1801 г был издан личный указ, которым С был приглашен составить отчет о своих правах и обязанностях. Этот указ, в котором было ясно выражено намерение императора возвысить значение С., произвел сильное впечатление не только на С., но и на образованную публику в целом. В ответ на указ были представлены несколько проектов самого покорного отчета, написанного необычайно оживленно (граф Завадовский, Державин, Воронцов) и выражающих желание С вернуть тот смысл, который он использовал при Петре I и Елизавете. S принял проект гр. Завадовский. В момент его представления государю, как в «Неформальном комитете» (см.), Так и в недавно созданном Государственном совете (30 марта 1801 г.) было начато углубленное обсуждение реформ S. Итогом всех этих встреч стал личный указ 8 сентября. 1802 г о правах и обязанностях S. Этот указ является последним законодательным актом, который систематически определяет как организацию S, так и ее отношения с другими высшими учреждениями. Несмотря на указ от 8 сент. 1802 г явился результатом серьезного желания императора и его приближенных повысить значение С., он почти не внес ничего нового в свою организацию и в свои отношения с другими учреждениями: он восстановил только в своей памяти права св. Екатерина, забытая и эффективно уничтоженная Павлом, то есть св., Уже уменьшилась в своем первоначальном достоинстве. Единственными нововведениями были следующие правила: в случае протеста генерального прокурора против определения С дело сообщалось государю не только генеральным прокурором, но и во время депутации С.; сенату было разрешено, если он видел серьезный недостаток в действующих законах, представить его государю. Одновременно с указом о С был издан манифест об учреждении министерств, и было решено, что годовые отчеты министров должны представляться С для отчета государю. В силу ряда условий эти новые права, предоставленные S, никоим образом не могли повысить его значимость. Что касается своего состава, то С так и остался собранием отнюдь не первых сановников империи. Прямых отношений S с верховной властью не было, и это предопределило характер отношений S с Государственным советом, министрами и комитетом министров.

Участие Сената в законодательстве.

Уже декрет 1802 года не рассматривает Сенат как законодательный институт: законодательные дела были сосредоточены в государственном совете, учрежденном в 1801 году. Когда значение этого совета упало, законодательство перешло к окружению суверена и министров а с 1810 г. — во вновь организованные советы штатов. Исключенный из законодательства как законодательный орган, Сенат, тем не менее, сохранил определенное отношение к законодательству. Во-первых, S имеет право изначально предписывать законы: собрание S может составить законопроект и представить его на максимальное одобрение через министра юстиции и Государственный совет, а министр должен запросить у вышестоящего разрешения разрешение на представить проект в совет. Сенат, по сути, не пользуется этим правом, потому что в ходе своей деятельности и в соответствии с имеющимися в его распоряжении денежными и личными ресурсами он лишен возможности выполнять всю работу, необходимую для подготовки и развития любой сложной купюры. Правило, согласно которому Сенат не приступает к разрешению таких дел, для которых нет точного закона, но по каждому подобному случайному случаю составляет проект решения и представляет его государю в восемнадцатом веке и в Первая середина 19 века имела огромное значение для законодательства: таким образом было заполнено множество законодательных пробелов. Право S сообщать государю о неудобствах в действующих законах предоставлено S указом от 8 сентября. 1802 г был подвергнут строгим ограничениям на первую попытку С. Когда Сенат представил имп. Александр I, указ от 5 декабря. 1802 г об условиях службы унтер-офицеров из дворянства противоречит указу о свободе дворянства и письму об уступке дворянству, государь, приняв это замечание очень безжалостно, объяснил указом от 21 марта 1808 г., что исключения S были необоснованными и что право S предлагать исключения относится исключительно к существующим законам, не касаясь недавно принятых или подтвержденных. Право представительства с указанной оговоркой было включено в представительный институт С., но в государственной жизни России в то время оно не имело практического значения. Сенат должен получать решения общего присутствия провинциальных учреждений, которые имеют право, после получения нового закона, подчиняться его двусмысленности или неудобствам в его применении; но недоброжелательность, с которой Сенат отнесся к таким взглядам, привела к тому, что провинциальные места не пользовались этим правом с начала XIX века и существовали только на бумаге.

Участие Сената в делах управления.

