Алексей Петрович Антропов

Антропов, Алексей Петрович

Алексей АнтроповДата рожденияМесто рожденияДата смертиМесто смертиГражданствоТипОбразование

PS Дрождин. Портрет А.П. Антроповой с сыном перед портретом его жены Елены Васильевны
14 (25) марта 1716 (1716-03-25)
Санкт-Петербург, Русское королевство
12 (23) июня 1795 (1795-06-23) (79 лет)
Санкт-Петербург, Российская Империя

Российская империя
русский живописец, представитель стиля барокко
Пьетро Ротари

Алексей Петрович Антропов (1716-1795) — русский живописец, декоратор-монументалист, представитель стиля барокко, один из первых художников страны, начавших писать многовековые портреты.

Алексей Антропов — искренний путь «в люди» первого светского портретиста в России XVIII века

Алексей Петрович Антропов, русский художник-живописец, декоратор-монументалист, приверженец барокко и классицизма, одним из первых в России начал писать многовековые портреты, а также работать с «живой натурщицей».

Путь мастера непрост, но искренен, его жизнь и творчество пришлись на 18 век. Антропову было 9 лет, когда умер Петр I, но в будущем художник напишет множество портретов царя-реформатора и представителей династии Романовых.

Его самые известные работы — «Портрет государственной дамы графини М.А. Румянцевой», «Портрет государственной дамы А.М. Измайловой», «Портрет Петра III», «Портрет священника Федора Дубянского» и другие.

Алексей Антропов внес большой вклад в развитие русской живописи и своего родного города на Неве, расписывал Зимний и Аничков дворцы, много работал в Царском Селе и Петергофе. Мы вам все расскажем об этом мастере.

Автопортрет, Русский музей 1784 г

«Выход в люди» под началом других мастеров

Многие годы Алексей Антропов работал под руководством других мастеров, создавая довольно знаковые сооружения, интерьеры и антураж. В Петербурге участвовал в росписи потолка и создании икон для Зимнего дворца; он также писал картины для триумфальных дверей на Аничковой слободе.

Под руководством Джузеппе Валериани работал в Усадебном и Аничковом дворцах, а также в Царском Селе и Петергофе. Под руководством Валериани и Перезинотти Антропов создал сценографию для Оперного театра. В 1742 году, когда на престол взошла дочь Петра I Елизавета Петровна, Антропов принял участие в планировании коронационных торжеств.

Под влиянием итальянца Пьетро Ротари, работавшего в России, Антропов начал рисовать с натуры, что повысило художественное качество его работ. Художник написал несколько портретов императрицы Елизаветы Петровны.
Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Русский музей

Заалтарный образ сделал из него «мастера»

И только в 1752 году Алексей Антропов получил свой первый самостоятельный заказ «расписывать иконы в куполе и других местах новой церкви Андрея Первого», построенной только в Киеве барочным архитектором Иваном Мичуриным по проекту Бартоломео. Растрелли. Самым выдающимся произведением мастера в этом величественном соборе является монументальная картина, запрестольный образ «Тайная вечеря».

Когда Алексей Антропов начал этот орден, ему было уже больше 30 лет, и он все еще числился подмастерьем. Именно работа в церкви Сант-Андреа и «Тайная вечеря», ставшая одним из лучших его произведений, сделали Антропова мастером. Не только в смысле профессиональной зрелости, но и в буквальном смысле: он уже не классифицировался как подмастерье. А в 1760 году Антропов был аттестован «мастером».

Трансцендентный образ

Портрет Петра III и «настоящий художник»

В 1762 году на престол вступил Петр III, которому сразу понадобился парадный портрет. По настоянию Синода Алексей Антропов возобновил эту работу. Мастер слышал о странностях «голштинской», страстной симпатии к Пруссии, играх с солдатами и военных учениях, а также о нелюбви ко всему русскому.

Художник Антропов был человеком искренним и не умел льстить, поэтому изобразил Петра III самодовольным, высоким и неповоротливым, с непропорционально маленькой головой и большим животом. Как ни странно, портрет понравился императору. Петру III было приятно видеть на фото то, что он постоянно наблюдал в зеркале. И он с восхищением сказал Антропову:

Вы настоящий художник. Никто не может передать душу человека так, как вы!

Тогда император приказал Антропову выполнить интимный заказ — написать портрет своей любимицы Елизаветы Воронцовой. Но мастер не успел это сделать. Вскоре Петр III был свергнут, на престол взошла Екатерина II.

Портрет Петра III, 1762 г. Третьяковская галерея

Шедевры парадного портрета — Алексей Антропов

Алексей Петрович Антропов — известный русский художник эпохи барокко, выдающийся мастер парадного портрета !

