Военные реформы Петра I — укрепление российской государственности

Российская армия до Петра

Московское государство 17 века смогло разместить более 200 тысяч человек. Но эта огромная армия в то время была очень разнородной по своему составу и формированию. В основном это ополчение из военнослужащих, проживающих на землях, предоставленных им государством «для службы». По призыву правительства они должны были провести поход на лошадях и оружии, который, согласно специальной росписи, соответствовал количеству земли, выделенной дежурному.

Ядро московской армии на самом деле составляло ополчение и совсем не походило на регулярную армию. Это была потомственная армия. Сын раба должен был стать слугой с возрастом. Каждый Воин провел кампанию и поддержал себя в армии за свой счет; у этой армии не было тренировочных площадок и однообразного оружия.

С 17 века военнослужащие особенно плотно селились на тех окраинах государства, которым в то время особенно угрожали враги — крымские татары и Речи Посполитой, то есть служащие дольше жили вдоль южной и западной границы государства. Войны со Швецией начались в 17 веке, и особое значение приобрела северо-западная граница, менее густонаселенная военными. Из-за этого русская армия не могла достаточно быстро здесь сосредоточиться и поэтому часто терпела поражения.

Правительство Москвы осознавало все эти недостатки в структуре вооруженных сил. Еще на заре существования Московского государства для поддержки конной службы ополчения правительство начало создавать пехотные и артиллерийские отряды, которые постоянно обслуживали и тренировали свое дело, это были стрелковые полки и отряды артиллеристов и затинщиков. Однако устройство стрелецкой армии было таково, что стрельцы, жившие в мирное время в своих поселениях и занимавшиеся ремеслами и мелкой торговлей, больше походили на стационарное ополчение, чем на регулярную армию. Кроме того, обучение этой армии было очень плохо с военной точки зрения. Перед лицом лучше подготовленных шведских регулярных войск русские, если не в подавляющем большинстве, всегда должны были отступать.

Со времен Василия III московское правительство начало использовать целые отряды иностранной пехоты. Сначала эти отряды выполняли лишь роль почетного конвоя под властью, но с момента волнений в русскую армию стали поступать отряды наемных служебных иностранцев. Правительство царя Михаила в 1631 году, ожидая войны с Польшей, отправило полковника Александра Лесли в Швецию, чтобы нанять 5000 солдат пехоты.

Однако, как это произошло в 1634 году во время русско-польской войны под Смоленском, иностранные наемники могли перейти на сторону врага. Поэтому было создано несколько пехотных и кавалерийских полков, в том числе из числа бомжей и малогабаритных военнослужащих, обученных иностранными офицерами. В конце правления Федора Алексеевича насчитывалось уже 63 полка такой армии, насчитывавшей 90 тысяч человек.

Наряду с расстановкой полков иноземного строя планировалось изменить структуру Московской государственной армии по «новым военным вымыслам», за что при царе Федоре Алексеевиче ее составляла комиссия из выборных должностных лиц всех воинских званий был основан в 1681 году при князе В.В. Голицыне.

Введение войск из чужой системы изменило состав армии: она перестала принадлежать к классу внутри нее. В солдатские полки нельзя было набирать только военнослужащих — помещиков. От солдат требовалась постоянная служба и постоянные занятия военным делом, их нельзя было допустить домой в мирное время и вызывать только в военное время. Поэтому солдат из заграничных полков стали набирать так же, как и последующих призывников.

Преобразования Петра в военном деле

Поэтому Петр унаследовал от своих предшественников армию, если она не отвечала всем требованиям военной науки того времени, то уже была адаптирована для дальнейшей реконструкции с учетом новых требований.

В своих «веселых» деревнях Петр создал два полка — Преображенский и Семеновский — полностью по зарубежному образцу. В 1692 году эти полки были окончательно сформированы и обучены. Во главе Преображенского стоял полковник Юрий фон Менгден, а полковником Семеновского был назначен Иван Чемберс, «коренной москвич из расы шкот».

По образцу этих полков стали формироваться другие, и уже в первом Азовском походе участвовали четыре регулярных полка: Преображенский, Семеновский, Лефортовский и преобразованные Бутырские полки.

