- «Книга сия, Духовнаго коллегиума описание и рассуждение содержащая…»
- «По долгу Богоданныя Нам власти»
- «Восприяв попечение о исправлении чина Духовнаго»
- «Коллегия Духовная на базе Нашего соизволения»
- Вера государственного значения
- Третьему Риму нужен пастырь
- Второй «центр силы»
- Переходный период
- Под государевым оком
- Церковная революция 1917-го
- Царского Величества указ объявляется ради народного всем известия.
- Регламент или устав Духовной коллегии Манифест
- Священный Синод
- Реформа святейшего синода
- Правовой статус
- Причины и цели создания
- Функции
- Другие должности
- За что отвечал Синод
- Белое духовенство
- Церковное образование
- Черное духовенство
- История создания
- Деятельность Коллегии в XVIII-XIX вв.
- Последние годы (1912-1918)
- Состав
- Обер-прокурор
- В настоящее время в Русской Православной Церкви
«Книга сия, Духовнаго коллегиума описание и рассуждение содержащая…»
Парадоксально, но документ, на протяжении двух столетий определявший судьбу Русской Церкви, редко становился предметом обсуждения и исследования сверх своего ранга. В Российской империи XVIII — первой половины XIX века действия Петра Великого воспринимались крайне положительно и даже восторженно, что, конечно, не способствовало их научному обсуждению. Светские ученые не рассматривали эту тему подробно, даже церковные мыслители не пытались анализировать существующий порядок, возможно, из соображений безопасности, независимо от того, насколько он ухудшился.
Правительство продолжало стратегию первого императора, иногда даже усиливая контроль над церковью — достаточно вспомнить секуляризацию монастырских земель при Екатерине II. Только к середине XIX века, с распространением славянофильства в российском обществе, были зафиксированы некоторые изменения как в отношении православной идентичности, так и в отношении преобразований Петра в сфере религии. Достоевский уже не колеблясь заявляет, что «со времен Петра Великого наша церковь парализована», и в определенных кругах заговорили о возможном восстановлении патриархата.
Советская пропаганда трактовала петровские реформы в религиозной сфере как передовые и прогрессивные. Слова Маркса о том, что «Петр Великий победил русское варварство варварством» (ПСС, т. 16, с. 30), который переходил от одного учебника к другому, оказались удачными. Обсуждения в этих случаях считались неадекватными, поэтому в советской официальной науке они действительно не возникали. И только в заграничной и эмигрантской среде тема Реформации церкви Петра Великого, ее каноничность и возможные альтернативы нашли отражение, например, в творчестве протоиерея Георгия Флоровского. Однако, помимо архивных источников, эти исследования носили более философский характер. В принципе, и сейчас тема преобразований Петра в религиозной сфере остается для богословов и историков своего рода terra incognita. Поэтому неудивительно, что существуют совершенно полярные взгляды на нее: от полного одобрения до абсолютного неприятия.
«По долгу Богоданныя Нам власти»
Причин столь разных оценок много. В первую очередь, они зависят от позиции, с которой рассматривается «Духовный устав», принятый 25 января 1721 года — со стороны церкви, государства или частного лица. Кроме того, невозможно оценить документ вне исторического контекста, и здесь возможны разные подходы. Например, если мы воспринимаем события в России как часть общеевропейской тенденции во взаимоотношениях церкви и государства, то мы увидим, что ничего сверхъестественного не произошло при Петре — в XVI-XVII веках это происходило во многих странах мира. Старый Свет. Абсолютизм неизбежно вступал в конфликт с церковью, и эти трения заканчивались подчинением религиозных интересов потребностям короны. Достаточно вспомнить события в Англии при Генрихе VIII, в Испании при Филиппе II или во Франции при Людовике XIV. Даже в России, которая постепенно повернулась лицом к Европе, подобные столкновения были неизбежны.
Когда родился Петр, конфликт церкви и светской власти, начавшийся при Иване IV, фактически разрешился полной победой «более спокойного» царя Алексея Михайловича. Это было зафиксировано в Соборном кодексе 1649 года, согласно которому все доходы от церковных земель передавались государственному монашескому ордену и даже канонические споры разрешались в светских судах. Попытка патриарха Никона вернуть себе утраченную независимость привела к его изгнанию из духовенства в Великом Московском соборе в 1666 году и ссылке в Вологде. При больном и преданном Федоре Алексеевиче церковь частично восстановила свои позиции, монашеский орден был упразднен. Но это уже не могло кардинально изменить ситуацию — церковь перестала восприниматься как самостоятельная и независимая сила, более того, епископат был вовлечен в политические интриги и разделился на множество течений и группировок — одни утверждали Софию, другие — и Нарышкина.
Патриарх Иоаким (знатный, до пострига офицер Рейтарского полка) сыграл важную роль в драматические дни стрелецкого восстания, можно сказать, спас молодого правителя. И в благодарность за это Петр сначала не вмешивался в церковные дела. Но после смерти Иоакима и его преемника Адриана Петр не только восстановил монашеский порядок, но и запретил избрание нового предстоятеля Русской Церкви.
