Процесс и результаты становления абсолютной монархии в России

Философское обоснование абсолютной власти

Времена меняются, и политическая структура государств должна идти в ногу с этими изменениями. Европа стремительно приближалась к мировому господству.

Работы известных философов также внесли свой вклад в формирование новой европейской политической реальности. Большое значение в этом отношении имели работы Никколо Макиавелли и Жана Бодена — последний прямо указывал на право верховной власти принадлежать монарху, который, несмотря на свое божественное предназначение, распоряжаться ресурсами и подданными согласно своему собственному пониманию, однако он нес большую ответственность перед населением, и нарушение их прав и свобод противоречило христианской морали и этике.

Томас Гоббс рассуждал аналогичным образом в «Левиафане». Эта работа, вдохновленная кровавой борьбой между монархом и парламентом в Англии, также говорила об особенностях общественного договора и источника власти: мыслитель продвигал в книге идею суверена с абсолютной властью и моральными принципами создание обязательств для своих подданных.

Макиавелли, Боден и Гоббс: философское обоснование абсолютной власти

Времена меняются, и политическая структура государств должна не отставать от них. Европа стремительно приближалась к мировому господству: в результате великих географических открытий она накопила значительные ресурсы. Постепенно начали формироваться сильные централизованные государства, что потребовало изменения системы управления: средневековые традиции перестали соответствовать веяниям времени. А постоянные войны, происходившие в то время в Европе, требовали объединения под эгидой сильного правителя.

Работы известных философов также внесли свой вклад в формирование новой европейской политической реальности. Большое значение в этом отношении имели работы Никколо Макиавелли и Жана Бодена — последний прямо указывал на право верховной власти принадлежать монарху, который, несмотря на свое божественное предназначение, распоряжаться ресурсами и подданными по своему усмотрению собственное толкование, несут большую ответственность перед населением, а нарушение их прав и свобод идет вразрез с христианской моралью и этикой. Этот компромисс фактически привел к существованию представительных органов при монархе, подчеркивая легитимность власти — своего рода «общественный договор» между сувереном и государствами.

Обложка произведения Бодена «Шесть государственных книг».
Фрагмент обложки Шести книг штата Боден. Томас Гоббс рассуждал аналогичным образом в «Левиафане». Эта работа, вдохновленная кровавой борьбой между монархом и парламентом в Англии, также говорила об особенностях общественного договора и источника власти: мыслитель продвигал в книге идею суверена с абсолютной властью и моральными принципами создание обязательств для своих подданных. Эта теория несколько расширяет понятие абсолютизма для современного читателя, поскольку позволяет не только монарху быть этой абсолютной властью, но и представительными органами государства, что впоследствии подорвет идеологическую основу монархического абсолютизма в европейской цивилизации.

Титульный лист «Левиафана» Т. Гоббса.
Фрагмент титульного листа «Левиафана» Т. Гоббса.

Европейский абсолютизм: разные оттенки одного цвета

Теоретики подготовили идеологическую основу для того, чтобы абсолютизм воцарился почти во всей Европе в 17-18 веках. Власть монархов базировалась в основном на дворянстве, представители которого занимали все основные высокие гражданские и военные должности. Государственный аппарат выжил за счет бюрократии и четкого распределения власти.

Собранные из зачастую непохожих регионов и регионов, абсолютистские государства со временем превратились в унитарные страны с единым законодательством, гарантом которого был монарх. Он также покровительствовал национальной экономике: политика «меркантилизма» возникла именно в период становления и расцвета абсолютных монархий. Любопытно, что именно эта политика позволила сформировать условную национальную «буржуазию».

Несмотря на большое количество общих черт, абсолютизм имел свои особенности в каждой европейской стране, и зарождение и развитие политической системы шло совершенно разными путями. Классическая абсолютная монархия, по мнению историков, сложилась во Франции в 17-18 веках. Вершиной этой политической системы стала эпоха правления Людовика XIV. В других странах абсолютизм имел свои особенности. Британская абсолютная монархия, например, не смогла достичь французского уровня и была жестко ограничена парламентом: было нанесено поражение лоялистам в гражданской войне. Прусский абсолютизм в большинстве случаев формировался из военных предпосылок — буквально «вылупившихся из пушечного ядра».

Принципы европейского абсолютизма

С начала пятнадцатого века до первой половины шестнадцатого века была первая фаза образовательного абсолютизма, характеризовавшаяся постепенной концентрацией власти в руках монарха, хотя религиозная власть все еще накладывала ограничения.

  • Божественное право: у монарха было слово и воля Бога, поэтому он имел божественное право исполнять свою волю во имя Бога.
  • Унаследованная сила и жизнь: Сила обычно принадлежала старшему сыну короля и удерживалась ею до его смерти.
  • Абсолютная власть: королю не нужно было консультироваться с каким-либо органом или лицом по поводу своих решений. Не было органов, чтобы уравновесить баланс сил
  • Общество государств: в период абсолютных монархий общество было разделено на социальные классы. Привилегированными классами были монархия и духовенство, а в низших слоях — крестьяне, буржуа и другие наемные работники..
  • Централизованное правительство: сбор налогов был частью богатства короля, который использовал выручку для содержания армии и накопления богатства.