В сфере административных дел в С наиболее тяжелые изменения произошли с 1802 года. В 1802 году, когда были учреждены министры, они были поставлены над коллегиями. Хотя в манифесте 1802 г об учреждении министерств вопрос об отношении С к министерствам оставался открытым в большинстве случаев, но поскольку отношение С к коллегиям уже было более или менее определено, изначально взаимоотношения между министрами и С, затруднений не вызвало. Когда было обнаружено, что сосуществование колледжей и министров приводит к серьезным неудобствам, и когда, как следствие этого, начиная с 1803 года, началось постепенное закрытие колледжей и их преобразование в департаменты министерств, отношения С стало совершенно неясным, и от этой безвестности выиграли все министры. Представление годовых отчетов министрами С фактически прекратилось; те дела, которые ранее относились к S, рассматриваются комитетом министров. В области административных дел компетенция комитета почти слилась с компетенцией С., настолько, что около 1810 г возникли многочисленные проекты как по подавлению административного отдела S с передачей его дел комитету (Сперанского проекта 1809 г.), либо об упразднении комитета с передачей его дела С. (Сперанский в 1810 и 1811 гг., Позже Трощинский). Эта последняя мысль лежит в основе нынешнего института министерств 25 июня 1811 г .: в нем не упоминается комитет министров, а функции, которые до сих пор выполнялись комитетом, а затем оставались неизменными, были переданы С сделано не состоится. Комитет министров не только не был упразднен, но получил новые чрезвычайные полномочия по случаю ухода государя с войны и ничего не даровал из прежних. Как только чрезвычайные полномочия комитета министров закончились, его общее значение, тем не менее, продолжало расти; в эпоху суверенитета Аракчеева комитет становится центром всего государственного управления. Роль S в административных делах падает. Министры становятся руководителями исполнительных органов государства. Закон, однако, по-прежнему признает С верховным в приказе суда и в управлении империей, которая не имеет над собой никакой другой власти, кроме власти имперского величия, посылая указы министрам, получая отчеты. Провинциальные места фактически полностью зависят от министерств, но считаются подчиненными S. Следовательно, S всегда формально оставался сам по себе, если он обращался в министерства или провинциальные учреждения с какой-либо просьбой. S было удобнее действовать, указывая на ошибки или отклонения от законов, восстанавливая силу закона, призывая к исправлению незаконных приказов. Сенат не очень подходил для непосредственного участия в активном управлении, как по своему составу, так и по медлительности делопроизводства, и потому, что он был выведен из распоряжения исполнительных органов даже от прямого контакта с ними. Таким образом, S неизбежно мало-помалу трансформировалась из органа эффективного управления в орган контроля над законностью, как это было в проектах 1788 и 1793 годов, которые хотела сделать Катерина. Между S и комитетом министров было, так сказать, определенное разграничение: S в своей деятельности держит начало законности в управлении (Legalit ä tsprincip), комитет — начало возможности (Opportunit ä tsprincip). Дела административного характера, представленные в правящий Сенат, можно разделить на следующие две категории:

1) Исполнительные вопросы. В S осталось очень мало случаев чисто исполнительного характера, и в большинстве случаев они мало затрагивают значение S. Среди этих случаев относительно более значимы следующие: 1) публикация законов. На практике важно не то, кто отвечает за принятие законов, а то, чтобы законы были опубликованы в целом и чтобы их публикация была сосредоточена в одном месте. Однако наше законодательство не только допускает существование секретных законов и не подлежит введению в действие, но также не полностью гарантирует, что законы, предназначенные для общей информации, публикуются именно через S. Во второй половине девятнадцатого века законы часто принимались сообщается субъектам и лицам, не являющимся S., в циркулярах министра внутренних дел губернаторам и т д., или официальные публикации не публиковали законы до S. Но это мало что дает для достижения цели, особенно в отношении военного ведомства. : законы применяются здесь по приказу ведомства и помечены буквой S для опубликования только позже, иногда через несколько десятилетий (Положение о Сибирских казачьих войсках, высокое утвержденное 5 марта 1861 г., опубликовано в № 53 Сборника легализаций за 1899 г.). О том, что считается временем обнародования закона, см. «Обнародование законов». Информацию о важности раскрытия информации об административных распоряжениях см. В Обязательных постановлениях. 2) Платежи в Казначейство и Казначейство: добавление просроченной задолженности, возврат денег, которые были неправильно получены Казначейством, разрешение разногласий между государственным контролем и те организации или должностные лица, которым производилась оплата. 3) Казначейство: одобрение аукционов, споры между министерствами по государственному имуществу. 4) Утверждение мировых судей Кадисского уезда. Случаи, перечисленные в этих 4 пунктах, относятся к первому отделу. 5) удостоверение прав государства (вотчины): переходы из одного состояния в другое; свидетельства о принадлежности к тому или иному государству; Хранение вестников, постановка в званиях по выслуге лет. Эти дела частично управляются первым отделом, частично отделом геральдики. Серьезное практическое значение имеют дела крестьянского землеустройства, которые ведутся во втором отделении.