С 1701 года местоблюстителем патриаршего престола был назначен митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). Он родился на Западной Украине, происходил из дворянской семьи, учился в Киево-Могилянской академии, а затем в Познани, Вильно и Лемберге где он даже принял униатство, о чем позже публично сожалел. Конечно, такая противоречивая фигура не могла сплотить русское духовенство, что было выгодно Петру. Действительно, государь «приостановил» решение церковного вопроса до лучших времен, сосредоточившись на более насущных проблемах: строительстве государства и войне со шведами.
В этот момент Петру нужны были две вещи от церкви: средства и полное подчинение, или, скорее, не сопротивление. Все, что могло пригодиться казне, извлекалось из церкви и из монастырских закромов, запрещалось принимать молодых людей, которые могли принести пользу государству или родить новых подданных, в монахи и монахини. Строительство новых церквей было запрещено везде, кроме Петербурга. История с приказом соединить колокола в пушки стала на слуху в городе — в декабре 1700 года (вскоре после смерти патриарха Адриана) действительно появился королевский указ:
«По нынешнему военному случаю и в Москве, и в подмосковных монастырях, и в Подмосковье, и во всех городах у соборов и приходских церквей вести на Пушечный двор при пуске пушек из колоколов весом в четверть…»
Конечно, это была экстраординарная мера: во время катастрофы под Нарвой русская армия потеряла всю артиллерию, и шведы могли в любой момент двинуться к Москве. Медь можно было купить только за границей, но для этого требовались деньги и время, которых не было. Поэтому Петр I настоятельно просил до конца зимы (пока была ледяная тропа и санки) собрать в Москве четверть общего веса всех имеющихся в России колоколов и залить их в пушки. Для «портвейна» или тех, кто не уложился в срок, установлен значительный для того времени штраф — 2 рубля за каждый «скрытый» или «поздний» пуд. На эти деньги можно было купить лошадь, а приличный дом в Москве стоит 10 рублей.
Разрыв Петра с сыном нанес серьезный удар по церкви. Наследник был искренним верующим и с детства поддерживал отношения со многими священниками, близкими ко двору его матери Евдокии. В ходе расследования, которое, как известно, велось «пристрастно», выяснилось, что эта связь не прерывалась даже после побега цесаревича. И хотя страшного мятежа в их действиях не обнаружилось, погибли епископ Досифей, митрополит Иоасаф, духовник князя протоиерей Иаков Игнатьев, иерей Суздальского собора Феодор Пустынный и другие.
Впоследствии отношение Петра к московскому духовенству стало еще более подозрительным. При этом царь оставался верующим: регулярно посещал службы, пел на клиросе, любое важное дело начинал с молитвы, а победы отмечал большими торжественными службами. Петр построил церкви в Троице-Сергиевом монастыре, построил знаменитый Петропавловский собор в одноименной крепости новой столицы, основал Александро-Невскую лавру.
«Восприяв попечение о исправлении чина Духовнаго»
В течение первых десятилетий своего правления Петр издал множество указов, касающихся церковных вопросов, но только в 1718 году они вернули их к общей логике. Правитель Феофан Прокопович доверил это: с одной стороны своему доверенному лицу, с другой — священнику, настоятелю Братского монастыря и ректору Киево-Могилянской академии.
Феофан был необычайным человеком. Он родился в Киеве в купеческой семье, рано осиротел, но окончил Могилянскую академию в Киеве (ее ректором был дядя), а затем по собственной инициативе продолжил образование в университетах Лейпцига и Йены. Он объездил почти всю Европу, вплоть до Вечного города. Он принял униатство, окончил греческий колледж святого Афанасия в Риме и даже получил приглашение от Папы Климента XI остаться и работать в Ватикане, но предпочел вернуться на родину. В Киеве он покаялся и вернулся в Православие, после чего начал преподавать поэтику, риторику, философию и богословие в своей родной академии. Он вел активную общественную жизнь, написал множество популярных проповедей, диалогов и трактатов.
Феофан познакомился с Петром после того, как написал панегирик в честь победы Полтавы, что очень понравилось царю. После личных бесед к нему подошел и хорошо отнесся к нему правитель, встретивший в Феофане преданного сторонника его преобразований. Насколько искренен был Прокопович в разговоре с Петром, остается загадкой. Очевидно, что Феофан был чрезвычайно образованным и продвинутым человеком для своего времени. Он восхищался идеями Бэкона и Декарта, был очень талантливым полемистом и писателем, писал на нескольких языках, очень хорошо знал историю и географию. Все это не мешало ему быть хитрым и жестоким придворным и прибегать к услугам Тайной канцелярии в спорах со своими противниками. Петр сначала доверил ему Киевскую академию, а затем вызвал: в 1718 году Феофан стал епископом Псковским и Нарвским, оставаясь в столице при дворе Петра.