Готовясь к войне со Швецией, Петр в 1699 г приказал провести всеобщий набор и начать подготовку новобранцев по схеме, установленной Преображенским и семеновцами. Этот первый набор дал 25 пехотных полков и 2 рыцарей-драконов. Вся эта армия, состоящая из 33 полков по 35-40 тысяч человек, была разделена на три корпуса, или «генералов»: Автоному Головину, Адаму Вейде и князю Аникит Репнин. Каждому из этих командиров было дано: один — Бутырский, другой — Лефортовские полки и девять новых полков, так что каждый генерал состоял из десяти полков, или всего от 10 до 12 тысяч человек.

Во время Северной войны 1700-1721 годов была создана новая русская армия, построенная на пополнении рядов. С тех пор эта армия стала постоянной и регулярной, и все люди российского государства (кроме жителей части национальной периферии) были вынуждены служить в ней, независимо от класса. Одновременно с созданием самой армии развивалось и управление этой военной силой страны, создавались институты, ведающие экономикой войск, боевой подготовкой солдат и офицеров, обмундированием и снаряжением. В конце царствования Петра эти функции были переданы Военному училищу с подчиненными ему отделами, во главе которых стояли: генеральный продовольственный мастер, генеральный комиссар (главный военный судья), генерал-полевой офицер (начальник артиллерии, инженер и инженер) и генералы (генеральный штаб).

«Потешные войска»

В своих «веселых» деревнях Петр организовал два новых полка — Преображенский и Семеновский — полностью по зарубежному образцу. В 1692 году эти полки были окончательно обучены и сформировали 3-й Московский выборный полк под командованием генерала А.М. Головина, объединившего под своим командованием оба «веселых» полка: полковника Ю. Фон Менгден был назначен начальником Преображенского, полковник Семеновский — II палатой.

Маневры Кожухова (1694 г.) показали Петру преимущество полков «иностранного» строя над лучниками. Азовские походы, в которых вместе со стрелецким войском и иррегулярной кавалерией участвовали четыре регулярных полка (Преображенский, Семеновский, Лефортовский и Бутырский полки), в конце концов убедили Петра в непригодности войск старой организации .

Готовясь к войне со Швецией, Петр сформировал 25 новых пехотных полков и 2 рыцарей-драконов. Вся вновь набранная армия в 35-40 тысяч человек была разделена на три «генерала» (дивизии): А. М. Головина, А. А. Вейде и князя А. И. Репнина.

Война должна была начаться с осады Нарвы, поэтому основное внимание уделялось организации пехоты. Действия полевой армии приходилось поддерживать местной кавалерией (из «новой» кавалерии удалось сформировать всего два полка драгунов). На создание всей необходимой военной структуры просто не хватило времени. Управление, службу боевого обеспечения, сильный, хорошо оснащенный арьергард еще предстояло создать.

Командный состав армии Петра I

В начале Северной войны погибли учителя Петра генералы П. Гордон и Ф. Лефорт, а также генералиссимус А. С. Шеин, поэтому новая армия была передана Ф. А. Головину, получившему звание фельдмаршала. Однако Петр не решился доверить прекрасному администратору, но не военачальнику, свое войско в настоящей битве со шведами. Накануне Нарвской битвы они с Ф.А. Головиным покинули русскую армию, а главное командование было отдано саксонскому фельдмаршалу, герцогу Круа, который прибыл в лагерь русского царя с целью дать согласие на отправку русского царя вспомогательный корпус под Ригой.

«Генералами» в Нарвской битве командовали А.А. Вейде, А.М. Головин и новгородский губернатор И.Ю. Трубецкой (все — 1667 г.р.) — всем было 33 года, и никто из них никогда не был командующим армией, а весь боевой опыт ограничивался участием в Азовских походах. Молодыми и неопытными были генерал Фельджейхмейстер и судья Пушкарского ордена царевич А.А. Имеретинский (1674-1711) и командир гвардейских полков генерал-майор И.И. Бутурлин (1661-1738).

Командиры ротного звена были такими же молодыми и неопытными: под Нарвой большинство офицеров фактически имели такой же уровень подготовки, как и их солдаты: всего несколько месяцев учений согласно новой «Краткой обычной доктрине».

При этом должности офицеров штаба занимали опытные военачальники, понесшие наибольшие потери в первом сражении Северной войны .

