- Что такое Сенат?
- Общественно-политическая ситуация в России. Предпосылки к созданию Сената
- Учреждение сената
- Сенат при Петре I
- Заседание Сената при Петре I
- Должность Сената
- Генерал-прокурор Сената
- Учреждение Правительствующего сената
- Тайная слежка
- Система прокурорского надзора
- Связь с местным управлением
- Метаморфозы
- Реформирование при Екатерине II
- Сенат от царствования Александра I до конца XIX
- Участие Сената в законодательстве.
- Участие Сената в делах управления.
- Участие Сената в делах судебных.
- Состав и разделение сената
- Жалобы на Сенат
Что такое Сенат?
Сенат в большинстве стран является законодательным учреждением. Полномочия Сената в России шире. Уехав за границу в связи с войной с Турцией, указом от 22 февраля 1711 г. Петр I учредил в свое отсутствие «правительственный» сенат с чрезвычайно широкими полномочиями в судебной, административной и законодательной сферах. Сенат состоял из 9 членов. Постановлениям сената было приказано подчиняться, как и самому государю.
Сенат напрямую общался с центральными и местными органами власти, для которых он состоял из уполномоченных от провинций. Налоги находились в Сенате для полного надзора за администрацией. С учреждением коллегий в 1718 г сенат состоял из президентов коллегий. Однако недостатки такого состава Сената как высшего контролирующего органа в сфере управления вскоре были реализованы, и уже в 1722 году Петр назначил других членов Сената.
Членами Сената оставались только президенты военных и иностранных коллегий. Ревизионная комиссия была упразднена, поскольку по самой своей сути ее обязанности были неотъемлемой частью функций сената. Для проверки местного самоуправления один из сенаторов должен был ежегодно посещать провинцию. Для приема жалоб на медлительность и бюрократизм в коллегиях, а также на несправедливое судебное разбирательство в Сенате, был рекетмейстер, который докладывал жалобы на несправедливость самому императору и только в его отсутствие в сенат.
Но с самого 1722 года, с учреждением канцелярии генерального прокурора для надзора за деятельностью Сената, значение последнего постепенно начало уменьшаться.
Над Сенатом стоит Высший частный совет Екатерины I и «кабинет» Анны Иоанновны. При Елизавете Петровне «Правительственный сенат» получил былую силу и мощь. При Екатерине II значение Сената сильно уменьшилось благодаря возросшему значению генерального прокурора и преобразованию местных институтов во главе с суверенными губернаторами — генерал-губернаторами, которые в наиболее важных вопросах имели дело непосредственно с верховной властью. Во время правления Александра I за сенатом сохранялась исключительно судебная власть. По замыслу Сперанского, Сенат должен был контролировать и объединять министерскую администрацию, но эти функции были переданы комитету министров. С опубликованием Судебных статутов императора Александра II Сенат получил следующую организацию:
Правительственный сенат — высшее место, которому в гражданском порядке подчиняются суды, администрация и исполнение, а также высшие государственные учреждения и особые законы, освобожденные от такой зависимости, все места и учреждения Империи.
Сенат, как блюститель законов, занимается капиллярным контролем над правосудием, наблюдает за сбором налогов и расходами на персонал, заботится о средствах, чтобы облегчить нужды населения, сохранить всеобщий мир и остановить любые незаконные действия в целом подчиненные ему места.
Сенаторы назначаются Высшими выборами и делятся на присутствующих в дикастериях и не присутствующих, министров и главного прокурора Священного Синода, а также главных губернаторов провинций столицы по делам своих провинции, присутствуют в Сенате. Кроме того, посторонние могут быть вызваны в Сенат с правом совещательного голоса по вопросам, для решения которых они приглашены. Личность Императорского Величества председательствует в Сенате. Фактически, Сенат никогда не собирается.
Со времен Екатерины II Сенат разделен на департаменты. Изначально было создано 6 департаментов: 4 — в Санкт-Петербурге, 2 — в Москве, взамен существовавшей здесь сенатской канцелярии.
Согласно Своду законов 1857 г. Сенат был разделен на 12 отделов, в том числе 7 в Санкт-Петербурге, 3 в Москве и 2 в Варшаве. В 1872 г московские отделения были упразднены, а в 1876 г., вместе с проведением судебной реформы в Королевстве Польском, были закрыты и варшавские отделения.
В конце девятнадцатого века было 8 отделов: первый, второй, вестник, четвертый, пятый, земельный кадастр и два кассационных департамента, учрежденных Судебным статутом 20 ноября 1864 года в присутствии каждого департамента должно быть не менее 3 сенаторов наличными. Надзор за процедурой производства дел и правильностью решений возложен на главных прокуроров, закрепленных за каждым отделом.
Дела 1-го отдела: обнародование законов; дела о жалобах на действия и распоряжения земских учреждений; назначение мировых судей и др.
Второй отдел отвечает за рассмотрение апелляций на решения провинциальных представительств.
Геральдический отдел занимался делами дворянства и почетных званий, делами о присвоении гражданских степеней.
Четвертый и пятый — судебные департаменты.
Земельный департамент отвечал за выделение земли поселенцам и кочевым иностранцам, предоставление земли и т.д.
Кассационные департаменты наблюдали за соблюдением закона и его единообразным исполнением всеми судебными учреждениями Империи (см. Судебную систему и судопроизводство). Совместные представительства департаментов назывались общими собраниями; есть две общие сборки: первая и вторая. Первое общее собрание состояло из отделов первого, второго и геральдического; второе общее собрание — из судебных управлений (4-й и 5-й) и пограничных. Темы отдела общих собраний включали дела, представленные на рассмотрение общих собраний вышестоящими инстанциями, спорные дела и ведомственные дела, когда считалось, что публикация нового закона является необходимой. Иногда их составляли: общее собрание кассационных отделов, общее собрание отделений первой и кассационной инстанции и т.д.