2) Случаи надзора за законностью управления. Здесь S действует, прежде всего, как субъект, по собственной инициативе или в соответствии с идеями основополагающих институтов, которые позволяют силе закона встречаться при исполнении его трудностей и недоразумений, контролируя работу различных управление сайтами и принятие мер наказания, принуждения, подтверждения и поощрения… S разрешает споры, возникающие между административными учреждениями в вопросах власти, и передает причины из одного места присутствия в другое. S рассматривает дела, чтобы привлечь к ответственности должностных лиц четвертого и пятого классов, назначенных высшими властями. Во-вторых, С. — это инстанция, которая принимает жалобы от частных лиц и органов самоуправления на неправильные постановления министров и провинциальных населенных пунктов. Хотя этот аспект его деятельности наименее развит в законе (жалобы на министров, например, законом отнюдь не предусмотрены), но дела, связанные с этим, постоянно развиваясь количественно, приобретают огромное государственное значение. Несмотря на все несовершенства административной процедуры Сената, медленной и тайной, несмотря на слабость политической и социальной значимости С., Сенат, принимая во внимание эти жалобы и строго придерживаясь требований закона при решении Это дело создало вид административной юстиции, который не лишен недостатков, но, в любом случае, способствовал установлению верховенства закона в управлении. Из всех гарантий законности, существующих в российской государственной системе, надзор С., несомненно, является наиболее эффективным.

Участие Сената в делах судебных.

Участие Сената в судебных делах принимает различные формы, в зависимости от того, исходит ли дело из судебной резиденции старого или нового устройства (в соответствии с судебными статутами императорского Александра II). С древних судейских мест они приходили в S по апелляциям, пересмотрам, протестам провинциальных прокуроров и несогласию губернаторов с решениями судов. Эти дела находятся на рассмотрении по регламенту суда. С., который по сути их разрешает, в дореформационном порядке лишь частично изменил порядок. Дела по судебным приговорам, составленным в соответствии с судебными уставами имп. Александра II, кафедра. В уголовном судопроизводстве ходатайства могут касаться как отмены (кассационной жалобы) приговора, так и возобновления уголовного производства; по гражданским делам ходатайства могут быть кассационными, на их пересмотр и ходатайства третьих лиц, не участвовавших в деле. По существу решения кассационной инстанции см. Кассационный суд и пересмотр судебных решений. Кассация по уголовным делам рассматривает по существу виды преступлений, совершенных на должности должностных лиц выше 5-го класса. Из кассационных служб, иногда с участием первой и второй, формируются следующие общие присутствия: общее собрание кассационных служб (некоторые случаи судебного администрирования, споры о подсудности между судами гражданских, военных и религиозных ведомств, обжалование приговоров кассационной инстанции по уголовным делам, кассационные жалобы на постановления об особом действии по государственным преступлениям); общее собрание кассационной инстанции с участием первой (обсуждение подсудности между правительством и судебными органами, обжалование решений о совместном присутствии первой и гражданской кассаций по делам о взыскании убытков с должностных лиц; обсуждение решенных вопросов по-разному в разных судебных инстанциях); общее собрание кассационных служб с участием первого и второго отделов (дела того же характера, но по делам отдела второго отдела). По вопросам, касающимся расхождения мнений между прокуратурой и областными комиссиями по обвинению должностных лиц, формируется совместное присутствие первой и уголовной кассационной инстанции либо первой, второй и уголовно-кассационной коллегий. Совместное присутствие первой и кассационной служб установлено для дел о надзоре за судебными органами и должностными лицами судебной канцелярии, для пересмотра судебных решений провинциальных присутствий — совместное присутствие первой и гражданской (или уголовной, в в зависимости от ведомств, к которым они принадлежат). Наконец, из состава кассационных отделов выделяется особое присутствие по делам о государственных преступлениях и более высокая дисциплинарная ответственность.