Посланник Дании Георг Грунд писал  :

Но и в пехоте, и в кавалерии всегда сложно найти из своего народа умелых офицеров, так как русское дворянство, хоть и гордое собой и довольно высокомерное, но не имеет в душе настоящих амбиций и любви к войне, поэтому предпочитая сидеть в поместьях или, что лучше, в качестве подарков, искать госслужбу, а не на желании сражаться за Родину. Поэтому царь обычно говорит о них словами, похожими на те, которые он сказал передо мной покойным Головину, Шереметьеву, Головкину и Апраксину, что если время от времени выделяется из них или других семей, то это будет все, а остальные совершенно глупы, и их собственные братья тому пример. Иное дело с иностранными офицерами, поскольку большинство из них добровольно едут в Россию из-за необходимости, поскольку они не могут оставаться на службе за границей; других тянет туда жадность, потому что за границей им обещано много вещей, которые они, возможно, не выполнят позже. И все по-прежнему требовали для себя слишком высоких ролей, ответственности которых, по крайней мере сначала, они не понимали, из-за чего было сделано много ошибок, но милость божья и счастье царя предотвратило все зло на мгновение.

После поражения при Нарве

Поражение Нарвы показало, что все должно начинаться заново. Обращение шведского короля Карла XII против саксонского курфюрста и польского короля Августа II дало Петру время для внесения необходимых изменений. Кампании 1701–1704 годов в Ингерманландии и Ливонии позволили передать боевой опыт формирующимся русским частям. Общие военно-административные приказы Петр I возложил на боярина Т. Н. Стрешнева.

Петр I активно приглашал к себе на службу иностранных полководцев (этому помешала война за испанское преемство в Европе).

В 1705 году был введен регулярный набор. В том же году, несмотря на многие возражения, Петр ввел раздельное командование пехоты и кавалерии: пехоту возглавил генерал-лейтенант Г. Б. Огилви, а кавалерией — фельдмаршал Б. П. Шереметев.

Г. Б. Огилви ввел бригады состава 4-го полка и дивизии 2—3 бригад. Осенью 1706 г. Г. Б. Огилви поступил на службу к саксонскому курфюрсту; позже русскую пехоту возглавил Б. П. Шереметев, а кавалерией — князь А. Д. Меншиков.

В начале похода Карла XII на Россию (лето 1708 г.) пехота русской полевой армии насчитывала 32 пехотных полка, 4 гренадерских полка и 2 гвардейских полка (всего 57 000 человек). Русская конница в 1709 году состояла из 3 конно-гренадерских полков, 30 драконьих полков и трех отдельных эскадронов (Меншиков генерал, Козловский и Домашний Б.П. Шереметев). Генералы и офицеры приобрели необходимый практический опыт.

В состав русской армии входили также гарнизонные пехотные полки и части наземного ополчения. Кроме того, стрелецкие полки просуществовали до второй половины XVIII века: в 1708 г их было 14, в 1713 г. — не менее 4 .

Первоначально полки армии, за редким исключением, носили имя командира полка; смена командира привела к изменению названия полка. В 1708 году пехотные полки получили постоянные названия по названиям городов и областей России — важнейший этап военного строительства, свидетельство создания постоянной регулярной армии. В качестве примера была взята шведская система indelta  .

В результате во время Северной войны 1700-1721 годов была создана новая русская армия, построенная на вербовке. Он стал постоянным и постоянным, в нем, без классовых различий, должны были служить все люди Российского государства (кроме жителей части национальной периферии). Одновременно с созданием самой армии развивалось и управление этой военной силой страны, создавались институты, ведающие экономикой войск, боевой подготовкой солдат и офицеров, обмундированием и снаряжением. В конце царствования Петра эти функции были переданы Военному училищу с подчиненными ему отделами, во главе которых стояли: генерал-продовольственный, генерал-кригскомиссар (главный военный судья), генерал-фельджейхмейстер. (начальник артиллерии, инженеры и саперы) и генералы (штаб).

Пехотный полк при Петре I

Пехотный полк петровского времени состоял из двух батальонов по четыре роты, только гвардейские полки — Преображенский и Семеновский — имели четыре батальона, роты делились на четыре плутона. Во главе роты стоял капитан, командир роты. Ему пришлось «обучить» свою роту военному, а для этого все сделать «военным заказом». Помимо командира, в роте было еще три офицера: лейтенант, второй лейтенант и маршал. Лейтенант был помощником командира роты и должен был каждый день подробно отчитываться перед ним. Младший лейтенант помогал лейтенанту, маршал был обязан нести знамя в строю; более того, он должен был «весь день посещать слабых» и ходатайствовать за нижние чины, «когда они попадают в наказание».