Обобщающий Регламент родился из разговоров Петра и Феофана. Это написал Феофан, Петр переделал собственноручно — сохранились и страницы с царскими переделками. В результате получился совершенно уникальный документ — отчасти брошюра, одновременно — церковный кодекс (с текстом клятвы), написанный в духе библейских традиций, а не по правилам юриспруденции.
Чтобы Положение имело каноническую силу, Петр приказал представить его для ознакомления всем высшим иерархам Русской Церкви и настоятелям самых известных монастырей. Это было сделано в стиле правителя-реформатора — полковник Давыдов с текстом проекта обошел всех упомянутых в списке, прося у всех подпись или мотивированный письменный отказ от него. Спустя семь месяцев автографы были собраны у 19 епископов, 48 архимандритов, 15 настоятелей и 5 иеромонахов. Людей, которые отказались, не было. Только позже, 25 января 1721 года, Пьетро подписал Положение.
«Коллегия Духовная на базе Нашего соизволения»
Главным нововведением было учреждение Святейшего правительственного синода или Богословского колледжа. Он состоял из президента (вождя), двух вице-президентов, четырех советников и четырех советников. Местоблюститель Стефан Яворский был назначен президентом, Феофан Прокопович и архиепископ Велико-Новгородский и Великолуцкий Феодосий Яновский — вице-президентами. Кроме того, была введена должность обер-прокурора Синода — «око государя и прокурора по государственным делам в Синоде». Это была должность обывателя, обычно офицера: первым обер-прокурором был герой Полтавы, командир Драгунского полка Каргополя полковник Иван Болтин. Верховным судьей в религиозных делах был монарх, которому члены Синода приносили присягу, текст которой был включен в Регламент.
Остальные главы Положения не внесли принципиальных изменений, а объединили, прояснили и уточнили мнение государя по различным аспектам духовной жизни разных слоев общества — духовенства, монахов, мирян и даже язычники. Церковь была строго ограничена в возможности распоряжаться своим имуществом, которое полностью контролировалось государственными чиновниками. А во избежание сговора и вымогательства еще в 1712 году был введен специальный сбор «духовный налог».
Жестко оговаривалось и положение монастырей, которые вызывали у Петра особую неприязнь из-за своей бесполезности для государственных дел. Подчеркивалось, что монахи должны работать и не лениться, то есть жить на монашеский доход. Мужчины могли входить в монастырь не ранее 30 лет, а женщинам запрещалось принимать вечные обеты безбрачия до 50 лет. Постановление также предусматривало борьбу с неразумными святыми и нищими, просящими милостыню, особенно если они были физически здоровы и могли работать.
Большая часть места в Положении отведена образовательной деятельности, которая, по мнению Феофана и Петра, теперь должна стать основной функцией церкви. Освещенность была объявлена наивысшим значением.
Отныне «правильными» считались только те святые и чудотворцы, которые были признаны Духовной коллегией. То же самое и с мощами и чудотворными иконами. Кроме того, государство взяло на себя ответственность за борьбу с раскольниками, которых приравнивали к преступникам. Но прежде всего вера теперь считалась обязанностью каждого человека, что подтверждалось обязательством присутствовать на исповеди.
Установлены меры контроля, а убегающих приравнивают к раскольникам, то есть государственным преступникам. Пройдет всего несколько лет, и в 1723 году появится указ, обязывающий священников сообщать о прихожанах, покаявшихся в исповедании намерений на основах государства или на самом императоре.
Государство поработило церковь, но «позаботилось» о ее устойчивости. Хотя со временем многие правила будут меняться, основные принципы будут действовать до 1917 года. В 19 веке отказ исповедоваться больше не карался как раскольник, но те, кто не мог принести справку от священника, не имели возможности поступить в учебные заведения и подняться по карьерной лестнице.
Церковь стала частью государственной машины, но никак не повлияла на решение действительно важных вопросов. Неслучайно имперская эпоха не оставила после себя имен священников, которые в то же время были бы влиятельными государственными деятелями, как это часто бывало в прежние времена. Однако, хорошо это или плохо, каждый может решить сам, а также оценить синодальный период в целом. И в этом смысле Духовный устав, заложивший основы реформ, повторяет судьбу его создателя, который и сегодня для одних является «антихристом» и разрушителем устоев Святой Руси, а для других — реформатором и реформатором творец славы Российской Империи.
Вера государственного значения
Состояние Православия в России, начиная с момента крещения в 988 г., сильно зависело от положения государства. Период расцвета древнерусского государства сменился смутным временем нашествия Орды. Наступление времен объединения русских земель вокруг Москвы сменилось Смутой, когда церковь в лице своих иерархов оказалась втянутой в гражданский конфликт.
На этапах своего восхождения российские правители прилагали усилия для повышения статуса своей церкви в мире.