Дела о привлечении должностных лиц к суду решались большинством голосов; частные дела были разрешены большинством в 2/3 голосов; все остальные ведомственные дела требуют единогласия. На общих собраниях вопросы решались простым большинством голосов.
В отличие от чрезвычайно сложной процедуры рассмотрения дел в старых департаментах Сената, производство в новых кассационных департаментах было проще.
Общественно-политическая ситуация в России. Предпосылки к созданию Сената
С середины XVII века представительная наследственная монархия в Российском государстве постепенно трансформируется в абсолютную монархию. Суть этого отрывка заключалась, по сути, в том, что созыв Земского собора прекратился. Таким образом, последний Земский собор в полном составе был собран в 1653 году. Состав созываемых позднее советов был строго ограничен: уездные дворяне и горожане уже не приглашались на соборы.
В конце 17 — начале 18 вв. Государственный аппарат был плохо скоординирован, громоздок и малоэффективен. Практически все важнейшие сферы государственной жизни не имели единого руководящего органа, за исключением внешних сношений, которые отвечали за польский порядок. Отсутствие единого руководящего органа предотвратило процесс европеизации России, которому Петр I был так твердо привержен.
Высшим совещательным органом была Боярская дума, существовавшая с древних времен. Петр I не доверял боярам (многие из которых были сторонниками Софьи Алексеевны), и поэтому собрания боярской думы при нем стали проводить все реже, пока в 1704 году они не прекратились вовсе. Также в это время укреплялось дворянство, что, в свою очередь, усматривало усиление своих позиций в укреплении самодержавия. Таким образом, существующая система, а именно Дума Боярдо и правящая аристократия, оказалась непригодной для решения проблем страны. Это обстоятельство стало одной из главных причин реформирования государственного аппарата.
В 1701 году Дума была заменена временным учреждением — «Советом министров» — советом руководителей важнейших орденов и ведомств. Дума не упразднялась, но постепенно перестала заседать. Совет министров, в отличие от Думы Боярдо, заседал без царя и был в основном озабочен выполнением его приказов. Это был управляющий совет, подотчетный королю. В Consilia установлен строгий порядок работы, оформления документов, ведения делопроизводства и отчетности. Каждый министр отвечал за свой мандат. Так прошла бюрократизация менеджмента.
Учреждение сената
В военных вопросах царю Петру I часто приходилось покидать столицу. В свое отсутствие он передал полномочия прокуратуре. Указ Петра I о создании Сената был издан в 1711 году. В нем говорилось: «Правящий Сенат назначен управлять нашим отсутствием».
Сенат при Петре I
Сенат, в отличие от Исполнительной палаты царя Федора Алексеевича, работавшей постоянно, сначала только в отсутствие царя, руководил всей государственной жизнью страны.
Количество его членов не превышало 10 человек. Ему подчинялись все должности, приказы, правители.
В 1721 году, когда в Санкт-Петербурге торжественно праздновали победу России над шведами в Северной войне, Сенат присвоил царю титул императора.
Россию стали называть империей. Петра Великого еще называли «Отцом Отечества», «Великим».
Заседание Сената при Петре I
Департамент Сената контролирует администрацию, разрешает дела, выходящие за рамки юрисдикции колледжей, и осуществляет общее руководство административным механизмом. Таким образом, Сенат был высшим административным органом штата. В последние годы Петра на него возложили судебную функцию: высшим судом стал Сенат. По поводу того, что законодательная деятельность была присуща Сенату, существует несколько оттенков мнений. Некоторые (Петровский «О Сенате при Петре Великом») считают, что Сенат изначально обладал законодательной властью, а иногда даже отменял собственные указы Петра. Другие (Владимирский-Буданов в критической статье «Учреждение Правящего Сената») утверждают, что законодательная функция никогда не принадлежала Сенату. Но все признают, что Петр I, изменив положение Сената в 1722 году, лишил его законодательной власти; Понятно, что Петр рядом с ним, как с единственным источником законодательной власти в государстве, не мог ставить собрания с законодательными правами. Следовательно, если мы признаем законодательную функцию Сената, то это следует рассматривать как случайное и исключительное явление.
Различие представлений о государственном значении Сената зависит от различия представлений о компетенции Сената. Некоторые считают Сенат, несомненно, высшим институтом государства, который объединяет и руководит всей администрацией и не знает над собой другой власти, кроме правителя (Градовский, Петровский). Другие полагают, что, контролируя и направляя администрацию, Сенат находился под контролем и зависел от «верховных хозяев министров» (то есть людей, близких к Петру I, которые управляют войсками, флотом и иностранными делами) и Генеральным прокурором, представитель государя в Сенате (Владим.-Буданов, Дмитриев).