Алексей Антропов родился 14 марта 1716 года в Санкт-Петербурге. Отец Алексея служил в Строительной канцелярии Санкт-Петербурга (учреждение, ведающее застройкой Санкт-Петербурга и зданиями дворцового ведомства). С 1732 года Алексей начал учиться в Канцелярии из зданий с известнейшими художниками того времени: А.М. Матвеева, Луи Каравака, М.А. Захарова, И.Я. Вишняков. Позже, с 1739 г., он уже работал в «Живописной дружине» Канцелярии под руководством И.Я. Вишняков.


Автопортрет. Алексей Антропов с сыном перед портретом жены

Автопортрет. Андрей Матвеев с женой.

Автопортрет. Антонио Пьетро Ротари

В 1742 году Алексей был приглашен как художник для участия в коронационных торжествах императрицы Елизаветы Петровны в Москве. В Петербурге для него тоже есть работа. Пишет для Триумфальных ворот в Аничковой слободе, участвует в росписи потолка и в создании икон для Зимнего дворца, под руководством Джузеппе Валериани работает в Летнем дворце, в Царском Селе, в Петергофе, в Аничков дворец. Под руководством таких мастеров, как Джузеппе Валериани и Энтони Перезинотти, Антропов создает сценографию для Оперного театра. В 1850-х годах он брал уроки живописи у великого мастера русского портрета Пьетро Ротари.


Петр Великий

В 1752 году Алексей Петрович получил самостоятельный заказ «писать иконы в куполе и других местах новой церкви Святого Андрея», только что построенной в Киеве по проекту Франческо Бартоломео Растрелли. Церковь Сант-Андреа была построена на средства казны и должна была служить «дому Его Императорского Величества». Живописный интерьер — яркий образец религиозного искусства середины 18 века в веселом стиле барокко. Роспись храма пышная, довольно декоративная, насыщенная ярко-вишнево-красным, темно-зеленым, синим цветами.


Антропов. Портрет Бартоломео Франческо Растрелли

Антропов. Последний ужин. Запрестольный образ

Большая часть икон для иконостаса изготовлена ​​«живописной бригадой» Канцелярии из зданий во главе с И.Я. Вишняков; непосредственно его кисти принадлежит изображение Богородицы с Младенцем из нижнего ряда иконостаса. В 1752 г. «ученик живописца» А.П. Антропов был направлен в Киев для установки иконостаса, проявившего незаурядные организаторские способности, самостоятельность и блестящий талант.

Вместе со своими помощниками Антропов расписал купол, своды нартекса, алтарь, кафедру и некоторые иконы для иконостаса. Кисть Антропова принадлежит к самой значительной из росписей собора, монументальной композиции алтаря — запрестольному образу «Тайная вечеря».


Портрет Елизаветы Петровны

Портрет императора Петра I

Портрет Петра II

Из Киева художник отправился в Москву, где написал две мемориальные доски для Головинского дворца на Яузе. Здесь он познакомился с меценатом и куратором Московского университета Иваном Ивановичем Шуваловым. По возвращении в Санкт-Петербург, благодаря Шувалову, он получает место надзирателя у художников и иконописцев в Синоде с обязанностью брать студентов и «обучать их .. искусной живописи, иконописи и эмалевому искусству».


Портрет Ивана Ивановича Шувалова

Учениками Антропова были Петр Дрождин и Мина Колокольникова, манеры которых были настолько схожи с Мастером, что многие его полотна долгое время приписывались Антропову. Учеником Антропова был также выдающийся русский живописец Дмитрий Левицкий, продолживший заложенную Мастером традицию создания парадных и камерных портретов.

В 1760 году Антропов получил аттестат «магистра». В Санкт-Петербурге он открывает частную школу и передает свой дом Ордену общественной благотворительности для создания государственной школы. По распоряжению Священного Синода Антропов числится художником 12-й степени и получает большие по тем временам деньги — 600 рублей.


Художник Мина Колокольникова

Алексей Петрович Антропов умер в 1795 году в Петербурге от лихорадки. Похоронен в некрополе Александро-Невской Лавры, где на этом месте похоронена мемориальная доска с надписью: «В надежде на воскресение на этом месте похоронен слуга Божий, коллежский советник и живописец Алексей Петрович Антропов. Родился 1716 марта 14 дн. Скончался 12 июня 1795 года. Прожил 79 лет 2 месяца и 28 дней ». Художник похоронен рядом с Петром III, портрет которого стал одним из главных его творческих достижений.

Значение творчества Алексея Петровича Антропова в искусстве русской живописи 18 века.