В каких странах произошел абсолютизм в Европе??

Абсолютизм имел место в нескольких европейских странах, среди которых самые известные: Франция, Россия, Испания, Швеция, Англия, Португалия и Австрия..

  • Франция: наиболее полный и известный абсолютизм имел место во Франции. Самыми известными ее представителями были Людовик XIII, Людовик XIV, Людовик XV и Людовик XVI, обезглавленные в разгар Французской революции..
  • Россия: это называется царизмом, но это практически те же заповеди, что и абсолютизм. В России это знаменитые Педро I, Иван IV, Мигель III, Екатерина Великая и Николай II, свергнутые большевистской революцией 1917 года..
  • Испания: выделяются Фелипе V, Фернандо VII, Фернандо V и Хосе I. В Испании все еще есть монарх, но под видом конституционной монархии.
  • Англия: английское дворянство было sui generis, признавая существование парламента. Самые известные его представители — Карлос II, Якобо II, Энрике VII и Изабель I.
  • Швеция: у шведского абсолютизма было максимум представителей в Карле X и Карле XI, последний прославился восстановлением Швеции после периода войны.

Абсолютизм вызвал подъем Просвещения, подъем буржуазии и Французскую революцию.

Причины европейского абсолютизма

Религиозные войны и идея божественного превосходства являются спусковыми крючками, порождающими абсолютистский период. Даже короли принимали зелья, которые, по их мнению, заставляли их вены казаться голубее, чем у других, что наводило на мысль, что у них была голубая кровь..

Завоевание Америки привело к тому, что Испания и Португалия собрали большие количества золота и серебра, что доказало успех абсолютистской системы, действующей в этих странах, над их соседями..

Благодаря крестовым походам произошел упадок феодализма и феодалов. Концентрация власти позволила территориальное объединение стран.

Ввиду необходимости слияния крупных вооруженных сил, как в случае светской войны между Францией и Британской империей, государства создали регулярные армии под командованием короля, а не разрозненные и разъединенные феодалы.

Прелюдия революционных лет

К середине 18 века европейский «старый порядок» остро нуждался в модернизации, чему способствовали различные политические, экономические и культурные причины.

Вторая половина века прошла под эгидой нового политического течения: «просвещенного абсолютизма». В то же время в нескольких европейских странах местные монархи, впечатленные гуманистическими и рационалистическими идеями современных философов и мыслителей, начали проводить реформы, чтобы принести жизнь в свои владения в соответствии со своим видением сущности государства. Считается, что первый такой «эксперимент» провел знаменитый прусский король Фридрих II.

Фридрих добился определенных успехов: его реформы смогли превратить Пруссию в одно из сильнейших государств Европы, а пример Гогенцоллерна вдохновил других монархов Старого Света.

Однако расцвет обновленного абсолютизма оказался временным: эпоха Просвещения подорвала идеологические и культурные основы «старого порядка» Европы и привела к грозным десятилетиям.

Предпосылки возникновения абсолютизма

Предпосылки для возникновения абсолютизма в России сформировались во время правления Ивана Грозного во второй половине XVI века. В конце 17 века абсолютная монархия начала складываться как вид государственной власти.

В России абсолютная монархия окончательно утвердилась и законодательно оформилась в первой четверти XVIII века. Его появлению предшествовали серьезные изменения в политике (внешней и внутренней), в экономике, в социальной структуре государства.

Предпосылки возникновения абсолютной монархии:

  • экономическое развитие страны — рост производства, развитие сельского хозяйства;
  • укрепление общероссийского рынка;
  • активное участие в международных коммерческих отношениях;
  • сближение статуса классов и классов;
  • консолидация местной знати и бояр;
  • наличие постоянной внешней военной угрозы с запада и юга (со стороны Крымского ханства, Турции, Швеции и Речи Посполитой), что способствовало развитию науки, техники, армии, государственного аппарата, законодательства и роста Индустриальное производство).

Экономическая основа абсолютной монархии в России — барщинное хозяйство, промышленное производство и общероссийский развивающийся рынок.

Некоторые элементы абсолютизма начали формироваться еще в середине XVII века при Алексее Михайловиче: Земские соборы стали собираться реже на фоне упадка роли Боярской Думы уже завершили работу Боярская курсовая Дума, роль бюрократии порядка возросла более детально; происходит устаревание основных принципов местничества (феодальной службы), увеличение числа рейтеров и полков воинов иноземного строя; возросла роль светской культуры. Россия стала присоединяться к системе европейских государств.

Абсолютизм в России при Петре I

Строительство 12 колледжей в Санкт-Петербурге. Гравюра М.И. Махаева. 1743 год.

Абсолютизм в России сформировался во второй половине XVII века, но окончательное его утверждение и оформление относятся к первой четверти XVIII века.

Абсолютная монархия осуществляла правление дворянства в присутствии нарождающегося класса буржуазии. Абсолютизм также пользовался поддержкой торговцев и промышленников, которые приумножали свое богатство благодаря полученным благам и поощрению торговли и промышленности.

Утверждение абсолютизма сопровождалось усилением централизации и бюрократизации государственного аппарата и созданием регулярной армии и флота.