Офис генерального прокурора, учрежденный в 1722 году, по словам Петра, должен был служить связующим звеном между высшей властью и центральным правительством и средством контроля над Сенатом. Пьетро экспериментировал со многими средствами контроля: сначала Генеральный аудитор имел дело с Сенатом (1715 г.), затем офицеры гвардии дежурили в Сенате, чтобы ускорить дела и поддерживать порядок на заседаниях (1721 г.); Обязательные протоколы собраний также были средством контроля; наконец, была создана прокуратура. Генеральный прокурор доложил о делах сената государю и передал волю государя сенату; это могло остановить решение Сената; постановления Сената выполнялись только с его согласия; контролировал выполнение этих указов (т.е вся администрация); наконец он возглавил сенатскую канцелярию. Под его непосредственным командованием действовали и другие агенты государственного надзора: главные прокуроры и прокуроры в колледжах и провинциях (параллельно с ними тайные наблюдатели — фискальный и фискальный начальник). Это значение генерального прокурора сделало его самым влиятельным человеком во всей администрации, тем более что первый генеральный прокурор Ягужинский, способный и активный человек, смог придать своему положению исключительный престиж. Современники считали генерального прокурора главой сената и первым человеком в империи после монарха. Эту точку зрения сейчас разделяют те, кто склонен умалять значение Сената. Напротив, некоторые (Градовский в его книге «Верховная администрация России в XVIII веке и Генеральная прокуратура») думают, что, сливаясь с Сенатом в единое целое и вне Сената, не имея никакого смысла, Генеральный прокурор имеет только еще выше подняло государственное значение самого Сената.
Должность Сената
Петр I придавал большое значение Сенату. Он написал газету «Офис Сената», которую сам рецензировал в течение шести лет.
В документе установлено, что Сенат является блюстителем интересов государства. Сенат задумывался как коллегиальный орган.
Предполагалось, что при решении задач будет соблюдаться равенство его членов. Без общего согласия ни один указ не может вступить в силу.
В документе говорилось, насколько серьезно сенаторы должны относиться к своему делу: «Никто в Сенате не уполномочен говорить о посторонних вещах, которые не касаются нашей службы, не говоря уже о том, чтобы сплетничать или шутить».
Петр I также строго определил порядок поведения сенаторов на собраниях: «И, собравшись, как по этому поводу, так и в Сенате, не было лишних слов и болтовни . ни о чем другом, только разговоры о том, что здесь есть. Я. Кроме того, тот, кто начинает говорить, не перебивает другого, а дает ему закончить, а потом другой говорит, как положено честным людям».
Генерал-прокурор Сената
Для наблюдения за порядком в Сенате создана специальная должность — генеральный прокурор.
Генеральный прокурор должен был сидеть в Сенате и следить за тем, чтобы сенаторы работали «искренне и усердно, не теряя времени».
Он также должен был убедиться, что принятые решения были приняты и претворялись в жизнь, и «не только дела делались на столе».
Прокуратуру называли «оком правителя». Первым генеральным прокурором Сената был сподвижник Петра I, человек общего происхождения Павел Иванович Ягужинский. У него был целый штат обер-прокуроров.
Учреждение Правительствующего сената
Как уже отмечалось, этот орган — плод идеи Петра I. Царь вовсе не стремился делиться властью с кем-либо. Создание правящего Сената было вынужденной мерой. Те амбициозные задачи, которые были поставлены перед страной, требовали совершенствования государственного аппарата.
Но, в отличие от других стран, таких как Швеция или Польша, Сенат никоим образом не был органом, который каким-либо образом ограничивал автократию.
- Во-первых, это учреждение не было избрано; его члены назначались самим королем. И это были самые близкие сотрудники, пользующиеся личным доверием государя. Среди них такие имена, как П. Голицын, М. Долгоруков, Г. Волконский и другие именитые дворяне.
- Во-вторых, Сенат не был оппозиционной структурой. Он полностью подчинялся реальному человеку и контролировался ею. И он тоже был ответственным перед монархом. Сенат, казалось, представлял «второе я» суверена и совсем не защищал интересы аристократической элиты. И они должны были повиноваться ему, как и самому королю. Так, в одном из приказов Петр предупредил, что любой, кто осмелится не подчиниться постановлениям Правящего Сената, будет подвергнут суровому наказанию или даже смерти — «в зависимости от вины».
- В-третьих, функции этого органа не были четко определены на первом этапе. Его сфера деятельности постоянно менялась в зависимости от конкретной ситуации. И он сделал то, что Его Величество Император счел нужным. В своем указе Петр устанавливает, что после его отъезда Сенат должен: судить без лицемерия, не делать ненужных расходов, пытаться проявить милосердие, увеличить китайскую и персидскую торговлю, ласкать армян и создать налоговый орган. То есть у сенаторов не было списка обязанностей, они получали только указания от царя.
Тайная слежка
Формирование новой структуры управления продиктовало необходимость создания новых должностей. В марте 1711 г была учреждена новая должность: фискальная. В его обязанности входило:
- «тайно наблюдать» за всеми делами.
- Узнайте о различных преступлениях.
- Разоблачать в суде взятки, хищения и другие «молчаливые деяния».
Также был учрежден пост обер-фискала, находящийся в ведении Сената. Позже он стал выглядеть как налоговый генерал. У него было четыре помощника. В каждой из провинций существовал провинциальный налог, к которому приставлялись три помощника. И в каждом городе, в зависимости от его размера, есть один или два полицейских.
Существование таких тайных информаторов в госуправлении не обходилось без череды злоупотреблений и сведения счетов. Более того, до 1714 года не было санкций даже за ложный донос. С другой стороны, финансовому институту нельзя отрицать определенное положительное влияние на структуру заказов в местных учреждениях.
Система прокурорского надзора
Первоначально глава правящего Сената был главным секретарем. Петр I был вынужден назвать его из-за конфликта, который постоянно наблюдался на собраниях. В 1720 году А. Щукин оказался непригодным для выполнения подобных задач. После смерти Щукина в 1721 г офицерам гвардейского штаба было приказано поддерживать порядок на собраниях, которые менялись каждый месяц.