Алексей Антропов — один из первых художников в стране, который занялся живописью, наряду с камерными портретами, светскими и парадными портретами. Он является автором знаменитых парадных портретов Петра Великого, Великого князя Петра Федоровича и Великой княгини Екатерины Алексеевны. Творчество Антропова было необходимым звеном между искусством первой и второй половины XVIII века.


Великая княгиня Екатерина Алексеевна
Портрет великого князя Павла Петровича, впоследствии императора Павла I, в детстве.
Великий князь Петр Федорович

Необычайный талант к живописи, строгая правдивость изображений, присущие его искусству особенности национальности, обеспечили в наследство заслуженное признание мастера. Своим искусством он продолжил реалистические традиции русского портрета, связанные с именами И. Никитина и А. Матвеева.

Антропова нельзя назвать их прямым последователем, так как условия его художественного воспитания были другими, а его позиция была более скромной. В ранний период, как портретист, Антропов работал в основном над имперскими изображениями, которые требовались в большом количестве для украшения только что построенных дворцов.


Портрет Елизаветы Петровны

Портрет Екатерины II

Антропов обнаруживает стремление к детальному воспроизведению предметного мира: золотое шитье, мягкость меха, бархат, блеск шелка, блеск драгоценных камней в женских украшениях — аграфах (на лифе платья) и цаплях (в прическе). Тщательно расписанные королевские знаки отличия — силы, скипетры, короны — еще больше подчеркивают обобщенную интерпретацию лиц, застывшие позы и жесткость положения рук. Помимо окружения предмета, художник обращает внимание на яркую и элегантную окраску.

Шедевром творчества Антропова является портрет государственной дамы Анастасии Михайловны Измайловой, открывающий период максимального расцвета его творчества. В портрете раскрыты основные черты таланта художника: присущая ему наблюдательность в восприятии природы, подлинная правдивость образа, видение красок мира. В этом камерном произведении Антропов раскрывает ясное и простое понимание природы человека, его индивидуальности.


Портрет графини Елизаветы Воронцовой
Портрет Анастасии Михайловны Измайловой, государственной дамы
Портрет государственной дамы Марии Андреевны Румянцевой.
Портрет графини Анны Воронцовой

Портрет графини М.А. Румянцевой (1764 г.). Перед зрителем предстает пожилая женщина, которая, по слухам, когда-то очаровала самого Петра Великого. Румянцева пухленькая, широколицая, но глаза сверкают умом и добротой.

Интересен портрет Елизаветы Воронцовой, фаворитки великого князя Петра Федоровича. Императрицу Елизавету Петровну забавляли страсти великого князя, императрица называла ее одноименной «мадам Помпадур». Многие современники отзывались о Воронцовой довольно едко: «крупная и неуклюжая», «широколицая», «с дряблым оливковым лицом», но Воронцова чувствовала себя при дворе очень уверенно, потому что Петр был к ней искренне привязан. В 1762 году она получила чин Ордена Святой Екатерины I и стала Дамой Большого Креста.


Портрет Елизаветы Петровны

Портрет Петра Великого

Портрет Екатерины Великой

Антропов был одним из тех художников, которые способствовали возникновению и распространению в русской живописи небольшого камерного портрета, проникнутого интересом к человеку, выходящему за рамки его специфических классовых характеристик. В каждом его портрете есть персонаж, прочитанный художником по-своему. Они лишены светской элегантности, присущей портретам XVIII века, потому что Антропов делает все предельно ясно, «без лукавого философствования», с удивительной щедростью хроматических решений.


Портрет атамана Ф. Краснощекова

Портрет архиепископа Петербургского и Шлиссельбургского Сильвестра Кулябки
Портрет княгини Т.А. Трубецкой

Его заслуга состоит в том, что он не пошел по пути внешнего восприятия модели, а соединил декоративную красоту и интенсивность цвета с трезвыми и объективными характеристиками людей, которых изображает. Таков его архиепископ Санкт-Петербургский Сильвестр Кулябка в красивом церковном облачении: накидка с расшитыми жемчугом погонами, капюшон на голове, с палкой в ​​руке.

В портрете княгини Татьяны Алексеевны Трубецкой наивная простота и колорит изображения. В основе портрета — внешне декоративные элементы, передающие настроение беззаботной жизнерадостности. В портрете атамана Федора Ивановича Краснощекова большие объемы органично сочетаются с декоративными мотивами тканей, демонстрируя живость традиции народного творчества.


Архиепископ Московский Платон Левшин

Портрет Ф. Я. Дубянского
Портрет архиепископа Гавриила Петрова

В более поздних портретах Антропова чувствуется особая чуткость художника к темам духовного благородства и истинного достоинства. Стремление к более глубокому пониманию духовных качеств изображенных людей явно отвечало внутренней потребности стареющего мастера.