Реализация реформ государственного управления состояла из двух этапов. Первый охватывает период с 1699 по 1711 год. — от создания Палаты Бурмистера, или ратуши, и от первой региональной реформы до создания Сената. Административные преобразования этого периода проводились поспешно, без четко разработанного плана.

Второй этап приходится на более спокойные годы, когда остался позади самый тяжелый период Северной войны. Преобразованию на этом этапе предшествовала длительная и систематическая подготовка: изучалось государственное устройство государств Западной Европы; с участием иностранных юристов были составлены положения о новых учреждениях. При их составлении использовались шведские нормативные акты, которые были соответствующим образом пересмотрены и дополнены применительно к российским условиям.

Петр I предупреждал: «Какие пункты в шведских правилах неудобны или отличаются от государственного заявления, и они должны быть установлены в соответствии с вашими собственными рассуждениями». Осуществляя реформы, Петр I проявил исключительное мастерство, исключительную энергию и настойчивость в реализации своих планов.

Законодательные акты начала восемнадцатого века закрепили безграничный характер королевской власти: «Его королевское величество — автократический монарх, который не должен никому в мире отвечать по поводу своих дел». Вместо Думы Боярдо, которая к тому времени была сокращена в своем составе, был учрежден Правящий Сенат.

Первоначально Сенат создавался как высший руководящий орган во время отсутствия царя, лично участвовавшего в Прутской кампании, но затем он превратился в высшее бюрократическое учреждение, непосредственно подчиненное царю.

В отличие от Думы Боярдо, состав которой был основан на принципе знатности происхождения, Сенат состоял из нескольких (9 человек) доверенных лиц, назначенных царем независимо от их рождения.

Сенат готовил новые законы, отвечал за всю систему центрального и местного управления, занимался организацией армии и флота и сбором налогов. Одновременно с Сенатом был создан фискальный институт для тайного контроля за исполнением указов. Налоги в городах и провинциях были подчинены Обер-фискальному Сенату.

После организации Сената началась замена старых порядков новыми центральными учреждениями: колледжами. Коллегиальная система отличалась от командной в основном более строгим распределением обязанностей между центральными ведомствами. Если раньше сбором налогов и их распределением отвечали десятки различных приказов, то со стороны колледжей основные статьи бюджета находились в ведении двух учреждений: Коллегии Палаты и Коллегии Государственной канцелярии. В контексте новой коллегиальной системы институты, ответственные за правосудие, промышленность и торговлю, ранее отсутствовали.

В колледжах, каждый из которых состоял из десяти человек (президент, вице-президент, четыре члена совета и четыре их помощника — олдермена), все решения принимались не индивидуально, а большинством голосов. В отличие от указов, юрисдикция колледжей по определенному кругу вопросов распространилась на всю страну.

В 1718-1721 гг. Создано 11 колледжей. Колледжи — военные, адмиралтейские и иностранные составляли группу «трех первых государственных колледжей». Коллегия палаты отвечала за расходы, а коллегия государственной канцелярии отвечала за государственные доходы. Совет внешних аудиторов осуществлял финансовый контроль. Торговля и промышленность находились под юрисдикцией Коллегии Берга, Коллегии производителей и Коллегии торговли. Коллегия Юстица отвечает за суды и является для них апелляционным органом. Родовая коллегия, пришедшая на смену местному Ордену, защищала имущественные права дворянства на землю и слуг.

Изначально все президенты колледжа были членами Сената. Но уже в 1722 году Петр I признал, что «вначале это делалось не глядя», потому что такой состав Сената не позволял контролировать работу коллегий и противоречил принципу подчинения низших институтов высшим единицы. Президенты большинства колледжей, за исключением «тройки», исключены из Сената. В том же году Питер установил высшую должность генерального прокурора в штате. В учредительном указе генеральный прокурор назван «как наш глаз и юристы по государственным делам». Ему было поручено «пристально следить» за деятельностью Сената и всех государственных учреждений.

Местные институты также были преобразованы. Старое дробное деление страны на уезды, подчинявшееся непосредственно приказам, находящимся в столице, не отвечало новым требованиям государства. Согласно новому административному делению, введенному после подавления восстания на Дону, были созданы более крупные единицы: провинции.

Страна была разделена на восемь губерний (Архангельская, Петербургская, Московская, Смоленская, Киевская, Казанская, Азовская и Сибирская) во главе с губернаторами с обширными военными, финансовыми и полицейскими полномочиями. Губернаторы подчинялись должностным лицам определенных ветвей власти (главнокомандующий, начальник военного дела, главный комиссар, отвечавший за сбор денег и натурных налогов и т.д.).

Вторая региональная реформа (1719 г.) сделала самую маленькую провинцию провинции главной административной единицей. Таких провинций было около пятидесяти. Разделение на провинции осталось, но только военное дело оставалось в ведении губернаторов, а по другим вопросам губернаторы провинций напрямую общались с центральными учреждениями. Провинции, на которые Россия была разделена в результате второй региональной реформы, были далекими предшественниками провинций, организованных при Екатерине II. Должностные лица провинциальных и провинциальных учреждений, а также члены коллегий назначались дворянством и составляли дорогостоящую бюрократическую машину управления.