В 1722 году на смену офицерам пришла государственная прокуратура, которая не только курировала Сенат, но и была системой контроля над другими учреждениями — центральными и местными — которые выполняли административные и судебные функции.
Во главе этой системы стоял генеральный прокурор. Одновременно он был главой Канцелярии Сената и руководил этим органом. И не только с точки зрения порядка на заседаниях, но и с точки зрения законности его решений.
У генпрокурора был помощник — главный прокурор. Создание офиса генерального прокурора сыграло двоякую роль в развитии Сената. С одной стороны, его наблюдение помогло навести порядок в разбирательстве. С другой стороны, независимость этого органа значительно снизилась.
Связь с местным управлением
Огромная территория России всегда нуждалась в разветвленной и эффективной системе управления. Петр I также обратил особое внимание на эту проблему. Именно при нем произошло разделение государства на провинции, а также постепенная замена устаревших органов управления — приказов — коллегиями.
Сигналом к их формированию стало учреждение Сената. Все президенты вновь созданных колледжей стали членами. Таким образом, мы увидели прямую связь Сената с регионами.
Метаморфозы
После смерти Петра Великого функции Правящего Сената претерпели серьезные изменения в сторону их сокращения. Альтернативный орган был образован при Екатерине I и Петре II — Высший частный совет. Ее членами стали фавориты императрицы.
Этот совет, шаг за шагом, натягивал на себя одеяло, принимая на себя полномочия Сената. Со временем Сенат практически полностью утратил свои права и занялся анализом мелких дел. Однако при Анне Иоанновне Частный совет был упразднен ею, а Сенат вернулся в прежнее состояние.
Но во время правления императрицы Анны возникло другое учреждение: Кабинет, который становится своеобразной печатью между Сенатом и монархом. Со временем это негативно отразилось на работе Сената. После упразднения кабинета Елизаветой Петровной последняя своим указом восстановила статус-кво.
Реформирование при Екатерине II
Придя к власти, Екатерина II решила реформировать правительственный сенат. Он разделил этот орган на 6 отделов. Каждому из них была отведена та или иная сфера государственной деятельности. Это позволило императрице уточнить свое понимание полномочий Сената. Направления деятельности между отделами распределились следующим образом.
- 1-й отдел — внутренняя политика.
- 2 ° — судебная деятельность.
- 3-й — надзор за областями с особым статусом — Ливония, Эстония, Малороссия, Нарва и Выборг.
- 4-й — решение военных и военно-морских проблем.
- 5-й — административные дела.
- 6 ° — судебный процесс.
При этом первые 4 отдела работали в Санкт-Петербурге, а последние два — в Москве.
Кроме того, было расширено влияние каждого из управлений генерального прокурора. За короткий период правления Павла I Сенат снова утратил широкий круг своих полномочий.
Сенат от царствования Александра I до конца XIX
Восстановить власть Правительственного Сената
Сенат лежит в пыли, серый, покрытый тьмой
Показывать! — Александр Риверс. Встал — да только с раком
Анонимная эпиграмма
Главный герой С., как и других центральных учреждений, окончательно обозначился при Александре Павловиче. Практически сразу после своего восшествия на престол император Александр приступил к реформированию С., осознавая необходимость положить конец унизительному положению, в котором оказался верховный институт империи. 5 июня 1801 г был издан личный указ, которым С был приглашен составить отчет о своих правах и обязанностях. Этот указ, в котором было ясно выражено намерение императора возвысить значение С., произвел сильное впечатление не только на С., но и на образованную публику в целом. В ответ на указ были представлены несколько проектов самого покорного отчета, написанного необычайно оживленно (граф Завадовский, Державин, Воронцов) и выражающих желание С вернуть тот смысл, который он использовал при Петре I и Елизавете. S принял проект гр. Завадовский. В момент его представления государю, как в «Неформальном комитете» (см.), Так и в недавно созданном Государственном совете (30 марта 1801 г.) было начато углубленное обсуждение реформ S. Итогом всех этих встреч стал личный указ 8 сентября. 1802 г о правах и обязанностях S. Этот указ является последним законодательным актом, который систематически определяет как организацию S, так и ее отношения с другими высшими учреждениями. Несмотря на указ от 8 сент. 1802 г явился результатом серьезного желания императора и его приближенных повысить значение С., он почти не внес ничего нового в свою организацию и в свои отношения с другими учреждениями: он восстановил только в своей памяти права св. Екатерина, забытая и эффективно уничтоженная Павлом, то есть св., Уже уменьшилась в своем первоначальном достоинстве. Единственными нововведениями были следующие правила: в случае протеста генерального прокурора против определения С дело сообщалось государю не только генеральным прокурором, но и во время депутации С.; сенату было разрешено, если он видел серьезный недостаток в действующих законах, представить его государю. Одновременно с указом о С был издан манифест об учреждении министерств, и было решено, что годовые отчеты министров должны представляться С для отчета государю. В силу ряда условий эти новые права, предоставленные S, никоим образом не могли повысить его значимость. Что касается своего состава, то С так и остался собранием отнюдь не первых сановников империи. Прямых отношений S с верховной властью не было, и это предопределило характер отношений S с Государственным советом, министрами и комитетом министров.
Участие Сената в законодательстве.