В 1448 году при Василии Темном Иона был избран новым митрополитом Киевским и всея Руси Собором русских епископов. Согласно существующему правилу, Иона должен был быть одобрен Константинопольским патриархом. Однако Византия пережила свои последние годы и из-за политических трудностей митрополит не смог добраться до Константинополя.
Митрополит Святой Иона. Фреска потолка в Тронном зале Теремного дворца Московского Кремля. Репродукция.
В 1459 году, когда Константинополь, а вместе с ним и патриарх, попали под власть Османской империи, в России был утвержден указ, согласно которому митрополит утверждался советом русских епископов с согласия князя. Таким образом, Русская Церковь стала де-факто автокефальной, то есть независимой от Константинопольского Патриарха.
Третьему Риму нужен пастырь
Идеология растущей силы Российского государства («Москва — Третий Рим») призывала к дальнейшему повышению статуса как светских, так и церковных лидеров. Иван Грозный стал называть себя царем, а при его сыне Федоре Иоанновиче — при активном участии Бориса Годунова — был создан Московский Патриархат, выведший Русскую Церковь на принципиально новый уровень.
Иов стал первым патриархом Москвы в 1589 году.
Патриарх Иов (миниатюра царского кавалера)
Мужество патриарха Гермогена, который в смутный период выступил против польских интервентов и умер в тюрьме, сыграло важную роль в повышении авторитета патриархата.
В 1619 году Патриархом Московским и всея Руси стал Филарет Романов, в мире Федор Никитич Романов, отец первого из царей династии Романовых, Михаила Федоровича. В это время власть патриарха в России достигает наивысшего уровня: можно даже сказать, что в этот период в России существовало двойное правление царя и главы церкви.
«Зеро» Романов. История настоящего создателя королевской династии
Второй «центр силы»
При царе Алексее Михайловиче патриарх Никон носил титул «великого правителя», и широкие полномочия главы церкви в конечном итоге привели к его конфликту с монархом. Эта борьба закончилась победой царя и лишением Никона сана, но проблема не была решена полностью.
В раннем детстве Петр I смог оценить влияние патриарха, подавившего стрелковые беспорядки и в целом оказавшего огромное влияние на борьбу в рядах придворной знати. В 1689 году патриарх Иоаким, перешедший на сторону Петра, помог ему выиграть битву против княгини Софии.
Но молодой царь, проводивший реформы по западному образцу, увидел, что церковные руководители, в том числе новый патриарх Адриан, не в восторге от его нововведений. Однако царь не был заинтересован в открытии конфликта, и Адриан, в отличие от более радикальных иерархов, не стремился к «горячему противостоянию.
Хотя со временем отношения становились все более натянутыми. Адриан отказался постричь первую жену Петра, Евдокию Лопухину, в монахини, а он, в свою очередь, проигнорировал просьбу патриарха о прощении приговоренных к смертной казни по стрелецкому восстанию.
Патриарх Адриан. Парсуна в начале 18 века.
Переходный период
Царь, изучая европейский опыт, решил, что иметь второй «центр силы» в государстве опасно. Следовательно, отношения с Церковью должны быть построены таким образом, чтобы она четко выполняла функции, необходимые для государства, не отклоняясь в сторону.
В 1700 году Адриано умер. Петр I отложил выборы преемника, назначив наместником патриаршего престола близкого ему митрополита Стефана Яворского. В то же время полномочия местоблюстителя были ограничены, и в 1701 году все церковное имущество было передано в ведение монашеского ордена.
Такие ситуации сохранялись почти два десятилетия, пока в 1718 году царь не высказал мнение, что разумнее было бы поручить управление церковью коллегии духовенства, а не конкретному человеку. Для будущего училища епископ Феофан Прокопович составил духовный устав, который в 1720 году стали подписывать архиереи.
Петр I все просчитал правильно: за два десятилетия без патриарха, когда решение проблем церковного персонала было в руках монарха, внутреннее противостояние церкви было полностью подавлено. Новые правила жизни были восприняты с должным смирением.
Митрополит Стефан Яворский.
Под государевым оком
После завершения формальностей Духовная коллегия была переименована в Священный Синод.
Влияние России достигло таких размеров, что Петр I спокойно обратился к Вселенскому Патриарху Иеремии III с петицией о признании Священного Синода Восточными Патриархами. Подтверждение пришло осенью.
Но, конечно, русский царь не стал бы ждать поста: 25 февраля 1721 года торжественно открылся Святейший Правительственный Синод. Стефан Яворский стал его первым президентом. Все члены Синода назначались монархом. Кроме того, царь имел в коллегии «око государя» — обер-прокурора, которому предписывалось присутствовать на заседаниях Священного Синода. Изначально при Петре I он действительно был просто наблюдателем. Однако со временем монархи почувствовали, что человек на этом посту может прекрасно проводить государственную политику в лоне церкви.
В XIX веке обер-прокурор стал главным связующим звеном между монархом и членами Священного Синода.