Среди начальников нижних чинов первое место в роте заняли два сержанта, которым «в роте было много дел»; Прапорщик отвечал за замену прапорщика на штандарт, каптенармус отвечал за оружие и боеприпасы, капралы командовали плутонгами.

Полком руководил полковник; согласно уставу, он должен «как капитан своей роты иметь такое же и даже большее уважение к своему полку». Подполковник ассистировал командиру полка, первый майор командовал одним батальоном, второй майор другим; более того, первый майор считался старше второго майора и имел, помимо командования, обязанность следить, «находится ли полк в хорошем состоянии как по количеству солдат, так и по их вооружению, боеприпасам и форме».

Артиллерия

При Петре кавалерия состояла из полков драгунов; Артиллерия Петра Великого состояла из 12, 8, 6 и 3-фунтовых орудий (один фунт равен чугунному сердечнику диаметром 2 английских дюйма (5,08 см); вес одного фунта в этом случае превышает 20 катушек. (85,32 кг), полуторафунтовые гаубицы, однофунтовые и шестифунтовые минометы (фунт равняется 16,38 кг). Это было неудобно для перевозки артиллерии: 12-килограммовая пушка, например, весила 150 фунтов с лафетом и передней частью, и 15 лошадей несли его, составляли полковую артиллерию; сначала такие орудия рассчитывали по два на батальон, а к 1723 году их ограничили до двух на полк калибра пистолета.

Из артиллеристов и гранатометов старины Петр приказал сформировать в 1700 году особый артиллерийский полк, были созданы школы для подготовки артиллеристов: инженерные и штурманские в Москве и инженерные в Санкт-Петербурге. Организованные Петром оружейные заводы Охты и Тулы производили артиллерию и орудия для армии.

Гарнизонные войска

Гарнизонные войска Российской Императорской Армии предназначались для несения гарнизонной службы в городах и крепостях во время войны. Создан Петром I в 1702 году городскими лучниками, солдатами, рейтарами и другими. В 1720 году гарнизонные войска насчитывали 80 пехотных полков и 4 драконьих полка. Во второй половине 19 века они были преобразованы в местные войска (гарнизонная артиллерия — в глебскую артиллерию).

Вооружение и обмундирование

Вооружение каждого солдата состояло из сабли с поясом и фузеи. Fuzea — ​​пистолет, весивший примерно 14 фунтов; его пуля весила 8 витков; замок Фузеи был сделан из кремня; При необходимости на веер крепился багет — треугольный штык с пятью или восемью вершинами. Патроны помещали в кожаные мешки, прикрепленные к стропе, к которой также привязывали роговицу натруса с порохом. Каптенармусы и сержанты были вооружены алебардами вместо фузеи — топоров на трехрукой древке.

Одна из рот каждого полка называлась гренадерской, а особенностью ее вооружения были фитильные бомбы, которые гренадер хранил в специальной сумке; запалы гренадера были немного легче, и солдаты, бросая бомбу, могли закрепить запалы на поясе за спиной. Нижние чины артиллерии были вооружены мечами, пистолетами, а некоторые — специальным «минометом». Эти «минометы» представляли собой нечто среднее между предохранителем и небольшой пушкой, прикрепленной к блоку предохранителей с предохранителем; при стрельбе из минометов их приходилось поддерживать специальной алебардой; длина миномета равнялась 13 вершкам, при стрельбе бомба равнялась фунтовому шарику. Каждый солдат имел право на рюкзак для переноски вещей. Драгуны для пешего боя были вооружены кушаком, а для рыцарей — палашом и пистолетом.

С 1700-х годов солдатская форма состояла из небольшого сплющенного светящегося треугольника, кафтана, эпанчи, майки и брюк. Шляпа была черной, края полей были обработаны тесьмой, а с левой стороны была прикреплена латунная пуговица. Слушая приказы старших, младшие снимали шляпы и держали их под левой подмышкой. Солдаты и офицеры носили волосы до плеча, а в торжественных случаях присыпали их мукой.