Оформление абсолютизма при Петре 1

В первой четверти XVIII века в России проводились реформы в сфере управления. Основное значение этих преобразований заключалось в создании административной системы, проникнутой идеей централизма и полностью подчиненной верховной власти. Россия превратилась в абсолютную монархию.

В 1708 — 1710 годах была проведена региональная реформа местной власти.

Причиной тому стал рост классовой борьбы граждан и крестьян, на плечи которых легла вся тяжесть реформ. Во главе Петербургской и Азовской губерний стояли генерал-губернаторы Меншиков и Ф. Апраксин. Остальным управляли губернаторы, в руках которых находилась вся полнота административной, полицейской и судебной власти. Губернаторы также отвечали за поиск беглых крестьян, производство наборов для вербовки, обеспечение продовольствием для вербовки полков и сбор налогов.

Провинциальная реформа нанесла серьезный удар по правовой системе. Многие ордена перестали существовать, их обязанности были переданы губернской администрации.

В 1711 г был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти — Сенат, который также имел важные законодательные функции. Она принципиально отличалась от своей предшественницы — Боярской думы. Члены совета назначались императором. Осуществляя исполнительную власть, Сенат издавал указы, имеющие силу закона.

В 1722 году во главе Сената был назначен генеральный прокурор, которому было поручено контролировать деятельность всех правительственных учреждений. Генпрокурор должен был выполнять функции «государственного ока». Он осуществлял этот контроль через адвокатов, назначенных во все государственные органы. В первой четверти восемнадцатого века.

к системе прокуратуры была добавлена ​​налоговая система, возглавляемая оберфискалом. Налоговые обязательства включали информирование обо всех злоупотреблениях со стороны учреждений и должностных лиц, нарушающих «интересы государства».

Система заказов, сложившаяся при Боярдинской думе, никак не соответствовала новым условиям и задачам.

Фискальная сеть расширилась, и постепенно возникли два принципа фискального формирования: территориальный и ведомственный.

После создания Коллегии Юстица налоговые дела перешли под его юрисдикцию и перешли под контроль Сената, а с учреждением канцелярии генерального прокурора налоговые дела стали ему подчиняться.

Указом от 14 декабря 1717 г было создано 9 училищ: Военное, Бергское, Ревизионное, Иностранное, Адмиралтейское, Юстицкое, Камерное, Государственное, Мануфактурное. Всего к концу первой четверти XV века насчитывалось 13 колледжей, которые стали центральными государственными учреждениями, сформированными по функциональному принципу. Общие положения о коллегиях (1720 г.) устанавливали общие положения об управлении, кадрах и порядке делопроизводства.

Для управления церковью была создана специальная Духовная коллегия, реформированная рано (14 февраля 1721 г.), чтобы дать больше полномочий Синоду, который был главным центральным учреждением для церковных дел.

Он назначал епископов, осуществлял финансовый контроль, распоряжался своим имуществом и отправлял судебные функции в связи с такими преступлениями, как ересь, богохульство, раскол и т.д. Особо важные решения принимались общим собранием — конференцией. Компетенция синода ограничивалась светской властью. Преобразованный государственный аппарат был призван укрепить господство дворянства и самодержавной власти, способствовал развитию новых производственных отношений, росту промышленности и торговли

Реформы местного самоуправления проводились с целью усиления власти дворянства путем создания местных бюрократических институтов с широкими полномочиями.

В исторической литературе выделяются три этапа реформы регионального управления: первый — до 1708 года, второй — с 1709 по 1718 год (первая региональная реформа) и третий — с 1719 по 1725 год (вторая региональная реформа).

В 1699 году была проведена городская реформа. Была создана Бурмистерская палата (ратуша) с подчиненными земскими бараками. Они отвечали за торговое и промышленное население городов с точки зрения сбора налогов, пошлин и пошлин.

Цель реформы — улучшить условия для развития торговли и промышленности. Создание ратуши способствовало отделению городской управы от местной администрации, но губернская реформа 1708-1710 гг. Снова подчинила земские избы воеводам и воеводствам.

В 1714 г был издан указ о единовременном наследстве.

Отныне вотчина, как и вотчина, перешла к старшему сыну. Остальные дети должны были пойти на военную или гражданскую службу. Дворянам было запрещено делиться своим имуществом между всеми детьми.

В 1722 году Петр I издал грамоту о престолонаследии, согласно которой монарх мог определять своего преемника «признавая подходящее» и имел право, видя «распутство в наследнике», лишать его престола «увидев достойный».

Экономическое укрепление страны и укрепление ее международных позиций создали условия для реформ в конце 17 — первой четверти 18 века.

Со второй половины семнадцатого века. Русская экономическая и общественно-политическая мысль все решительнее и настойчивее решала задачи дальнейшего развития страны (подъем промышленности, расширение внутренней и внешней торговли и т.д.).

В отличие от консерватизма феодальной аристократии, реформ требовалась значительная часть дворянства и возникающая торговая и промышленная буржуазия.

По мнению историка В.О. Ключевского, пришедший к власти Петр I (1689-1725) обнаружил в российском обществе «преобразующее настроение». Таким образом, великие реформы, осуществленные в России в конце XVII — первой четверти XVIII века, не были продуктом личной власти Петра I, а были результатом только его субъективных представлений.