Церковная революция 1917-го
Двести лет Священный Правительственный Синод руководил жизнью Русской Церкви, но фактически его управление находилось под строгим контролем государства.
И именно в этой форме, подчинении церкви государству, Российская империя достигла своего расцвета.
То, что сами церковные иерархи не в восторге от такой системы, стало ясно в марте 1917 года, когда Священный Синод в день отречения Николая II признал новую власть и через несколько дней удалил упоминание о Романовых из списка чины.
В апреле 1917 года Священный Синод обратился к архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Православной Церкви с обращением, в котором говорилось: «Идея необходимости жила в умах русских православных на протяжении многих лет на долгое время созвать Поместный Всероссийский Собор для коренного изменения в управлении Русской Православной Церковью и в целом для упорядочения нашей церковной жизни на незыблемых принципах, данных Божественным Основателем и Главой Церкви в Священное Писание и правила Святых Апостолов, С. Вселенских и Поместных Соборов и Святого Отца. Произошедший в нашей стране переворот, коренным образом изменивший нашу общественную и государственную жизнь, предоставил Церкви возможность и право на свободную организацию «Мечта, дорогая русскому православному народу, теперь стала реальностью, и созыв Поместного Собора в кратчайшие сроки стал остро необходим».
Работа местного совета началась в августе 1917 года, а в октябре, когда в Петрограде уже произошла Октябрьская революция, было принято окончательное решение о восстановлении патриархата. По жребию Тихон был назначен Патриархом Московским и всея Руси, в мире Василий Иванович Беллавин.
Царского Величества указ объявляется ради народного всем известия.
Среди многих, из-за долга силы, данной нам Богом, заботясь об исправлении нашего народа и других подвластных нам государств, глядя на духовный ранг и видя в нем много беспорядка и его огромную редкость в его делах, мы боялись, что это не напрасно на нашей совести, дабы не показаться неблагодарными Всевышнему, даже если бы мы получили от него процветание в исправлении, как военном, так и гражданском, пренебрегаем исправлением и духовным чином, и когда это будет судья, который не лицемер, попросит у нас ответа на некоторые из приказов, которые он нам дал, но мы не безответны… Ради образа первого, оба в Ветхом и Новом Завете благочестивые Цари, которые позаботились об исправлении духовного обряда и не видели лучшего способа сделать это, более, чем соборное правительство, не лишены страсти в одном человеке, и более того, это это не наследственная власть ради большего пренебрежения; Мы учреждаем духовное училище, то есть соборное духовное правительство, которое, согласно нижеследующим Правилам, имеет все духовные дела для управления Всероссийской церковью, и мы управляем всеми нашими верными подданными любого ранга, духовного и светский, чтобы иметь это для важного и сильного правительства, и он имеет крайность, задавая вопросы о духовном управлении, решениях и решениях, и довольствуясь своим решительным судом, и прислушиваясь к его постановлениям во всем с большим сопротивлением, и за непослушание наказанию других Коллегиум, эта коллегия должна, и с этого момента, дополнять свой Внутренний регламент новыми правилами, требуются правила яков, есть несколько случаев разных случаев, однако это должно быть сделано Духовной коллегией, а не без нашего разрешения; В этом духовном колледже мы решаем быть назначенными здесь членами. Один президент, два вице-президента, четыре советника, четыре советника.
Напечатано в Петербурге 1721 г., 9 февраля.
Регламент или устав Духовной коллегии Манифест
Среди многих, следуя долгу силы, данной нам Богом, заботиться об исправлении нашего народа и других подчиненных Нам государств, глядя на духовный ранг и видя в нем много беспорядков и великих бедность в поступках, не напрасно на нашей совести, мы боялись, да, мы не будем казаться неблагодарными Всевышнему, если мы получим от Него благословение в исправлении как Военной, так и Гражданской степеней, мы пренебрегаем исправлением и степень духовного. И когда лицемер, Он же Судья, просит нас ответить на часть приказа, данного нам им, мы не остаемся без ответа. Для этого, ради образа первого, как в Ветхом, так и в Новом Завете, царь Пии, заботясь о корректировке степени духовных, и не видя лучшего способа сделать это, больше, чем правительство Собор. Это бывает не без страсти в одном человеке; более того, это не наследственная сила, поэтому она не уклоняется от этого. Мы учреждаем Духовную коллегию, то есть Правительство Духовного Совета, которое, согласно нижеследующему Регламенту, должно управлять всеми духовными делами Всероссийской Церкви. И мы приказываем всем нашим верным подданным всех рангов, духовных и мирских, относиться к нему как к важному и сильному правительству, и у него есть крайние вопросы духовного управления, требовать решений и решений и довольствоваться его окончательным приговором и во всем прислушиваться к указам, с большим сопротивлением и неповиновением в качестве наказания против других колледжей.