Кафтаны пехотинцев были из зеленого сукна, а драконы — из синего цвета, однобортные, без воротника, с красными обшлагами. Кафтан имел размер до колен и был снабжен медными пуговицами; Плащ для кавалерии и пехоты был сделан из красного сукна и имел два воротника: это был плотный плащ, доходивший до колен и плохо защищавший от дождя и снега; сапоги — длинные, с легкой рукоятью — носили только на карауле и во время похода, а чулки и жирные тупоносые головы с медной пряжкой были обычными туфлями; У солдат армии были зеленые чулки, а «Преображение» и «Халф-Лайф» после разгрома Нарвы были красными, по легенде, в память о том дне, когда бывшие «веселые» полки не отступили, с генералом » смущение «под нападением Карла XII.

Гренадеры гвардии отличались от фузелеров только головным убором: вместо треугольной шляпы они носили кожаные шлемы со страусиным пером. Покрой офицерской формы такой же, как и солдатский, только по краям и по бокам отделан золотой тесьмой, пуговицы тоже были позолочены, галстук вместо черного сукна, как у солдат, был белого цвета белье. К шляпе прикрепляли перо из красных и белых перьев. Офицеры в элегантной одежде должны были носить напудренные парики на голове. Офицер отличался от рядового бело-сине-красным шарфом с серебряными кисточками, а офицер штаба — золотыми кисточками, который носился высоко на груди, у воротника. Офицеры были вооружены мечами, а также в строю имелись протазан, или, по-тогдашнему, «партазан» — разновидность копья на трехконечном древке. У гренадерских офицеров вместо протазана на золотом поясе был легкий взрыватель.

Производство в чины и обучение

Движение в чины в петровской армии происходило строго постепенно. Каждая новая вакансия заполнялась по выбору офицеров полка; звание капитану утверждалось командиром «генералов», т е корпусом — главнокомандующим, а полковнику — фельдмаршалом. До 1724 г патенты на все звания выдавались за подписью самого правителя. Производство полковников и генералов зависело от государя. Для предотвращения родственных уз, покровительства, привязанности и дружбы между офицерами людей, незнакомых с военным делом, Петр указом 1714 г издал указ: «Поскольку многие делают своих родственников и друзей офицерами из молодых, не знающих основы солдатской деятельности, так как они не служили в низших степенях, а некоторые служили только для явления в течение нескольких недель или месяцев, поэтому необходимо такое заявление, сколько из этих степеней существует с 1709 г другие расы извне вообще не написаны, что не служили солдатами в гвардии. «Петр часто просматривал списки повышенных в звании.

В 1717 году Петр понижал подполковника Мякишева «до Преображенского полка в роте бомбардировщиков как солдат, чтобы получить это звание за интриги, а не за службу».

Царь следил за тем, чтобы дворяне, поступавшие в гвардейские полки солдатами, получали известное военное образование, «достойное офицера».

В спецшколах полка знатные негры (до 15 лет) изучали арифметику, геометрию, артиллерию, фортификацию и иностранные языки. Обучение офицера не прекращалось даже после того, как он поступил на службу.

В Преображенском полку Петр просил офицеров знать «инженерное дело». Для этого в 1721 году при полку была создана специальная школа.

Сделав сторожевые полки как бы школами для изучения всего того, чем «должен руководить хороший офицер», практика обучения за границей продолжилась.

В 1716 г был издан Военный устав, в котором строго определялись права и обязанности военнослужащих и их службы.

Укрепление российской государственности: военные реформы Петра I

Петр 1: военные реформы
Петр 1: военные реформы

На протяжении всего периода правления Петра Великого Россия участвовала в войнах. В то же время эти военные кампании были нацелены на самых могущественных противников в мире: Турцию и Швецию. Для ведения изнурительных длительных наступательных боевых действий государству требовалась мощная боеспособная армия. Прямая необходимость создания такой армии и есть главная причина петровских военных реформ. Стоит отметить, что весь процесс трансформации не пошел резким курсом. Каждая фаза заняла много времени, так как каждая фаза определялась собственными событиями на поле боя.

Более того, современные историки напоминают, что царь не начал весь процесс военной реформы на пустом месте. Скорее, Петр I расширил, а затем продолжил военные новшества, задуманные его отцом царем Алексеем Михайловичем.