Уже декрет 1802 года не рассматривает Сенат как законодательный институт: законодательные дела были сосредоточены в государственном совете, учрежденном в 1801 году. Когда значение этого совета упало, законодательство перешло к окружению суверена и министров а с 1810 г. — во вновь организованные советы штатов. Исключенный из законодательства как законодательный орган, Сенат, тем не менее, сохранил определенное отношение к законодательству. Во-первых, S имеет право изначально предписывать законы: собрание S может составить законопроект и представить его на максимальное одобрение через министра юстиции и Государственный совет, а министр должен запросить у вышестоящего разрешения разрешение на представить проект в совет. Сенат, по сути, не пользуется этим правом, потому что в ходе своей деятельности и в соответствии с имеющимися в его распоряжении денежными и личными ресурсами он лишен возможности выполнять всю работу, необходимую для подготовки и развития любой сложной купюры. Правило, согласно которому Сенат не приступает к разрешению таких дел, для которых нет точного закона, но по каждому подобному случайному случаю составляет проект решения и представляет его государю в восемнадцатом веке и в Первая середина 19 века имела огромное значение для законодательства: таким образом было заполнено множество законодательных пробелов. Право S сообщать государю о неудобствах в действующих законах предоставлено S указом от 8 сентября. 1802 г был подвергнут строгим ограничениям на первую попытку С. Когда Сенат представил имп. Александр I, указ от 5 декабря. 1802 г об условиях службы унтер-офицеров из дворянства противоречит указу о свободе дворянства и письму об уступке дворянству, государь, приняв это замечание очень безжалостно, объяснил указом от 21 марта 1808 г., что исключения S были необоснованными и что право S предлагать исключения относится исключительно к существующим законам, не касаясь недавно принятых или подтвержденных. Право представительства с указанной оговоркой было включено в представительный институт С., но в государственной жизни России в то время оно не имело практического значения. Сенат должен получать решения общего присутствия провинциальных учреждений, которые имеют право, после получения нового закона, подчиняться его двусмысленности или неудобствам в его применении; но недоброжелательность, с которой Сенат отнесся к таким взглядам, привела к тому, что провинциальные места не пользовались этим правом с начала XIX века и существовали только на бумаге.
Участие Сената в делах управления.
В сфере административных дел в С наиболее тяжелые изменения произошли с 1802 года. В 1802 году, когда были учреждены министры, они были поставлены над коллегиями. Хотя в манифесте 1802 г об учреждении министерств вопрос об отношении С к министерствам оставался открытым в большинстве случаев, но поскольку отношение С к коллегиям уже было более или менее определено, изначально взаимоотношения между министрами и С, затруднений не вызвало. Когда было обнаружено, что сосуществование колледжей и министров приводит к серьезным неудобствам, и когда, как следствие этого, начиная с 1803 года, началось постепенное закрытие колледжей и их преобразование в департаменты министерств, отношения С стало совершенно неясным, и от этой безвестности выиграли все министры. Представление годовых отчетов министрами С фактически прекратилось; те дела, которые ранее относились к S, рассматриваются комитетом министров. В области административных дел компетенция комитета почти слилась с компетенцией С., настолько, что около 1810 г возникли многочисленные проекты как по подавлению административного отдела S с передачей его дел комитету (Сперанского проекта 1809 г.), либо об упразднении комитета с передачей его дела С. (Сперанский в 1810 и 1811 гг., Позже Трощинский). Эта последняя мысль лежит в основе нынешнего института министерств 25 июня 1811 г .: в нем не упоминается комитет министров, а функции, которые до сих пор выполнялись комитетом, а затем оставались неизменными, были переданы С сделано не состоится. Комитет министров не только не был упразднен, но получил новые чрезвычайные полномочия по случаю ухода государя с войны и ничего не даровал из прежних. Как только чрезвычайные полномочия комитета министров закончились, его общее значение, тем не менее, продолжало расти; в эпоху суверенитета Аракчеева комитет становится центром всего государственного управления. Роль S в административных делах падает. Министры становятся руководителями исполнительных органов государства. Закон, однако, по-прежнему признает С верховным в приказе суда и в управлении империей, которая не имеет над собой никакой другой власти, кроме власти имперского величия, посылая указы министрам, получая отчеты. Провинциальные места фактически полностью зависят от министерств, но считаются подчиненными S. Следовательно, S всегда формально оставался сам по себе, если он обращался в министерства или провинциальные учреждения с какой-либо просьбой. S было удобнее действовать, указывая на ошибки или отклонения от законов, восстанавливая силу закона, призывая к исправлению незаконных приказов. Сенат не очень подходил для непосредственного участия в активном управлении, как по своему составу, так и по медлительности делопроизводства, и потому, что он был выведен из распоряжения исполнительных органов даже от прямого контакта с ними. Таким образом, S неизбежно мало-помалу трансформировалась из органа эффективного управления в орган контроля над законностью, как это было в проектах 1788 и 1793 годов, которые хотела сделать Катерина. Между S и комитетом министров было, так сказать, определенное разграничение: S в своей деятельности держит начало законности в управлении (Legalit ä tsprincip), комитет — начало возможности (Opportunit ä tsprincip). Дела административного характера, представленные в правящий Сенат, можно разделить на следующие две категории:
1) Исполнительные вопросы. В S осталось очень мало случаев чисто исполнительного характера, и в большинстве случаев они мало затрагивают значение S. Среди этих случаев относительно более значимы следующие: 1) публикация законов. На практике важно не то, кто отвечает за принятие законов, а то, чтобы законы были опубликованы в целом и чтобы их публикация была сосредоточена в одном месте. Однако наше законодательство не только допускает существование секретных законов и не подлежит введению в действие, но также не полностью гарантирует, что законы, предназначенные для общей информации, публикуются именно через S. Во второй половине девятнадцатого века законы часто принимались сообщается субъектам и лицам, не являющимся S., в циркулярах министра внутренних дел губернаторам и т д., или официальные публикации не публиковали законы до S. Но это мало что дает для достижения цели, особенно в отношении военного ведомства. : законы применяются здесь по приказу ведомства и помечены буквой S для опубликования только позже, иногда через несколько десятилетий (Положение о Сибирских казачьих войсках, высокое утвержденное 5 марта 1861 г., опубликовано в № 53 Сборника легализаций за 1899 г.). О том, что считается временем обнародования закона, см. «Обнародование законов». Информацию о важности раскрытия информации об административных распоряжениях см. В Обязательных постановлениях. 2) Платежи в Казначейство и Казначейство: добавление просроченной задолженности, возврат денег, которые были неправильно получены Казначейством, разрешение разногласий между государственным контролем и те организации или должностные лица, которым производилась оплата. 3) Казначейство: одобрение аукционов, споры между министерствами по государственному имуществу. 4) Утверждение мировых судей Кадисского уезда. Случаи, перечисленные в этих 4 пунктах, относятся к первому отделу. 5) удостоверение прав государства (вотчины): переходы из одного состояния в другое; свидетельства о принадлежности к тому или иному государству; Хранение вестников, постановка в званиях по выслуге лет. Эти дела частично управляются первым отделом, частично отделом геральдики. Серьезное практическое значение имеют дела крестьянского землеустройства, которые ведутся во втором отделении.