Должен быть совет по этому вопросу, и отныне с новыми правилами, дополняющими его регулирование, разные случаи потребуют разных случаев. Однако это должно быть сделано Духовной коллегией на основании Нашего разрешения.
В этой Духовной коллегии мы решаем быть назначенными здесь членами: президент, два вице-президента, четыре советника, четыре асессора.
И ранее в этом Положении было сказано в первой части, в седьмом и восьмом параграфах, что Президент должен быть подвергнут суду своих собратьев, то же самое и в Коллегии, если он в чем-то согрешил; Вот почему мы определяем и имеем голос, равный другим.
Все члены этой Коллегии, приступая к своей работе, дают клятву или обещание перед Святым Евангелием в соответствии с прилагаемой формой клятвы.
Священный Синод
Священный Синод; Священный Синод (греч. Σύνοδος — «собрание», «собор») — согласно действующему статуту Китайской Народной Республики, высший «руководящий орган Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами».
Реформа святейшего синода
В 1726 году все вышеперечисленные имена в связи с тем, что они совершенно не совпадали с духовенством людей, заседавших в Священном Синоде, были заменены такими:
- присутствующие в Синоде;
- члены Синода;
- и первый действующий член Синода.
Согласно регламенту, первый присутствующий (бывший президент) имел равный голос с остальными членами этой коллегии. Первым присутствовал митрополит Стефан, и царь назначает вице-президента, входившего в его круг, Феодосия, который в то время был епископом Александро-Невского монастыря.
В целом по своей структуре (канцелярия и канцелярия) Синод был похож на Сенат с его коллегиями. У всех были одинаковые обычаи и звания. Пётр Великий позаботился и об осуществлении неусыпной бдительности в работе нового церковного корпуса. Затем, 11 мая 1722 г., королевским указом для присутствия в Синоде было назначено новое должностное лицо: обер-прокурор.
Главный прокурор мог останавливать решения Синода, и его действия зависели только от воли государя. В то же время сама поза была задумана более наблюдательной, чем действующей. До 1901 года каждый новый член Священного Синода должен был приносить особую присягу.
Правовой статус
После смерти Адриана в 1700 году император Петр I решил завершить реформу церкви, создав государственный орган. В 1701 году император упразднил должность Патриарха и создал Святейший губернаторский Синод.
По своему правовому статусу Синод является главным государственным органом церковной и административной власти в Российской Империи. Созданный Духовный колледж полностью заменил Патриарха, выполняя его функции как внутри Церкви, так и во всех международных отношениях.
Кроме того, Собор также заменил соборы местных епископов, полностью контролируя всю деятельность Церкви. С помощью созданного субъекта правительство Империи могло контролировать внутренние и внешние отношения ДРК, управляя ею по своему усмотрению.
Важно! Этот статус был признан не только духовенством ДРК в составе Российской империи, но также подтвержден и принят восточными патриархами и автокефальными церквями.
Все члены Коллегии назначались на эту должность самодержавной властью в лице императора, который, кроме того, имел в Коллегии официального представителя — обер-прокурора. Распоряжения самодержца о созданном теле не подлежали обсуждению и носили обязательный характер.
Причины и цели создания
Основной целью Петра I, помимо полного реформирования государственных устоев Российской империи, было сосредоточение всей власти в руках императора. Именно для этого он провел серию государственных реформ и в 1700-х годах начал работу над церковью.
Поскольку до этого времени деятельность ДРК была полностью подчинена одному человеку, император и другие государственные органы не контролировали его, поэтому целью Петра I было полное подчинение ДРК. Он хотел не только управлять, но и запереть его в аппарате государственного управления и монополизировать власть.
В 1721 г было организовано Духовное училище, получившее название Священного правительственного синода
Духовная коллегия была создана для управления Русской православной церковью и для того, чтобы император мог принимать решения во всех внутренних и внешних делах. Формирование и создание института происходило по общим правилам реформирования исполнительных учреждений периода 1717-1722 гг., Когда вместо приказов создавались коллегии.
Функции
Поскольку Правительственный Синод был создан на месте Патриарха, он сосредоточил в себе две основные функции:
- Административная — Коллегия занималась вопросами внутренней реорганизации церкви, духовного просвещения и регулирования ритуалов.
- Судебная власть — решала спорные вопросы, касающиеся деятельности священников, церковных ересей и была свергнута и предана анафеме.
Император наделил тело правом разрешать все внутренние и внешние конфликты и вопросы, напрямую контролируя эти процессы. Советом директоров выполнены следующие работы:
- выборы епископов;
- создание новых отделений;
- назначение епископов;
- регулирование ритуалов и установление дат праздников;
- цензура всех богословских произведений;
- регулирование брака;
- духовное просвещение прихожан;
- канонизация святых.
Орган занимался всеми делами, которые ранее находились в ведении Патриарха (духовные, правительственные, монашеские и дворцовые порядки).
Другие должности
Также появилась должность главного прокурора, регулирующая взаимоотношения новой структуры с компанией, также имела право голоса и лоббирования интересов короны.