Из его оригинальных портретов этого времени интересны изображения двух архиепископов — Санкт-Петербургского и Ревельского, Гавриила Петрова и Московского — Платона Левшина, впоследствии ставшего митрополитом. Первый предстает на портрете человеком с чистым сердцем, добрым и самодовольным характером. Лицо второго написано мягко, выражение глаз «спокойное» и в то же время, вопреки указаниям Платона, немного задумчивое и как бы взволнованное.


Портрет графа Ивана Симоновича Гендрикова

Портрет графини Елизветы Францевны Бутурлиной

Портрет графа Михаила Дмитриевича Бутурлина
Портрет Анны Ивановны Колычевой

Искусство Антропова, далекое от внешней яркости и величия, столь характерных для светского придворного искусства XVIII века, полно внутреннего смысла, силы, здорового жизнеутверждающего начала. И если характеристики людей на его портретах порой недостаточно развиты, слишком просты, это окупается другими ценными характеристиками самобытного, подлинно национального таланта художника, глубоко связанного с истоками народного искусства, всегда привлекавшего его своим творчеством блеск, искусная выразительная простота и своеобразная гармония форм.

Юность Марии Андреевны

Мария Андреевна принадлежала к старинному дворянскому роду Матвеевых. Семья частного советника графа Андрея Матвеева была воссоздана в 1699 году. Девочку, рожденную при крещении, звали Марией.

Поскольку служба отца предполагала постоянные поездки в Европу, Мария получила прекрасное европейское образование, превзойдя по знаниям многих своих сверстников.

Для Марии Андреевны возвращение в Москву стало большим поворотом в ее жизни. По распоряжению правителя сестры Матвеевы должны были принимать участие во всевозможных развлекательных мероприятиях. Жизнь девочек была похожа на веселый вихрь. К тому же красавицу Марию сразу заметили при дворе.

Девушка блистала не только своими внешними данными, но и смекалкой, отличным владением французским языком, а также прекрасными танцевальными навыками. Мария Андреевна очень любила танцевать, и судьба позволила ей проявить свои таланты на танцах при разных правителях России.

Встреча с царём

Во время одного из веселых придворных мероприятий Петр заметил необычайно красивую девушку. На тот момент Мэри было всего девятнадцать. Король был старше ее, был женат и имел несколько внебрачных связей, но ничто не могло остановить его страсть.

Современники отмечали, что особенно глубокие чувства у правителя были к Марии Матвеевой. Однако она поняла, что молодость и красота ее новой любимицы привлекли внимание многих мужчин, что становится соблазном для подружки невесты.

Он часто упрекал любовницу в том, что она слишком снисходительна к некоторым придворным. Петр Великий считал, что только он должен быть в судьбе этой женщины, и сам решил организовать свою личную жизнь.

Великий князь Николай Михайлович писал:

«Она занимала первое место среди любовников великого императора, она любила Марию Андреевну до конца своей жизни и даже ревновала к ней, что делала редко. Желая кому-то сохранить юную графиню «в вязанных перчатках», государь подарил девятнадцатилетнюю Матвееву своему любимому слуге Александру Ивановичу Румянцеву…”

Главная среди придворных дам

В период правления Елизаветы Петровны Мария Румянцева вела чрезвычайно насыщенную светскую жизнь. В 1744 году по поручению императрицы графиня стала управлять двором приехавшей принцессы Ангальт-Цербстской, которая тогда находилась в статусе жены Петра III.

Позже княгиня, крещенная Екатерина Алексеевна, вспомнила о злобном нраве и прекрасном мастерстве шпионки Марии Андреевны. На «дворе» будущей Екатерины II все боялись Румянцевой.

Однако практически все придворные относились к Марии Андреевне с уважением и крайним почтением. Сама Екатерина II, ставшая императрицей, также назначила Румянцеву камергером, хотя помнила свои козни в пору юности. Овдовев, Румянцева пристрастилась к азартным играм. Она жила не по средствам и часто обращалась за финансовой помощью к императрице.

Бенуа-Шарль Митуар «Друг Петра I у бюста Екатерины II» Бенуа-Шарль Митуар «Друг Петра I у бюста Екатерины II»

Конечно, годы не пощадили внешность этой женщины, но ее богатый внутренний мир заметили многие современники. Граф Сегур писал:

«Только его тело, разбитое параличом, отрицало старость; его голова была полна жизни, его разум искрился ликованием, его воображение несло на себе отпечаток молодости. Его беседа была такой же интересной и поучительной, как и хорошо написанный рассказ”.