2) Случаи надзора за законностью управления. Здесь S действует, прежде всего, как субъект, по собственной инициативе или в соответствии с идеями основополагающих институтов, которые позволяют силе закона встречаться при исполнении его трудностей и недоразумений, контролируя работу различных управление сайтами и принятие мер наказания, принуждения, подтверждения и поощрения… S разрешает споры, возникающие между административными учреждениями в вопросах власти, и передает причины из одного места присутствия в другое. S рассматривает дела, чтобы привлечь к ответственности должностных лиц четвертого и пятого классов, назначенных высшими властями. Во-вторых, С. — это инстанция, которая принимает жалобы от частных лиц и органов самоуправления на неправильные постановления министров и провинциальных населенных пунктов. Хотя этот аспект его деятельности наименее развит в законе (жалобы на министров, например, законом отнюдь не предусмотрены), но дела, связанные с этим, постоянно развиваясь количественно, приобретают огромное государственное значение. Несмотря на все несовершенства административной процедуры Сената, медленной и тайной, несмотря на слабость политической и социальной значимости С., Сенат, принимая во внимание эти жалобы и строго придерживаясь требований закона при решении Это дело создало вид административной юстиции, который не лишен недостатков, но, в любом случае, способствовал установлению верховенства закона в управлении. Из всех гарантий законности, существующих в российской государственной системе, надзор С., несомненно, является наиболее эффективным.
Участие Сената в делах судебных.
Участие Сената в судебных делах принимает различные формы, в зависимости от того, исходит ли дело из судебной резиденции старого или нового устройства (в соответствии с судебными статутами императорского Александра II). С древних судейских мест они приходили в S по апелляциям, пересмотрам, протестам провинциальных прокуроров и несогласию губернаторов с решениями судов. Эти дела находятся на рассмотрении по регламенту суда. С., который по сути их разрешает, в дореформационном порядке лишь частично изменил порядок. Дела по судебным приговорам, составленным в соответствии с судебными уставами имп. Александра II, кафедра. В уголовном судопроизводстве ходатайства могут касаться как отмены (кассационной жалобы) приговора, так и возобновления уголовного производства; по гражданским делам ходатайства могут быть кассационными, на их пересмотр и ходатайства третьих лиц, не участвовавших в деле. По существу решения кассационной инстанции см. Кассационный суд и пересмотр судебных решений. Кассация по уголовным делам рассматривает по существу виды преступлений, совершенных на должности должностных лиц выше 5-го класса. Из кассационных служб, иногда с участием первой и второй, формируются следующие общие присутствия: общее собрание кассационных служб (некоторые случаи судебного администрирования, споры о подсудности между судами гражданских, военных и религиозных ведомств, обжалование приговоров кассационной инстанции по уголовным делам, кассационные жалобы на постановления об особом действии по государственным преступлениям); общее собрание кассационной инстанции с участием первой (обсуждение подсудности между правительством и судебными органами, обжалование решений о совместном присутствии первой и гражданской кассаций по делам о взыскании убытков с должностных лиц; обсуждение решенных вопросов по-разному в разных судебных инстанциях); общее собрание кассационных служб с участием первого и второго отделов (дела того же характера, но по делам отдела второго отдела). По вопросам, касающимся расхождения мнений между прокуратурой и областными комиссиями по обвинению должностных лиц, формируется совместное присутствие первой и уголовной кассационной инстанции либо первой, второй и уголовно-кассационной коллегий. Совместное присутствие первой и кассационной служб установлено для дел о надзоре за судебными органами и должностными лицами судебной канцелярии, для пересмотра судебных решений провинциальных присутствий — совместное присутствие первой и гражданской (или уголовной, в в зависимости от ведомств, к которым они принадлежат). Наконец, из состава кассационных отделов выделяется особое присутствие по делам о государственных преступлениях и более высокая дисциплинарная ответственность.