Как и в светских министерствах, у Синода есть своя духовная фишка. Вся духовная деятельность на территории страны находилась в их сфере влияния. Они следили за соблюдением религиозных норм и т.д.
Как отмечалось выше, Синод создавался как аналог Сената, а значит, находился с ним в постоянном контакте. Связным между двумя организациями был специальный агент, который доставлял отчеты и отвечал за связь.
За что отвечал Синод
В обязанности Синода входили как дела духовенства, так и дела мирян. В частности, высший церковный орган при Петре 1 должен был следить за исполнением христианских ритуалов и искоренять суеверия. Здесь также стоит упомянуть образование. Синод при Петре I последним заведовал учебниками во всех типах учебных заведений.
Белое духовенство
По замыслу Петра, белое духовенство должно было стать инструментом государства, который будет влиять на массы и контролировать их духовное состояние. Другими словами, был создан такой же четкий и регулируемый класс дворянства и купцов со своими собственными целями и функциями.
Русское духовенство на протяжении своей предыдущей истории отличалось доступностью для населения. Это не была каста священников. Напротив, войти туда мог практически любой желающий. По этой причине в стране был избыток священников, многие из которых перестали служить в приходе и стали бродягами. Таких служителей церкви называли «сакральными». Отсутствие регулирования этой среды, конечно, стало чем-то необычным во времена Петра 1.
Также был введен строгий статут, согласно которому священник на службе должен был только восхвалять новые реформы царя. Синод при Петре 1 издал указ, обязывающий духовника сообщать властям, если человек исповедуется в преступлении против государства или в богохульстве против короны. Неверующие наказывались смертью.
Церковное образование
Были проведены многочисленные проверки уровня образования духовенства. Их результатом стало массовое лишение достоинства и сокращение активов. Высший церковный орган при Петре I ввел и систематизировал новые нормы получения сана священника. Более того, в каждом приходе теперь могло быть только определенное количество диаконов и ни одного человека больше. Параллельно с этим упрощена процедура выхода из сана.
Говоря о церковном образовании в первой четверти XVIII века, следует отметить активное открытие семинарий в 1920-е годы. Новые учебные заведения появились в Нижнем Новгороде, Харькове, Твери, Казани, Коломне, Пскове и других городах новой империи. Программа состояла из 8 уроков. Туда принимали мальчиков с начальным образованием.
Черное духовенство
Черное духовенство также стало мишенью реформ Петра 1. Короче говоря, изменение жизни монастырей сводилось к трем целям. Во-первых, их количество постоянно уменьшается. Во-вторых, затруднен доступ к достоинству. В-третьих, оставшиеся монастыри должны были получить практическое назначение.
Причиной такого отношения была личная антипатия монарха к монахам. Во многом это произошло из-за детских впечатлений, в которых они оставались непокорными. Вдобавок император вел далекий образ жизни монахов. Он предпочитал практическую деятельность посту и молитве. Поэтому неудивительно, что он строил корабли, работал плотником и не любил монастыри.
Желая, чтобы эти учреждения приносили пользу государству, Петр приказал превратить их в больницы, фабрики, фабрики, школы и т.д. Но жизнь монахов значительно усложнилась. В частности, им запретили покидать стены родного монастыря. Прогулы строго наказывались.
История создания
Осенью 1700 года священник Адриан умирает, и император Петр I, пытаясь избежать избрания нового главы Русской Православной Церкви, назначает хранителем престола митрополита Стефана Яворского — он занимался епархией св. В Петербурге, но он не имел права выполнять другие свои обязанности.
Временно все кадровые и административные функции Патриарха были переданы в ведение монашеского ордена (восстановлен зимой 1701 г.). В таком состоянии РПЦ находилась до 1718 года.
Все члены Синода были назначены императором и присягнули ему
Пётр I начал активную трансформацию государственных органов в 1717 году, а через год предложил создать духовное училище для управления административными и судебными делами церкви. Для создания Устава, по которому учреждение будет работать, епископа Феофана Прокоповича был призван Псков, создавший регламент деятельности будущего государственно-церковного органа.
Свои действия он оправдал желанием уберечь людей от создания некоего кумира в лице Патриарха. По мнению богослова, сильная фигура во главе Церкви с большей вероятностью нанесет вред духовному состоянию людей. В дальнейшем Манифест подписали все действующие епископы и архимандриты Империи, причем почти все они находились под давлением светских властей.
Важно! В 1721 году (25 января) император издал манифест, в котором обосновал учреждение Духовного училища и официально наделил его патриархальными функциями. Он также занимался всемирным признанием созданного им органа, для чего направил в Константинополь обращение к нынешнему Патриарху Иеремии III.
Стефан Яворский стал президентом нового органа, который в целом не одобрял действия автократа, но не вступал с ним в открытую конфронтацию. В 1723 году эта форма правления была одобрена и принята патриархами Константинополя и Антиохии, которые признали патриархальные права Собора.