Несмотря на преклонные годы, даже в преклонном возрасте Мария Андреевна не переставала любить танец. В Большой биографической энциклопедии говорится:

«Она, которая все еще хорошо танцевала, попросила великого князя (Павла Петровича) показать ей честь танцевать с ней, как когда-то она имела честь танцевать со своими прадедом, дедом и священником, а затем со многими спустя годы бал 24 ноября 1781 года, в день именин императрицы, прошел на польском языке с одним из внуков Екатерины II — великим князем Александром Павловичем”.

Алексей Петрович Антропов «Портрет Марии Андреевны Румянцевой», 1764 г. Алексей Петрович Антропов «Портрет Марии Андреевны Румянцевой», 1764 г

Несмотря на то, что Екатерина II не питала нежных чувств к Марии Румянцевой, многие знакомые этой женщины запомнили ее как очень доброго и искреннего человека. Графиня стала одной из первых представительниц дворянства, которая стала принимать на дом беспризорников и подкидышей. Мария Андреевна за 89 лет своей жизни испытала много боли, но смогла столкнуться с трудностями и радоваться тому, что у нее было.

«Портрет графини М. А. Румянцевой»

Портрет графини Румянцевой

Название: «Портрет графини М.А. Румянцевой»
Дата написания: 1764 г
Автор: Алексей Петрович Антропов
Размеры: 62,5×48 см.
Техника: Холст, масло.
Местонахождение: Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге

Описание картины «Портрет статс-дамы графини Марии Андреевны Румянцевой»

Портреты старушек (Измайлова, Бутурлина, Румянцева) — самая интересная и значимая часть живописного наследия Алексея Антропова. Государственная дама Мария Румянцева (1699-1788) занимает в этой своеобразной галерее не только особое, но и вполне достойное место.
По рождению графиня Матвеева, она провела детство и юность за границей, а по возвращении в Россию выгодно отличилась европейскими манерами и прекрасным французским акцентом. Однажды при дворе Марии Матвеева понравился Петр I. Император был поражен его живостью, своеобразной красотой и . азартом: карты Матвеева могли проиграть целое состояние. На долгие годы она стала искренним другом Петра, некоторые спорили — и любовницей. В 1720 году император выдал Марию замуж за своего рукоположенного Александра Румянцева, но это не испортило их доверительных отношений. Сын графини Петра Румянцевой станет известным полководцем, фельдмаршалом, губернатором Малороссии и по милости Екатерины II добавит к фамилии отца пафосное имя «Задунайский», но слухи о нем будут постоянно распространяться как внебрачный сын. Пьетро.
В преклонном возрасте Мария Румянцева, как всегда, сжалилась, приняла в свой дом бомжей и бедняков, но сохранила здоровый дух и острый язык. «Его полуразрушенное тело, — писал французский посланник при русском дворе Сегюру, — одно свидетельствовало о его преклонных годах; но у него был живой, веселый ум и юношеское воображение. Поскольку у него была прекрасная память, его беседа была очаровательной и поучительной, как хорошо рассказанная история».
«Портрет дамы графини М.А. Румянцевой» Алексея Антропова написан архаично и несколько примитивно. Его отличает темный фон и непринужденная фасадная композиция. Антропов был не очень искушенным и не особо культурным педагогом. Он не имел возможности увидеть многие произведения европейской живописи, не учился за границей, как когда-то его наставник, «Петровское гнездо» Андрей Матвеев. Обучение Антропова ограничивалось иконописной мастерской и наблюдением за работой сначала Каравакки, а затем Ротари: успех, но далеко не самых выдающихся художников. Поэтому путь Антропова в технике живописи — это такой откат даже от художников предыдущего поколения «Пьетро», этакий «примитив» с предельно лаконичной (если не сказать упрощенной) композицией и жесткой окраской.
Характерный антроповский металлический блеск, который особенно ярко проявляется в бело-серебристой окраске «Портрета М.А. Румянцевой», является результатом особой техники мелирования, при которой сначала применяются темные тона и только в завершающей стадии — более светлые. Белый на темной основе и придает этому «безжизненный» свинцовый оттенок. Даже белое свечение в зрачке проецирует металлический оттенок — специфическая и почти всегда повторяющаяся особенность Антропова, опознавательный знак, благодаря которому исследователи часто могли идентифицировать его неподписанные работы.

Форма искусства: живопись

Сюжет и объекты: Портрет

Техника: Масло

Материалы: холст

Дата создания: 1764

Размеры: 48 × 62,5 см

Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

 

Оцените статью
Блог про Петра Первого