Реформирование стрелецкого войска

Стрелковые полки, бывшие ранее базой русской армии, были расформированы Петром в 1697 году. Вскоре после этого они были полностью упразднены, так как полки не были готовы к ведению боевых действий на постоянной основе. В то же время предыдущие стрелковые беспорядки полностью подорвали доверие государя к ним. В 1699 году вместо стрелковых полков Петр сформировал три новых полка, состоящих из новобранцев и расформированных иностранных полков.

Введение рекрутской повинности

В 1699 г в Русском государстве была введена новая система комплектования войск — рекрутинговая. Первоначально король проводил эту вербовку только в случае необходимости, регулируя ее специальными указами, объявлявшими количество рекрутов, необходимых в то время.

Служба вербовки длилась всю жизнь, и в основе комплектов лежали сословие крестьян и горожане. Введенная система комплектования армии позволила создать в стране большую постоянную армию, имевшую значительные преимущества перед наемными войсками, набор которых практиковался в тот исторический период в Европе.

Изменение системы обучения в русских войсках

В этом же году (1699) началась фактическая подготовка офицеров и солдат по единым правилам обучения. При этом упор делается на проведение непрерывных военных учений. Через год было открыто первое военное училище для офицеров, а через пять лет — Военно-морская академия в Санкт-Петербурге.

Военное образование

Масштабные преобразования Петра I потребовали подготовки новых кадров по всем направлениям. Таким образом, походы Азова доказали эффективность взаимодействия флота и артиллерии при осаде прибрежных крепостей. В связи с этим уже в 1698 г стали открываться артиллерийские школы, а в 1701–1702 гг. — штурмовые и артиллерийские школы в Москве (первым учреждением такого типа было Школа математических наук и мореплавания, открытая 25 января 1701 г .; Здесь обучались будущие артиллеристы, инженеры, моряки армии и флота).

Петр I. Не обошел вниманием и военную медицину. В 1707 году при Московском земельном госпитале была открыта первая в России госпитальная школа. В 1716 г была открыта Петербургская земельная больница; Первоначально в нем было всего несколько учеников, а такое же медико-хирургическое училище было основано только в 1733 году.

Для ускорения развития системы военного (в том числе медицинского) образования в Россию были приглашены иностранные специалисты. Их целью было создание системы, подобной европейской.

В 1721 году указом Петра I были созданы гарнизонные училища для каждого полка армии. Целью этих школ было дать начальное образование детям солдат и унтер-офицеров, а также обучить их основам артиллерии, инженерии и других военных наук. Таким образом, гарнизонные школы также частично решили проблему поддержания численности регулярной армии.

Изменения в структуре русской армии

По указу Петра русская армия была официально разделена на три основных вида войск:

  • кавалерия;
  • артиллерия;
  • пехота.

Кроме того, сама структура новой армии была приведена царем к единообразию, разделившись на бригады, полки и дивизии. Управление обновленной русской армией осуществлялось четырьмя приказами, а с 1718 года так называемое Военное училище стало действовать как высший военный орган.

Четыре года спустя царь издает «Таблицу оценок», в которой структурирована вся существующая система военных знаний.

Петровское перевооружение армии

Русский царь Петр Великий начал вооружать пехоту саблями и ружьями с кремневым замком одного калибра. Кроме того, во время его правления было разработано много новых типов боеприпасов и оружия. Кроме того, создавались новые типы кораблей российского флота.

Помимо всего вышеперечисленного, стоит выделить следующие моменты военных преобразований Петра:

  • По царскому указу запрещалось принимать в офицеры тех, кто не получил образования в военном училище. Довольно частым явлением были личные приемы Петром экзаменов к знатным сыновьям. Тех, кто не справлялся с поставленными задачами, отправляли служить на флот без дополнительного права в будущем стать офицером.
  • Что касается не только физической подготовки войск, но и их морального обеспечения, Петр Великий начал награждать выдающихся генералов орденом Андрея Первого, учрежденным им в 1698 году. Кроме того, награждены были офицеры и солдаты продвижение в строю, но чаще всего за деньги. При этом в армии Петра действовала строгая дисциплина, которая включала не только телесные наказания, но и смертную казнь.

Военные реформы Петра 1 и система, сформированная правителем, оказались настолько устойчивыми и успешными, что противостояли без существенных преобразований до XVIII века! Современные историки утверждают, что в десятилетия после окончания правления Петра российская армия продолжала развиваться под влиянием реформ Петра.