Духовное училище начало свою деятельность в феврале 1721 года, еще до признания патриархов мира, и продолжалось до 1918 года, когда пало самодержавие в России. Для контроля была создана должность обер-прокурора, назначаемого непосредственно императором.
Деятельность Коллегии в XVIII-XIX вв.
На протяжении всего существования Правительственного Синода (при Екатерине I он кратко назывался «Духовным») его члены должны были публично приносить присягу, в которой содержались слова о полном подчинении власти монарха Российской Империи. Помимо основной административной и судебной деятельности, Коллегия до 1742 г также осуществляла епископскую деятельность на территории, ранее находившейся под управлением Патриарха.
Духовное положение 1721 г. — Статут Священного Синода
В первые годы существования были открыты Тиунский кабинет, духовный отдел, кабинет и инквизиторский приказ, но все они были закрыты на следующие 20 лет. Даже в течение 18-19 веков состав также менялся: первоначально в него входило 12 человек, но позже их количество увеличилось с 10 до 15 человек.
В 1888 году появилось его собственное официальное бумажное издание — журнал «Церковные ведомости», в котором рассказывались все новости РПЦ и важные события его жизни.
Последние годы (1912-1918)
В 1912 году ситуация вокруг Совета обострилась, так как вмешательство в его дела усилилось не только со стороны монарха, но и со стороны приближенного императрицы Григория Распутина. Митрополит Владимир (Богоявленский), занимавший пост президента, был переведен в Киев из-за несогласия с Распутиным, и атмосфера на Соборе была напряженной.
Дело в том, что некоторые участники непосредственно подчинялись Распутину и докладывали обо всем, что происходило, и об этом рассказывали на митингах в Царском Селе. Главные прокуроры также были назначены решением Распутина, которое открыто возмутило всех членов Церкви. Вот почему ситуация в Совете накалилась, и многие стали открыто противиться трону.
Священный собор приветствовал революционеров еще до отречения Никколо II, так как во второй половине дня 2 марта он решил связаться с Исполнительным комитетом. Уже 6 марта вышел указ, в котором молится не за самодержца, а за новое временное правительство.
Участники Чрезвычайного Собрания Священного Синода 26 июля 1911 г
Летом 1917 г должность обер-прокурора была упразднена, а 31 января 1918 г постановлением Всероссийского Собора полномочия Духовной коллегии были переданы Патриарху и подчиненным ему коллегиальным органам. Как государственная структура, она была ликвидирована соответствующим постановлением Совета уполномоченных в том же году.
Состав
Состав и структура Синода были определены в духовном Положении. Согласно документу, в Совет вошли всего 12 членов:
- президент;
- два вице-президента;
- пять оценщиков;
- четыре советника.
Помимо основного состава в Собор вошли несколько архиереев, представители высшего духовенства и настоятели монастырей. Согласно постановлению, как минимум 3 члена совета должны были носить сан епископа. В то же время президент имел равный голос с другими членами.
Обер-прокурор
По структуре своей работы совет не отличался от сената или коллегии, а главный прокурор назначался имперским прямым представителем. В 1722 году он стал полковником Иваном Болтиным, в обязанности которого входило не только докладывать обо всех действиях Петру I, но и контролировать отношения Синода с гражданскими властями, а также возможность голосовать против принятых решений, если они не соответствовали воле власти император.
После реформы Петра I Церковь полностью утратила независимость от светской власти
Был назначен обер-прокурор и подчинялся непосредственно императору, и со временем эта должность перестала быть надзирателем, а превратилась в проводника. Прокурор курировал не только работу и решения Синода, но и все его связи с государственными учреждениями и светскими властями. Со временем полномочия прокурора стали идентичны министерским, а сам чиновник вошел в состав Комитета министров.
В настоящее время в Русской Православной Церкви
Пятая глава Устава Русской Православной Церкви гласит:
- Священный Синод, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси (Locum Tenens), является руководящим органом Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами.
- Священный Синод подотчетен Архиерейскому Собору и через Патриарха Московского и всея Руси представляет ему отчет о своей деятельности за межсоборный период.
- Священный Синод состоит из Президента — Патриарха Московского и всея Руси (Locum Tenens), семи постоянных и пяти временных членов — епархиальных архиереев.
- Постоянными членами являются: в отделе — митрополиты Киевские и всея Украины; Санкт-Петербург и Ладога; Крутицкий и Коломенский; Минск и Слуцк, Патриарший экзарх всея Беларуси; Кишинев и вся Молдова; по должности — председатель Отдела внешних церковных связей и распорядитель дел Московского Патриархата.
- К участию в заседании приглашаются временные члены в соответствии со стажем епископальной хиротонии, по одному на каждую группу, на которую делятся епархии. Созыв епископа в Священный Синод не может последовать до истечения двухлетнего срока его управления этой епархией.