Состав и разделение сената
Сенат состоит из представителей первых трех классов; сенаторы определяются прямыми выборами императорского величества как из гражданских, так и из военных чинов, и сенаторы, не теряя своего ранга, могут занимать другие должности. Исключения делаются для сенаторов кассационных департаментов, которые могут быть назначены только из числа лиц, которые занимали должность главного прокурора, его помощника или президента, члена или прокурора судебной палаты не менее трех лет, и назначение на эти последние должности также требуется известная официальная и образовательная квалификация. Сенаторы кассационных департаментов не могут занимать какие-либо другие должности на государственной или общественной службе. Некоторые из сенаторов назначаются для присутствия в департаментах, некоторые присутствуют только на общих собраниях, некоторые полностью освобождены от каких-либо советов S, министров и т.д. Основную работу выполняют присутствующие в отделениях сенаторы. Поскольку государственный и политический статус учреждения определяется социальным статусом его членов, позиция S зависит именно от этих сенаторов, присутствующих в департаментах. Практически всегда это люди, занимавшие должности III, иногда IV класса, и их назначение в S является кульминацией их служебной карьеры. Такое невыгодное положение S среди других высших институтов империи в значительной степени парализует власть, предоставленную Сенату как высшей резиденции империи.
Сенат действует в форме департаментов, общих собраний и совместных присутствий. Хотя в некоторых случаях общие собрания являются, так сказать, властью над департаментами, но, как правило, каждый департамент имеет право действовать от имени всех S .; его указы «выполняются всеми местами и лицами, подчиненными ему в соответствии с императорским величеством, и Суверен или его личный указ может остановить командование Сената». Количество кафедр достигло (согласно Свод законов. Ред. 1857 г.) до 12; д-ю IV, пограничная (с 1765 по 1794 г. — пограничная экспедиция) и вестники (ведомство с 1848 г.) были в Петербурге, VI-VIII в Москве, IX и X в Варшаве. В 1871 и 1876 годах были упразднены Московское и Варшавское отделения С. С распространением судебной реформы им. Александра II судебные отделы старой структуры (II-V и пограничные) были постепенно сокращены и объединены в одно. Сегодня S состоят из следующих отделов: первый, отвечающий за все административные вопросы, когда они могут быть решены только через директора S второй, учрежденный в 1882 г. (23 июня) и отвечающий за крестьянское управление: судебный, учрежденный в 1898 г. (2 июня) и отвечающий за старые судебные органы и конторы землемеров; вестники, ведающие делами о присоединении к дворянству и почетному подданству, княжеских, крестьянских и баронских титулов, смене фамилий, составители вестников; две кассационные д-тов, установленные Судебным уставом имп. Александр II (гражданский и уголовный). Все отделы, за исключением кассационных, действуют на базе УКПЧ. NS. S и обычно называются «старыми S.» Существуют два общих собрания старого С .: первое, состоящее из сенаторов первого и второго отделов и геральдики врача, второе — из сенаторов судебного отдела и одного из отделов кассационной, уголовной или гражданская принадлежность. Аргументы департамента этих общих собраний: дела переданы из старых департаментов S в высшие инстанции после наиболее серьезных жалоб; дела, переданные из ведомств по разногласиям; дела, требующие разъяснений или дополнений к законам. Из кассационной палаты, иногда с участием первой или второй составляются какие-то общие собрания и совместные присутствия (см. Выше). В дополнение к общим собраниям и совместным присутствиям, состоящим из сенаторов только из нескольких департаментов, в некоторых случаях общее присутствие всего С им и в других торжественных случаях. Согласно ст. 182 NS Офис Сената В каждый день пребывания в должности до начала заседаний департаментов все сенаторы должны войти в собрание, чтобы услышать все высшие приказы, представленные S .; на практике это не так. Каждый департамент состоит из сенаторов, назначаемых с максимальной осмотрительностью. По закону их количество не может быть меньше трех; на самом деле число сенаторов колеблется от 6-7 (геральдический диплом) до 18 (департамент гражданской кассы). В каждом отделе, за исключением первого, назначается первый сотрудник (с 1832 г.) сроком на один год (в кассах назначение первых сотрудников не подлежит ежегодному обновлению). Неудача в назначении первого лица в первый отдел в императорском указе 1832 года была мотивирована тем, что этому отделу были поручены надлежащие административные дела. Это верховное командование не отменяло принципа, который на практике проявляется в ничто, то есть в уникальном лице имперцев. Величество председательствует C. За надзор за производством причин и (в старых отделах) за правильность решений в каждом отделе, на общем собрании кассационных отделов, в совместном присутствии первой, кассационной и высшей дисциплинарных властей присутствие управляет. S — главные прокуроры со своими товарищами. В геральдическом отделе главного прокурора называют глашатаем. На общих собраниях старого С функции прокурора как генерального прокурора возложены на министра юстиции. В каждом отделении, в общем собрании кассационных служб, в совместном присутствии первой и гражданской кассационной службы, в совместном присутствии первой и уголовной кассационной службы и в общем присутствии первой и кассационной служб. В департаментах есть канцелярия, которая состоит под руководством главного прокурора из главных секретарей и их помощников.