Военная реформа была первой и важнейшей преобразовательной работой Петра. Это было самое долгое и трудное как для него, так и для людей.

Заслуга Петра — создание регулярной русской армии.

Петр I расформировал стрелковые полки Москвы и с помощью Преображенских и семеновчан, выросших из «веселых» полков и ставших первыми солдатскими полками царской регулярной армии, начал набор и обучение новых армия. В военной кампании 1708–1709 годов против шведов новая русская армия показала себя на уровне европейских армий. Для оснащения армии солдатами были введены призывные комплекты.

Набор проводился по норме: один призывник с 20 рыболовецких хозяйств.

Для подготовки офицеров было создано несколько специальных школ: штурманская, артиллерийская, инженерная. Главной военно-практической офицерской школой был гвардейский полк — Преображенский и Семеновский. Указом царя от 26 февраля 1714 г было запрещено делать дворянскими офицерами, не служившими солдатами в гвардейских полках.

В конце царствования Петра Великого численность регулярных сухопутных войск достигла 200 тысяч человек. Флот состоял из 48 линейных кораблей и около 800 галер и других кораблей.

Из всех преобразований Пьетро центральное место заняла реформа государственного управления, реорганизация всех его связей. Старая система заказов не справлялась со все более сложными управленческими задачами. Поэтому стали создаваться новые заказы, появились офисы.

Но это не помогло повысить эффективность государственного управления.

Петр надеялся радикально решить эту проблему с помощью региональной реформы, то есть создания новых административных образований — губерний, объединивших несколько бывших уездов. В 1708 году в России было образовано 8 губерний.

Чтобы обеспечить армию всем необходимым, между провинцией и полками была установлена ​​прямая связь.

Региональные реформы были характерным индикатором развития бюрократических тенденций. Они привели к концентрации финансовых и административных полномочий в руках разных губернаторов — представителей центральной власти, создали на местах обширную иерархическую сеть бюрократических институтов с большим штатом чиновников.

Следующим уровнем бюрократизации на высшем уровне стало создание Сената.

Она пришла на смену Боярской Думе, когда самодержавие перестало нуждаться в учреждениях представительства и самоуправления.

Сенат, как высший институт петровской администрации, сосредоточенный в своих руках для выполнения судебных, административных и законодательных функций, отвечал за коллегии и провинции, а также назначал и утверждал должностных лиц. Сенат (9 членов в 1711 г.) состоял из самых важных сановников.

Его неофициальным начальником был генеральный прокурор. Он только подчинялся монарху. Помимо генерального прокурора, был создан целый институт прокуратуры. Прокуратура следила за соблюдением законности и правильности ведения дел во всех учреждениях.

К вновь созданным центральным органам власти относятся коллегии, созданные в 1717-1718 гг.

вместо предыдущих заказов. Были созданы 9 колледжей: военный, адмиралтейский, иностранный, коллегия юстиции, камерный колледж (департамент государственных доходов), аудиторский колледж, государственный офис (департамент государственных расходов), торговый колледж, а также производственный колледж и колледж.

В 1699 году городам было предоставлено право быть избранными мэрами. Эти администраторы составляли ратушу. Муниципалитеты региональных городов подчинялись Палате Бурмистры или мэрии.

Летать. В 1720 г в Петербурге был учрежден главный магистрат, который должен был организовывать магистраты в уездных городах и управлять ими. Магистраты руководили городским хозяйством, занимались развитием торговли и промышленности, благоустройством и благоустройством городов и решали не только гражданские, но и уголовные дела.

Государство Петр построил по образцу воинской части. Таким образом, в 1716 году Военный устав был принят как основополагающий законодательный акт, обязательный в учреждениях всех уровней.

В петровскую эпоху самодержавие окончательно сформировалось.

При Петре I были ликвидированы последние следы вотчинного представительства, обеспечены права личности управлять миллионами людей на основе неограниченной воли с помощью бюрократической машины.

В этот период распространилась идея патернализма, то есть образа разумного, предвидевшего будущее монарха-отца Отечества и народа. Патернализм сливается с идеей харизматического лидера как существа с исключительными способностями и дарами, недоступными обычному человеку.

Петр систематически использовал принуждение для достижения желаемого и сформулировал идею «насильственного прогресса».

Петр выбрал шведскую государственную систему в качестве модели государственной реформы. В его основе лежал принцип камерализма, получивший распространение в Европе в начале 18 века. Суть камерализма — введение четкого бюрократического принципа в системе управления. При нем была создана структура аппарата по функциональному принципу, введено разделение полномочий.

Единство иерархической структуры аппарата сочеталось с единством обязанностей, кадров и оплаты труда чиновников. Все это подлежало строгому регулированию с помощью ряда законодательных актов и инструкций.

Таким образом, в ходе петровских реформ на смену средневековой системе правления пришла бюрократическая государственная машина. В России при Петре произошел сильный экономический скачок.

Промышленное развитие происходило беспрецедентными темпами: в первой четверти 18 века возникло не менее 200 заводов вместо 15-20 фабрик, существовавших в конце 17 века.