Так, их усовершенствованием занимались А. Суворов и П. Румянцев. Военная деятельность последнего считается величайшим вкладом в отечественную военную науку!

Таблица: военные реформы Петра I

Направление реформы Основные шаги
Управляйте армией и флотом Введение обязательной службы для дворян с достижением офицерского чина после аттестата военного училища. Внедрение регулярных наборов кадров для фермеров.
Управление армией и флотом Создание военного училища взамен упраздненной системы управления. Создание Генерального штаба русских войск.
Структура армии и флота Реорганизация структуры армии и флота. Сухопутную армию стали делить на: пехотную, кавалерийскую и артиллерийскую. Русский флот стал делиться на гребной и парусный. Впервые созданы части морской пехоты.
Вооружение Все вооружение русской армии было унифицировано и унифицировано.
Бренды передового опыта Внедрение единого обмундирования для разных родов войск.
Военнослужащие Создание первых военных училищ и военно-учебных заведений для знати. Школа математических наук и мореплавания была открыта в 1701 году. Артиллерийское училище было открыто в 1701 году. Военно-медицинское училище было открыто в 1707 году.
Перевооружение армии Российская армия снабжается новыми видами вооружения: штыковыми винтовками, минометами и гранатами.
Флот Впервые в истории России создается полноценный флот

Ход военных реформ

Вся жизнь Петра Великого была укреплением военной мощи России и стабильного положения на мировой арене.

В своем отчете известный историк Василий Ключевский не только указывает таблицы с этапами и датами реформ, но и пишет: «Военные реформы Петра I были самым трудным и долгим вопросом как для царя, так и для простого народа. Они имеют немаловажное значение в истории России, это не только защита государства: реформа глубоко повлияла на развитие общества и последующие события».

Особенности реформ в военной сфере включали комплексные меры по преобразованию системы военного управления и оснащения войск, организацию регулярного флота, высокую боеспособность армии, создание и осуществление учебно-тренировочного комплекса система для военнослужащих и усовершенствования вооружения.

Ход военных реформ Петра I

В результате реформ пришлось упразднить устаревшую военную организацию: полки «нового строя» (воинские части, созданные в XVII веке в России, как и европейские армии), а также армию стрельцов и дворян. Эти подразделения сформировали регулярную армию, составляющую ядро ​​армии.

Петр I ввел новую систему оснащения регулярной армии. Призывная служба была введена в 1698 году, которую царь легализовал в 1705 году. Ее значение заключалось в том, что государство ежегодно насильственно вербовало в вооруженные силы некоторое количество платящих подать крестьян. Из 25 домов нужно было отдать 1 человека, неженатого, возрастом 15-20 лет (но во время Северной войны сроки постоянно менялись из-за нехватки военнослужащих).

В конце царствования Петра численность регулярных войск составляла, по разным оценкам, 195-215 тысяч воинов.

Строительство флота

Наряду с преобразованием сухопутных войск Петр начал создавать флот. В начале 17 века в составе Азовского флота было около 50 кораблей. Во время Северной войны был создан Балтийский флот; в конце правления Петра Великого он насчитывал около 220 галер, 12 фрегатов, 30 линейных кораблей и 30 000 моряков.

Строительство флота

Уделяя большое внимание техническому вооружению флота и сухопутных войск, Петр инициировал создание и производство новых типов кораблей, артиллерийского вооружения и боеприпасов к нему. Пехота была вооружена кремневыми ружьями, был введен штык русского образца.

Во флоте и армии была создана стройная и общая система организации, на флоте созданы отряды, дивизии, эскадрильи, дивизии, бригады, полки, создана единая кавалерия драконов. Для управления флотом была введена должность генерал-адмирала, для регулярной армии — должность главнокомандующего.

Мы модернизировали управление. Суть его реорганизации заключалась в том, что вместо орденов было создано Военное училище. Он отвечал за все «военное дело», за гарнизон и полевую армию. Первый председатель правления — Александр Меньшиков. Эта система отличалась тем, что все вопросы, связанные с армией, решались одним органом. Во время войны войсками руководил главнокомандующий. Под руководством штаба были организованы военный совет и полевой штаб.