Порядок делопроизводства в S. Порядок судопроизводства в старых отделах S. (административных и судебных) и на их общих собраниях с небольшими отклонениями соответствует порядку, существовавшему в дореформенных судах. Как большинство кассационных департаментов, так и те собрания и коллегии, в состав которых входят эти департаменты, действуют на основании подведомственных им статутов им. Александр II. Как правило, в старом С дела поступают в канцелярию; только отношения S с высшей властью, Госуд. Совет и Комитет министров образуются через министра юстиции. Дела готовятся к протоколу офисом), который собирает все необходимые акты, информацию и документы (в гражданских делах — только по запросу сторон) и составляет записку, в которой кратко излагаются обстоятельства дела и цитируются все относительные законы сейчас. Отчет по делу также составляется офисом и состоит из устного изложения дела и чтения тех документов и информации, которые, в соответствии с их смыслом, должны быть сообщены в их буквальном содержании. В виде приложения к протоколу 1865 г по уголовным и гражданским (а также пограничным) делам сторонам разрешается давать объяснения. После ознакомления с отчетом (по гражданским и уголовным делам — о задаче вопросов первому присутствующему) проводится голосование; принятое решение оформляется в реестре и заносится в журнал. Офис также готовит текст окончательного определения C. Решения департаментов обычно принимаются единогласно (с 1802 г.); но с 1869 г частные дела, а также дела по апелляциям против административных институтов и по запросам этих институтов решаются большинством в 2/3 голосов присутствующих сенаторов. Дела о правонарушении должностных лиц административного органа и о возмещении ущерба и убытков, причиненных этими правонарушениями, а также дела о прекращении расследования государственными правонарушениями решаются простым большинством голосов. Если у департамента нет необходимого большинства, главный прокурор должен попытаться привлечь сенаторов к соглашению; если ему это не удается, то в течение восьми дней он делает письменное «примирительное предложение», согласно протоколу которого запрашиваются только мнения сенаторов, участвовавших в слушании дела. Сенаторы могут полностью согласиться с мнением генерального прокурора или отклонить его. В последнем случае дело передается на общее собрание. В собраниях требуется простое большинство, за исключением случаев, когда от первого и второго департаментов требуется большинство в 2/3 голосов. Право вносить примирительные предложения на общих собраниях принадлежит министру юстиции. Эти примирительные предложения являются предметом предварительного обсуждения «консультации с Министерством юстиции» (21 октября 1802 г.), в состав которого входят заместитель министра, главы департаментов, все главные прокуроры и специально назначенные члены. Если общее собрание не принимает согласительное предложение министра, дело передается в государственные советы. Несравненно более значительным, чем влияние, оказываемое прокуратурой на старую S посредством примирительных предложений, является влияние, которое прокурор получает в силу права не учитывать решения Сената: каждый S встречается с министром юстиции, который: если они согласны с приговором, они издают на него письменные «законы». В случае несогласия главного прокурора с определением ведомства и министра юстиции — с определением общего собрания, они могут предложить С. Если С не откажется от своего первоначального мнения, то решение ведомства может быть передан общему собранию с разрешения министра юстиции; Решение собрания в случае несогласия министра юстиции остается на усмотрение Государственного совета. Во многих случаях главный прокурор по-прежнему обязан представить решение на утверждение министру до утверждения решения. Если приговор опущен главным прокурором, то он передается сенаторам на подпись, но на подпись ими он не может быть первым к исполнению, как при представлении прокурору (на общем собрании — в министр юстиции) и согласно его постановлению «казнить». Бдительность обвинения не зависит от ведомственных дел из тех дел первого департамента, которые решаются простым большинством голосов, и из дел общего собрания — всех дел второго общего собрания, за исключением тех, по которым S признает необходимо принять новый закон или отменить действующий. Эти ограничения на влияние надзора со стороны прокуратуры были установлены в начале 1980-х годов и с тех пор не продлевались. Еще большее практическое значение, чем надзор со стороны главных прокуроров, имеют права, предоставленные против С всем министрам. В некоторых случаях определение S может происходить только при участии соответствующего министра. Это участие выражается либо в том, что решение дикастерии перед подписанием решения сенаторами передается министру, либо в том, что само дело осуждается только в присутствии министра или его товарища. В некоторых случаях С также запрашивает предварительные заключения у министров еще до того, как узнает причину по существу. Если ведомство не разделяет мнение министра, дело передается на общее собрание, где голос министра засчитывается в общий балл голосов сенаторов. Производство в кассационной инстанции сосредоточено не в офисе, а в присутствии С. Дело готовится для отчета и докладывается одним из сенаторов, а роль офиса ограничивается сбором информации и т.д.подготовительные работы. Большинство дел сообщается не в самом ведомстве (для юридического состава которого требуется 7 сенаторов), а в ведомстве, где достаточно присутствия трех сенаторов. Решение, принятое филиалом, имеет ведомственную силу; но в случае комплексов или постановки какого-либо принципиального вопроса, который еще не рассматривался отделом, дело передается из отдела в отдел. Определения составляются сенаторами-докладчиками, а не канцелярией. Обязанности и права главных прокуроров в кассационных отделах S полностью отличаются от таковых в старых отделах: главные прокуроры кассационных отделов не имеют права контролировать решения сената и опротестовать их в случае несогласия с ними; их роль ограничивается представлением (лично или через сотрудников главного прокурора) заключения о степени обоснованности кассационной жалобы или протеста в кассационном порядке. Прокуратуре предоставлено право осуществлять надзор за канцелярией и кассационными департаментами.
Жалобы на Сенат
По общему правилу, установленному в 1802 году, обращение в Сенат не могло быть; но, согласно ст. В декрете 25 от 8 сентября 1802 г. «как могут быть крайности, при которых запрещение какого-либо убежища Его Императорскому Величеству лишило бы страдальца освобождения?» будут судить».
Указ 1802 г не проводил различия между решениями департаментов и общих собраний. Это различие появилось в 1810 году, когда оно было образовано при Госуде. Совет, комитет по петициям оставил без внимания все жалобы по серьезным делам, принятые на общем собрании Сената.
В соответствии с Сводом законов Генеральной Ассамблеи издания 1832 года, жалобы могут приниматься в случаях просьбы о предоставлении свободы от владения собственником и в случаях, когда будет иметь место особое императорское командование.
Согласно Уложениям 1842 и 1857 гг. Эти дела были дополнены делами об установлении прав дворянского государства и защите прав несовершеннолетних или душевнобольных. Определение общих собраний было отложено из-за обращений в Государственный совет.