Важнейшей чертой экономического бума начала 17 века была решающая роль самодержавного государства в экономике, его активное и глубокое проникновение во все сферы экономической жизни. Этого требовала концепция «меркантилизма», распространенная в Европе. (Выражается в активном вмешательстве государства в экономическую жизнь, в достижении активного баланса во внешней торговле).

В условиях России основным фактором государственного вмешательства в экономику стала чрезвычайная ситуация после поражения под Нарвой в 1700 году, определившая характер, виды и особенности промышленного подъема и всю экономическую политику самодержавия Петра I. Большой.

Постоянная потребность в деньгах на военные расходы побуждала Петра искать все новые и новые источники государственных доходов.

Появился ряд новых налогов, создана своя торговля, введена монополия на закупку и продажу определенных товаров.

Установление государственной монополии привело к произвольному росту цен на эти товары внутри страны и, прежде всего, к ограничению и регулированию коммерческой деятельности российских купцов.

Прямое налогообложение при Петре претерпело радикальную революцию.

Если раньше население облагалось налогом «дома», то теперь мы перешли к общему налогообложению. Налоги должны были платить крестьяне и граждане мужского пола, от ребенка до старика.

Во время правления Петра I была создана российская денежная система. Мелкие разменные монеты (копейки, денарии, полушки) чеканили из меди.

Даймы, пятьдесят долларов, полрубля и рубли чеканились из серебра. Герцогства чеканились из золота.

Согласно западной модели, Петр I пытался научить своих капиталистов действовать по-европейски, объединяться с капиталом, объединяться в обществе.

Так, декретом 1699 г он приказал купцам торговать компаниями. Для их поощрения введены различные льготы: субсидии и государственные льготы.

Оружейный завод в Туле, заводы на берегу Онежского озера, горные заводы на Урале свидетельствовали об успехах в развитии горной промышленности и создании крупной промышленной индустрии.

После него Петр оставил 233 фабрики и фабрики в самых разных отраслях промышленности. Многочисленные улучшения были также внесены в сельское хозяйство.

Основываясь на зарубежном опыте и своих соображениях, Петр I пригласил в Россию иностранных специалистов, предложив им выгодные условия. Десятки студентов отправлены на учебу за границу.

С конца 1810-х годов примерно 18 века. Петр внес существенные изменения в торгово-промышленную политику: была ликвидирована действующая монополия на экспортную торговлю, приняты различные меры по стимулированию частного промышленного предпринимательства, практика передачи государственных предприятий (в основном убыточных для казначейства) частным собственникам или особенно компании, созданные для этого, были особенно распространены.

Однако, в какой-то мере изменив экономическую политику, Петр не ослабил бы влияние государства на экономику.

До конца 10-х годов 18 века. Россия не знала руководящих органов торговли и промышленности. Именно создание и начало деятельности Berg, мануфактур, коммерческих колледжей и главного магистрата было сутью произошедших изменений. Эти бюрократические институты были государственными регулирующими учреждениями народного хозяйства, органами по реализации торгово-промышленной политики самодержавия на основе меркантилизма.

В то же время в России произошли важные социальные преобразования.

Резко усилилась борьба с бегством крестьян. Началось массовое возвращение беглецов их бывшим хозяевам. Категория «бесплатно и гулять» запрещена. По этой причине возникла сложная ситуация с наймом рабочей силы для производства.

18 января 1721 года Петр I подписал указ, разрешавший частным фабрикам закупать крепостных для использования на фабричных заводах.

Этот декрет стал решающим шагом на пути превращения промышленных предприятий, на которых зародилась капиталистическая система, в обслуживающие предприятия, в своего рода феодальную собственность.

Поэтому промышленность России была поставлена ​​в такие условия, что в действительности не могла развиваться иначе, как феодальным путем.

Таким образом, победа принудительного труда в промышленности привела к ее росту с начала XIX века. Экономическое отставание России.

Феодальная политика в промышленности также исказила формирование русской буржуазии. В это время в Западной Европе буржуазия громко заявляла о своих претензиях к монархам и дворянству.

В России было обратное движение: став владельцами слуг, производители пытались повысить свой социальный статус, получив дворянство.

В петровскую эпоху распался некогда единый класс «слуг». Лидеры служебного сословия — слуги по происхождению — были преобразованы в дворян. Нижние чины служилого сословия стали государственными крестьянами.

Был введен новый критерий службы дворян.

Ранее действовал принцип происхождения. Введен принцип личного стажа. Его условия были определены законом. Новый принцип был отражен в таблице рангов 1722 г. Он разделил всю массу государственных служащих, военных и гражданских, на 14 степеней или «рангов».

Каждому офицеру и государственному служащему придется продвигаться по ним. Самым важным из условий была обязанность служить частным лицом или по найму.

Таким образом, в петровскую эпоху дворяне рассматривались в первую очередь как бюрократический и военный класс, прочно связанный с государственной машиной.

Вообще политика самодержавия по отношению к дворянству была очень жесткой. Регулируемое дворянство было обязано учиться, а затем служить.

По задуманному царем плану, различные категории неработающего населения России были объединены в единый правовой и фискальный класс.