Сенат сегодня

Современные демократии с двухпалатной парламентской системой иногда имеют сенат в качестве верхней палаты. Он часто отличается от нижней палаты, которая может иметь разные названия: Палата представителей (Соединенные Штаты Америки), Национальное собрание (Франция) и другие органы.

В зависимости от штата к сенаторам и избирателям могут предъявляться разные требования. Это может быть минимальный возраст, необходимый для избирателей и кандидатов, пропорциональная, мажоритарная или смешанная избирательная система, округ или округ. Как правило, в сенате меньше членов, чем в парламенте с более низкой долей.

Сенат

В федеративных государствах

В некоторых федеральных землях также существуют сенаты на субфедеральном уровне. В Соединенных Штатах Америки, например, все штаты, кроме Небраски, законодательный орган которых является однопалатным парламентом, имеют свои собственные сенаты. Есть также Сенат США. Точно так же в Аргентине на федеральном уровне в восьми провинциях страны (Буэнос-Айрес, Катамарка, Корриентес, Энтре-Риос, Мендоса, Сальта, Сан-Луис и Санта-Фе) есть двухпалатные законодательные парламенты с Сенатом в качестве верхней палаты.

Что такое сенат

В Австралии и Канаде сенатом является только верхняя палата федерального парламента. Во всех других штатах, за исключением Квинсленда (в Австралии), законодательные советы являются верхними палатами своих парламентов. Некоторое время назад в нескольких канадских провинциях также были сенаты. Но все они были упразднены, и вместо них были созданы законодательные советы, последний из которых был создан в Квебеке в 1968 году. В Германии последний такой орган находился в федеральной земле Бавария, но был упразднен после реформы Сената в 1999 году.

Сенаторы

Членство может быть получено путем избрания или по предварительной записи. Например, выборы проводятся каждые три года для половины членов австралийского сената со сроком полномочий сенатора 6 лет. Процедура аналогична в Соединенных Штатах. Напротив, члены канадского сената назначаются генерал-губернатором по рекомендации премьер-министра Канады и остаются в должности до выхода на пенсию, исключения из членства или выхода на пенсию в обязательном порядке в возрасте 75 лет.

Реформа Сената

Что такое сенат в других странах?

любопытно, что не во всех случаях Сенат действительно является законодательным или совещательным органом. Дело в том, что на протяжении всей истории эти термины обозначали органы и должностных лиц с другими полномочиями.

Сенат штата

Например, в Финляндии до 1919 года был Сенат, и он сочетал в себе роли генерального директора и судебных властей в государстве.

В Федеративной Республике Германии есть города с земельным статусом: Берлин, Бремен и Гамбург (аналогично российским городам федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь). Сенаты в них являются исполнительными органами, а обладатели министерских портфелей считаются сенаторами.

В ряде городов, которые были бывшими членами Ганзы (средневековая конфедерация портовых городов, расположенных в основном на берегах Балтийского и Северного морей), таких как Грайфсвальд, Любек, Росток, Штральзунд или Висмар; сенат — это городское правительство. Однако Сенат был второй законодательной палатой в Баварии до его упразднения в 1999 году.

В Шотландии судьи Высокого суда имеют звание сенатора Коллегии правосудия.

Сенаторы в однопалатных парламентах

В некоторых в основном федеральных государствах с однопалатным законодательным органом законодатели избираются различными способами, но их называют сенаторами. В таких странах сенаторы, как правило, представляют территории, которые являются субъектами государства, в то время как остальные члены представляют народ в целом (это устройство используется для создания федерального представительства без необходимости в двухпалатном законодательном органе). Эти страны включают Сент-Китс и Невис, Коморские Острова и Микронезию.

В других унитарных государствах использование термина «сенатор» указывает на некоторые различия между этими членами и другими законодателями (например, в методе назначения или выборов). Такая ситуация типична для Джерси, Доминиканской Республики и Сент-Винсента и Гренадин.

 

Оцените статью
Блог про Петра Первого