В процессе модернизации армии была введена общая система степеней, полностью оформившаяся в 1722 году. Всего было 14 степеней от рядового до фельдмаршала. Рейтинг основывался не на родословной, а на индивидуальных навыках отдельного солдата.

Образовательные учреждения

Петр I придавал большое значение воспитанию офицерского корпуса. С 15 лет молодые дворяне должны были служить в Семеновском и Преображенском национальных полках по 10 лет. После получения первого звания юношей отправили в армейские полки, в которых они прослужили до конца жизни.

Но эта система подготовки офицеров не полностью удовлетворяла растущий спрос на солдат, и Петр создал несколько военных учебных заведений. В 1702 г в Москве было открыто артиллерийское училище, а в 1713 г. — в Санкт-Петербурге. Также были организованы 2 инженерные школы.

Школа навигации и математических дисциплин

Для подготовки моряков Петр в 1702 году открыл в Москве мореходно-математическое училище, а в 1716 году в северной столице — Морскую академию.

Петр Великий не разрешал давать офицерские чины людям, не прошедшим обучение в соответствующей школе. Нередко были случаи, когда король сам осматривал «низкорослых». Дети, не сдавшие экзамен, отправлялись на флот как нормальные моряки без права получения офицерского звания.

Заботясь о боевом духе, Петр Великий наградил проявивших себя генералов орденом Андрея Первозванного, солдат и моряков — призами и повышениями (иногда деньгами). В то же время он ввел в армии строгую дисциплину с наказаниями или расстрелами за серьезные нарушения.

Созданное Петром военное устройство было настолько устойчивым, что просуществовало без существенных изменений до начала 19 века. В течение десятилетий после смерти царя армия развивалась, принципы и правила регулярных войск продолжали совершенствоваться. Их продолжением стали боевые действия Суворова и Румянцева.

Результат и последствия:

  1. Были сформированы регулярные войска в количестве около 350 тысяч солдат.
  2. создан флот численностью около 35 тысяч моряков.
  3. В период с 1698 по 1726 год он набрал 54 новобранца, что дало в армию около 260 тысяч солдат.
  4. Улучшено вооружение, введен стандартный модуль.
  5. Открывались военные училища, готовившие высококвалифицированных офицеров.
  6. Созданы военно-морские и военные уставы.
  7. С жителей взимаются различные налоги за содержание и улучшение армии.
  8. Строились промышленные заводы, снабжавшие войска техникой и вооружением.

Результат и последствия

-Основаны регулярные войска в количестве около 350 тысяч военнослужащих.

— Военно-морской флот был создан в количестве около 35 тысяч моряков.

— В период с 1698 по 1726 год он набрал 54 новобранца, которые дали в войско около 260 тысяч солдат.

— Улучшено вооружение, введен стандартный модуль.

-Открыть военные училища, готовящие высококвалифицированных офицеров.

-Созданы военно-морские и военные уставы.

— С жителей взимаются различные налоги на содержание и улучшение армии.

-Строить промышленные заводы, снабжавшие войска техникой и вооружением.

Преимущества

— Великая Северная война, выигранная, проложила путь к Балтийскому морю, а также подтвердила статус империи для России.

-Организация производства по автономной поставке военной артиллерии, обмундирования, вооружения, боеприпасов.

-Организация полноценного регулярного войска, способного не только сражаться, но и доблестно побеждать.

-Создание нового образовательного направления, а именно ввод в эксплуатацию новых учебных заведений по обучению современным ремеслам.

-Мощный военно-морской флот, которого в России еще не было.

Недостатки

-Существенные финансовые затраты, отрицательно сказавшиеся на жизни простого русского народа.

-Полное объединение крестьян в производственные предприятия.

— Служба была обязательной для знати и сначала была пожизненной, а через некоторое время достигла 25 лет.

Это было результатом крупных реформ Петра, приведших к организации и укреплению войск. Войска состояли в основном из крестьян, а офицеры были знатными. Создание армии и методы ее обучения постоянно совершенствовались с учетом огромного боевого опыта, накопленного в период Северной войны.

Историческое значение военных реформ

Военные реформы позволили России надолго остаться самой мощной и могущественной державой в Европе. Благодаря этим кардинальным изменениям Россия получила статус империи, что полностью изменило ход ее истории.

 

Оцените статью
Блог про Петра Первого