В число государственных крестьян входили крестьяне с юга, черноволосые крестьяне с севера, ясачьи крестьяне — иностранцы из Поволжья, всего не менее 18% плательщика налогов.

Социальные преобразования коснулись и слуг. Эпоха Петра привела к слиянию крепостных и крепостных в один класс. Общая тенденция развития крепостного права заключалась в распространении на крепостных крестьян многих норм крепостного права.

Это обеспечило общую платформу для их последующего слияния.

Реформа имела значение и в отношении городских жителей. Пьетро решил унифицировать социальную структуру города, передав институты Западной Европы: магистраты, магазины, гильдии. Они были внедрены в российскую действительность насильно, административным путем.

Население Посада делилось на две гильдии. Первую гильдию составили «первоклассные». В нее входили верхняя часть поселения, зажиточные купцы, ремесленники, граждане интеллигентных профессий. Во втором — мелкие лавочники и ремесленники. Их объединили в мастерские на профессиональной основе.

Все остальные граждане прошли общую проверку на предмет выявления среди них беглых крестьян.

Не менее формальной стала система управления городом. Городские магистраты не имели ничего общего с западноевропейскими, которые фактически были органами самоуправления.

Для петровских времен были характерны широкомасштабные полицейские действия длительного характера: размещение армейских полков в вечных квартирах в населенных пунктах, уездах, губерниях, введение паспортной системы.

В целом был создан внутренний режим, при котором действовал ряд ограничений. Наиболее важные из них: ограничения на обращение в стране; ограничения свободы выбора профессии; ограничения общественных движений, переход от одной «степени» к другой.

Реформа церкви, проведенная Петром, продолжила коренные преобразования. Глава православной церкви патриарх оказался в лагере консервативных бояр и духовенства.

В 1721 году патриархат был упразднен, и была создана особая духовная коллегия — Священный православный синод. С учреждением Синода Петр подчинил церковную власть власти светской.

Лишенная автономии церковная иерархия признала власть русского самодержца.

Таким образом, происходящее в общественном строе России свидетельствует об объединении родового уклада общества, сознательно руководимого рукой царя. При этом Петр поставил цель — создание так называемого «регулярного» государства, которое, в свою очередь, можно охарактеризовать как автократическое, военно-бюрократическое и полицейское.

Корона Российской Империи

Николай Шелгунов сказал: «Я вообще не люблю Петра как царя, но я кланяюсь ему как диктатору.

В чем была его сила? В том, что он разрушил старые формы Московской Руси и ускорил естественный ход вещей, в возрасте двадцати лет он сделал то, что московские цари пролили кровью и сделали зло до двухсот».

Абсолютизм (от латинского absolutus — независимый, неограниченный). Абсолютная монархия возникает в период распада феодализма и возникновения капитализма.

он характеризуется тем, что монарх (глава государства) является источником законодательной и исполнительной власти. Исполнительная власть осуществляет свою деятельность через созданный ею и зависящий от нее аппарат.

Особенности установления абсолютной монархии

Возникновение абсолютной монархии в России имело некоторые особенности:

  • огромное влияние личности Петра I;
  • непрерывные войны;
  • ограниченные права населения;
  • слабость институтов наследия;
  • вмешательство государства во все сферы жизни населения (включая личную жизнь граждан);
  • бесконтрольное распоряжение материальными ресурсами государства монархом и его наследниками.

Установление абсолютной монархии сочеталось с усилением крепостного права (в отличие от стран Западной Европы, где эти процессы протекали на фоне ликвидации старых феодальных институтов и в условиях развития капитализма). Монархия была основана исключительно на службе дворянства, а не на союзе граждан и знати.

Абсолютно все находилось под контролем государства, вплоть до кроя и стиля одежды, инструкций о том, какую обувь надеть, какую прическу делать, пора задуть свечи и так далее

Характерные черты российского абсолютизма

Утверждение абсолютизма в России характеризовалось вмешательством государства и царя во все сферы частной и общественной жизни. Усиление значения и роли государства нашло отражение в детальном регулировании прав и обязанностей социальных групп и слоев. Одним из направлений установления абсолютной монархии была политика порабощения крестьянства.

Характеристики абсолютизма в России:

  • вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека;
  • есть профессиональный бюрократический аппарат;
  • сформирована профессиональная и сильная армия;
  • полное отсутствие представительных органов и институтов наследия.

Идеология абсолютной монархии полностью соответствует определению патриархальности. Феофан Прокопович по особому распоряжению Петра Великого написал «Истину воли монархов». По этому поводу мы уже закончили более подробно отрывок из «Поощрения в трудовом праве», работа, в которой необходимо установить абсолютная власть монарха. Король был представлен как «отец народа», который лучше всех знает, что нужно его детям (населению). Он имеет право самостоятельно решать, как их учить, воспитывать и наказывать. Отсюда желание контролировать все сферы частной и общественной жизни.

Абсолютный монарх, руководивший государством, принадлежит всей высшей законодательной, исполнительной, судебной власти. Он выполняет функции главнокомандующего армией. Монарх направляет и контролирует деятельность государственной религиозной системы.

В период абсолютной монархии порядок престолонаследия изменился. Петр I по политическим мотивам лишил цесаревича Алексея, законного наследника престола, права наследования престола. В 1722 году был издан указ, который гарантировал право монарха самому решать, кто станет его наследником.

Законодательные акты издавались монархом или от его имени сенатом. Воля монарха стала признаваться легальным источником права. Монарх был главой всех государственных учреждений. Его присутствие на той или иной территории автоматически прекращало деятельность местной администрации с передачей ему всей власти. Все государственные учреждения должны были выполнять волю и решения монарха.

Монарх был одновременно верховным судьей и источником всей судебной власти. В обязанности короля входило рассмотрение любого дела, независимо от решения судебных властей. Решения монарха отменяли все другие решения. Право утверждать смертные приговоры, как и право помилования, оставалось за монархом.

Крах абсолютных монархий

Дальнейшее развитие товарно-денежных отношений и промышленная революция привели к естественному краху абсолютизма. Свободный рынок не терпел «указательного пальца» монарха, и априорный абсолютизм не мог согласовываться с широкой независимостью его подданных. Вследствие этих противоречий в период с семнадцатого до начала двадцатого века произошел переход от абсолютизма к конституционным монархиям или республиканской форме правления.

В одних странах этот процесс прошел относительно мирно, в других — в результате революций и кровопролитных гражданских войн. Достаточно вспомнить революцию Кромвеля, Великую французскую революцию, революцию 1917 года в России. Процесс перехода был очень долгим и зависел от уровня капиталистического развития страны. В Европе абсолютизм продержался дольше всего в Российской и Османской империях — до начала ХХ века.

Преимущества и недостатки абсолютной монархии

На ранних этапах истории эта форма правления была достаточно эффективной, поскольку позволяла людям объединяться под единым правлением правителя. При этом не было политических ссор и разногласий. Но здесь многое зависело от личности этого самого правителя, если он был мудр и справедлив, то государство процветало и развивалось. Не зря греческий философ Платон видел идеальное государство с философом-правителем на троне.

Но, увы, философы не всегда были монархами с абсолютной властью, если глупый и недальновидный человек становился самодержцем, то сразу начинался упадок. Это хорошо видно в истории Римской империи, когда там правили череда искусных императоров из династий Флавиев и Антоний, империя процветала, и историки позже будут называть этот период «золотым веком». К сожалению, все заканчивается, после смерти мудрого императора-философа Марка Аврелия (который, однако, напрямую воплощал платоновский идеал) на престол взошел его сын Комод, характеризуемый буйным характером и плохим настроением, и с началом его правления , упадок начался в древнеримском государстве.

Что касается условно «нового времени», с развитием экономических отношений неограниченная монархия потеряла смысл и стала препятствовать дальнейшему росту благосостояния зарождающейся буржуазии. Что в конечном итоге привело к серии естественных буржуазных революций, направленных на свержение абсолютной монархии, которая препятствует дальнейшему экономическому развитию и связанному с ним прогрессу.

естественно, что страна, где абсолютная монархия держалась дольше всего, Российская Империя, была самой отсталой в экономическом и культурном отношении в Европе, когда в Лондоне была проложена первая линия метро, ​​крепостное право в России почти не отменили…

царь

Современные государства с абсолютной монархией

Как это ни странно, но в нашем 21 веке абсолютная монархия все еще сохраняется в ряде стран. В каких государствах продолжает существовать абсолютная монархия? Ответим на этот вопрос.

  • Ватикан, формально это небольшое государство, является абсолютной монархией, где вся власть принадлежит Папе, хотя в наше время его власть далеко не абсолютная, как это было в средние века, когда даже короли трепетали перед главой церкви католический. (Сомнительный король мог быть отлучен от церкви, и поэтому ему было неудобно).
  • Ряд арабских стран: Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Султанат Бруней, Эмират Катар. Все эти мусульманские страны возглавляются султаном или эмиром, который имеет практически неограниченную власть, но с одной важной оговоркой, их власть может быть ограничена правилами и законами шариата.
  • Северная Корея, пожалуй, самое химерическое государство в мире, которое, однако, соответствует всем признакам абсолютной монархии в ее классическом проявлении. По конституции власть в стране принадлежит рабочим, крестьянам, рабочей интеллигенции, всем трудящимся, но мы знаем, что там на самом деле происходит. Верховный президент, сначала Ким Ир Сен, затем его сын Ким Чем Ир, а затем его внук Ким Чен Ын, держат в своих руках практически неограниченную власть в этом государстве, которое в лучших королевских традициях передается по наследству.
Источники

  • https://zen.yandex.ru/media/diletant.media/kakova-istoriia-absoliutizma-602c99f0aca27a71a6df8dcb
  • https://diletant.media/articles/45304669/
  • https://ru.thpanorama.com/articles/historia/absolutismo-europeo-principios-causas-y-consecuencias.html
  • https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/ustanovlenie_absolyutnoy_monarhii_v_rossii/
  • https://cyberlesson.ru/absoljutizm-petra-1/
  • https://bigjournal.ru/chto-takoe-absolyutizm/
  • https://travel-in-time.org/puteshestviya-vo-vremeni/absolyutnaya-monarhiya/

Оцените статью
Блог про Петра Первого